Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на прошлогодние вопросы.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
1.45 Mб
Скачать

Билет 27.

В «Морфологии волшебной сказки» В. Я. Пропп использовал метод структурного анализа.В этой книге В. Я. Пропп временно отказался от исторического подхода к материалу, избирав объектом анализа структуру волшебной сказки.

Однако В. Я. Пропп не был принципиальным противником эволюционного исторического подхода. Он подчеркивал только, что описательное структурное изучение должно предшествовать изучению истории, т.е. эволюции сказок. До него в российской фольклористике господствовало изучение генезиса сказки, опирающееся на элементы мифологической и исторической теории

Есть, таким образом, пределы, за которыми сказки уже теряют свои качества как сказки. Пропп называет эти границы закономерностью в композиции сказок. Именно эта закономерность в композиции является главным признаком, по которому выделяется волшебная сказка.

Функции — это как бы аспекты и свойства волшебной сказки. Это, например, поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действия.

Пропп утверждает, что сказку надо изучать именно по функциям.

всего 31. Они образуют основные составные части волшебных сказок и не меняются от того, кем и как сделан определенный поступок в ходе повествования.

Исходя из этого факта, можно сказать, что все волшебные сказки в известном смысле однотипны по строению. Эта однотипность в композиции является существенным признаком, по которому волшебная сказка выделяется из других сказочных жанров.

Билет 28. Исторические корни волшебной сказки Пропп

Пропп видит в народных сказках напоминание о тотемических ритуалах инициации. Сказка описывает систему обрядов не какой-либо определённой стадии культуры, но ее сценарий инициации выражает внеисторическое архетипическое поведение психики. В сказках нет точного напоминания о какой-либо культуре: здесь смешиваются и сталкиваются друг с другом различные исторические циклы и культурные стили. Здесь сохранились только образцы поведения, которые могли существовать во многих культурных циклах и в разные исторические моменты.

Типологическое соответствие между волшебной сказкой и обрядом инициации, установленное Проппом в книге 1946 года, в середине 70-х годов еще только начнет развиваться в исследованиях по сопоставлению фольклорных нарративов и обрядов "перехода".

Билет 29. НАРОДНАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ. БЫЛИЧКИ (Фольклорная проза делится на сказочную и несказочную. К жанрам несказочной прозы относятся предания, легенды, бытовая проза и демонологические рассказы) Демонологические рассказы - это жанр несказочной прозы, основная функция которого - уверить в существовании потусторонних сил. К демонологическим рассказам относятся былички и бывальщины. Э.В.Померанцева разграничивает эти жанры, говоря, что быличка - это меморат (рассказ от первого лица о каком-то событии), а бывальщина - фабулат (информация от третьих лиц в сюжетной форме). В демонологических рассказах важная роль отведена облику и функциям персонажей. Быличкам присущи 2 типа героев: реальные и фантастические (антагонисты). Фантастическому герою характерно: 1. способность влиять на реальный мир 2. способность быть невидимым 3. способность проникать в реальное пространство - в виде человека или животного - с чертами антимира (например, женщина во всем белом с огнем в руках) 4. основная функция - увести человека в антимир Признаками нечисти являются распущенные волосы (символ хаоса) и характерный смех. Смех антагониста играет очень важную роль в быличках. Он символизирует переход реального героя в антимир (например, когда русалка щекочет человека, тот умирает от смеха). Кроме того, смех - антагониста - это способ испугать человека. Таким образом, выделяется 2 мира: свой и чужой. Попадая в антимир, реальный герой вступает в определеные отношения с фантастическим героем. Это могут быть деловые отношения, когда человек работает на антагониста, родственные связи или участие человека в тайных сборищах антагониста. Человек может переместиться обратно в свой мир. Для этого он должен отказаться от еды и материальных благ нечистого. Ведь в антимире многие вещи способны преображаться. Так, обычный камень может казаться в антимире золотом. Примечательно, что хлеб помогает человеку в борьбе с нечистой силой. Объясняется это тем, что, изготовленный руками человека, он символизирует победу человека над природой. Все нечистые боятся креста, молитвы, благословения.  Помимо этого леший, русалка и черт боятся ругани, иглы, магического круга, крика петуха; домовой - ремня. Чтобы обмануть лешего или водяного, можно сделать чучело. Чтобы спастись от черта, достаточно чихнуть. Выделяются следующие последствия контакта человека с антагонистом: 1. болезнь или смерть героя 2. безумие 3. получение “чудесного знания” Е.С.Ефимова в статье “Основные мотивы русских быличек” приводит классификацию быличек по содержанию: 1. о духах природы (леший, водяной и т.д.) 2.о домашних духах 3. о черте, змее, проклятых 4. о колдунах, ведьмах, покойниках 5. о кладах 6. о предзнаменованиях 7. о небесных силах