Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая. Яшина О.Ю.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
3.41 Mб
Скачать

Второй ребёнок и средний ребёнок.

О втором ребёнке Г.Т. Хоментаускас пишет, что он ещё до рождения растет в более спокойной атмосфере, чем старший, т.к. у родителей уже есть определённый опыт. По отношению ко второму ребёнку «мать последовательнее, нежнее, ласковее, поэтому второй ребёнок изначально более уравновешенный, чем первый, развивается в более спокойной, стабильной атмосфере семьи» [19,с. 54].

Однако, отмечает А. Адлер, у второго ребёнка всегда есть лидер, развивающийся с опережением и служащий ему примером. Второй хочет догнать и перегнать первого. Он хочет перемены власти, он – революционер, не признающий авторитеты.

Г.Т. Хоментаускас обнаружил определённую закономерность в отношениях старшего и младшего: чем больше разрыв в годах, тем меньше проявляются конкурентные отношения, и, наоборот, - чем меньше различается возраст детей, тем ярче их соперничество. Исследователь объясняет это так: если второй ребёнок младше первого на четыре и более лет, первенец для него представляется недостижимым идеалом, вследствие чего он и не стремится прямо конкурировать со старшим. Однако, если различие в возрасте один-два года, между детьми разыгрывается острая конкурентная борьба. Старший стремится показать родителям, младшему и самому себе превосходство в одной из значимых для него сфер. Такие его стремления часто обуславливают чувство неполноценности второго ребёнка и вместе с тем определяют интенсивное его стремление превзойти старшего. Конкурентные отношения, как правило, имеют прямое или косвенное поощрение со стороны родителей путем повышенного внимания, сравнивания детей. Завышенные требования родителей обостряют соперничество, а позже обуславливают восприятие мира как арены борьбы.

Второй ребёнок, в зависимости от дальнейшего развития семьи, может оказаться младшим ребёнком или стать средним, справедливо отмечает Г.Т. Хоментаускас. И продолжая, говорит о том, что позиция среднего ребёнка наиболее сложна. Он как бы ограничен сверху первым ребёнком – в семье уже есть сильный и способный, и в то же время он чувствует, что не может конкурировать с младшим, так как не обладает его непосредственностью, очаровательностью. Он в одно и то же время является старшим для тех, кто родился после него, и младшим для тех, кто родился прежде, поэтому он часто затрудняется в самоопределении и формировании отчётливой личности.

Оказавшись между этих двух позиций, средние дети чаще, чем другие, чувствуют себя обиженными, отвергнутыми. Если среднему ребёнку не удается найти свое место в структуре семьи, он начинает воспринимать этот мир несправедливым, что вызывает у него агрессивные мысли и действия. Соглашаясь с Г.Т. Хоментаускасом, В. Томан говорит, что если единственный способ утвердиться в семье среднему ребёнку – стать разрушителем, он делает это. Средние дети могут становиться саморазрушителями, например, пить и есть слишком много, а могут социальными разрушителями, членами гангстерских банд или малолетними преступниками (но редко крупными воротилами). Часто они могут просто сформировать надоедливые, привлекающие внимание привычки.

Все же, поскольку средние дети вынуждены были научиться жить в мире со своими младшими и старшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами, они в основном умеют хорошо вести дела с различными людьми, Средние дети обычно дружелюбны со всеми и активно стремятся к дружеским взаимоотношениям. Они хорошо умеют вести переговоры и часто преуспевают в занятиях, требующих такта, но не слишком большой агрессивности. В. Томан предполагает, поскольку в жизни средние дети жаждут внимания и теплоты, то они могут направиться в сферу увеселений.