Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
для студентов КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ_РЭиУ_3 курс ГиМУ_...doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
4.96 Mб
Скачать

3.3 Теории пространственного размещения производительных сил.

Теории пространственной организации производительных сил и региональной экономики.

Рассмотрим развитие теорий пространственной организации производительных сил, в частности, теории Вебера. Последователи А. Вебера пытались исследовать не изолиро­ванное хозяйство, а взаимосвязь хозяйств. Первым из них был немецкий экономист О. Энглендер, который осуществил попыт­ку создания общей теории штандорта (экономики в целом), при этом он старался объединить теории промышленного и сельско­хозяйственного штандорта. В качестве основного фактора раз­мещения производительных сил им рассматривался транспорт (критерий — минимальные транспортные издержки). Другим последователем был Г. Ритчль, который занимался изучением особенностей размещения единичного изолирован­ного предприятия. Он считал, что размещение рынков сырья не задается однозначно, а ставится в зависимость от размещения предприятия; размещение промышленного производства подвер­жено влиянию не только экономических факторов, но зависит и от исторического развития экономических систем.

Таким образом, Г. Ритчль выделил два направления исследо­ваний:

  • чистую динамику штандорта (подобно теории Вебера);

  • историческую динамику (анализ изменений величин затрат, обусловленных факторами внеэкономического характера).

Он ввел понятие «хозяйственный круг» — экономически само­стоятельный регион, объект производства которого формирует единую экономическую систему под влиянием многих факторов: разделения труда, обмена продукцией, формирования инфраструк­туры. В данном случае можно говорить о зарождении теории ТПК. Причем каждый хозяйственный круг является нечто изменяющим­ся в процессе своего развития, чаще всего расширяющимся. При этом число производственных центров уменьшается.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ места — экономические центры, которые имеют экономические связи с окружающими территориями (от центра к с окружающим территориям происходит снабжение продукцией).

Территория, окружающая центральное место, называется «интерланд». Каждое центральное место имеет свою зону сбыта, которая тем больше, чем выше уровень иерархии, к которому от­носится данное центральное место.

Каждой ступени центрального места соответствуют следую­щие параметры:

  • определенная численность населения;

  • размер интерланда;

  • набор функций (производственных, административных);

  • тип связи с центрами более высокого и более низкого по­рядков;

  • число центральных мест высшего порядка.

Радиус реализации товаров и услуг является различным для их разных видов. Его величина зависит от того, насколько частым и повседневным является спрос на товар. Если имеется, например, трехступенчатая иерархия поселе­ния, то за продуктами надо ехать в поселение, за одеждой — в поселок, а за мебелью — в город. Таким образом, каждое центральное место высшей ступени обладает тем набором услуг, который необходим всем низшим ступеням.

Существуют смешанные, или гибридные, иерархии, когда на каждой ступени расселения имеет место различное число зави­симых центральных мест. В. Кристаллер выделял следующие типы иерархий.

    1. Рыночная иерархия. При такой иерархии дости­гается оптимальная конфигурация рыночных зон, наибольшее число центральных мест. У каждого центрального места устанав­ливается товары и услуги в данном центральном месте.

    2. Транспортная иерархия. Создает наилучшие усло­вия для строительства транспортных магистралей.

    3. Административная иерархия. Каждое центральное место связано с шестью зависимыми зонами. Такая иерархия под­ходит, когда необходим жесткий административный контроль.

Недостатком теории Кристаллера является то, что она носит абстрактный характер, т.е. используются правильные шестиу­гольники. Теория центральных мест дает лишь эталон, т.е. иде­альную систему расселения.

Достоинства данной теории заключаются в том, что она по­зволяет определять важные закономерности взаимного про­странственного размещения населенных пунктов; исследовать размещение объектов непроизводственной сферы, устанавливать иерархии населенных мест.

ТЦМ дополняет теорию штандорта. Она широко начала при­меняться для практического решения проблем структурного хо­зяйства.

Теории штандортов и центральных мест не дали ответа на во­прос, где размещать производство с точки зрения максимальной прибыли, в них в основном говорилось о минимальных транс­портных издержках. А. Лёш разработал теорию пространственной экономики, которая строится на экономических принципах, но включает и философский подход. Он рассматривал рыночную экономику с элементами государственного регулирования, т.е. с учетом интересов всего народного хозяйства (интересов государ­ства), хотя за критерий был принят максимум прибыли.

Для такого соединения была предложена равновесная модель размещения производства, учитывающая баланс интересов двух сил: государства в целом (максимальное число экономически независимых объектов) и предпринимателя (максимальная при­быль). Точка равновесия и есть искомая точка размещения.

В середине XX в. акценты исследований смещаются: от рассмо­трения отдельного предприятия переходят к комплексному изуче­нию и выходят за рамки традиционных моделей размещения, при этом учитывают взаимосвязи внутри и между регионами.

Можно назвать три момента, обусловивших новый этап ре­гиональных исследований:

      1. переход от микроанализа проблем размещения к макроэко­номическому (анализу в целом);

      2. изменение отношения к традиционным факторам размеще­ния (рабочая сила, труд, транспорт) и появление новых факторов (НТП, охрана окружающей среды, механизмы государственного регулирования регионального развития);

      3. переход на новый уровень учета факторов и их отражения, при изучении территориальной организации производительных сил стали использовать математические методы.

Основоположником региональной науки, как уже отмечалось, является У. Изард. Он предложил синтезировать метод анали­за сравнительных издержек Вебера, метод «затраты — выпуск» и анализ взаимозависимостей в пределах регионального хозяй­ственного комплекса.

Теория поляризованного развития, предложенная француз­ским экономистом Ф. Перру, объясняет динамику пространствен­ных производственных структур, процессы развития в сфере пространственной организации хозяйства. Ее назначение заклю­чается в выборе стратегии развития хозяйства в пределах отдель­ного региона. К объектам исследования относятся слаборазвитые, новые и депрессивные регионы.

Ключевым понятием в данной теории является экономиче­ское пространство — некое силовое поле, порождаемое фирма­ми, другими хозяйственными субъектами и их связями.

Экономический рост неравномерно распространяется в про­странстве и концентрируется в ограниченном числе предприя­тий, фирм, которые способны воспринимать технологический и инновационный процессы. Такие предприятия, отрасли называ­ются пропулъсивными. Они подчиняют себе окружающее эконо­мическое пространство и воздействуют на развитие зависимых от них отраслей и производств. Возникает эффект поляризации, или доминирования, т.е. экономическое развитие осуществляется неравномерно, процессы более эффективные идут на полюсах.

Полюс роста — ядро, вокруг которого осуществляется про­цесс развития производительной силы и которое включает в свой состав определенный набор предприятий, способных вос­принимать технологические инновации, распространяя импуль­сы роста в окружающее пространство. Поляризация — процесс концентрации экономического роста в отдельных точках такого пространства и распространение экономического роста от полю­са. К элементам последнего относятся:

ведущая отрасль (способность к нововведению);

ряд производств местного или районного значения, кото­рые связаны с ведущей отраслью отношениями типа «затраты — выпуск»;

пространственное сочетание элементов производительных сил, которое обеспечивает получение эффекта внешней агломе­рации.

Поляризующий эффект — это результат концентрированного экономического роста.

Выделяют три эффекта: агломерационный; мультипликаци­онный; инновационный.

Агломерационный эффект — это результат концентрации производства. Существуют следующие его виды:

экономия масштаба;

экономия локализации;

экономия урбанизации, т.е. выгода от пользования одним и тем же городским хозяйством;

эффект от социально-бытовой инфраструктуры.

Эффект мультипликатора обусловлен наличием у полюсов роста разветвленных прямых и обратных связей. Мультипликатор является показателем, характеризующим меру умножающего воздействия изменения одной величины (входной) на изменение другой (выходной). Мультипликатор Кейнса — зависимость дохода от роста инвестиций; мультипли­катор производства — матрица мультипликатора, характери­зующая зависимость выпусков от конечного потребления; муль­типликатор занятости — соотношение между показателями занятости в трех отраслях региона.

Инновационный эффект — эффект диффузии нововведений, территориальный аспект развития НТП. Генераторы процесса — точки внедрения НТП, где проявляется диффузия нововведений.

Теория пространственной диффузии в размещении производительных сил региона.

В географических работах понятие «диффузия» имеет два различных значения. Диффузия расширения (expansion diffu­sion) — это процесс, в результате которого информация, мате­риальные предметы и т.п. распространяются от одного района к другому. При этом процессе те явления или предметы, сфера рас­пространения которых расширяется, сохраняются и в пределах района своего возникновения и часто даже становятся там более многочисленными или ярко выраженными.

Диффузия перемещения (relocation diffusion) — это тоже процесс распространения в пространстве, но с той разницей, что подвергающиеся диффузии явления и предметы покидают тер­ритории, где они возникли, и передвигаются на новые. В каче­стве примера такого процесса диффузии можно рассматривать перемещение населения из сельских местностей в центральные города.

Каскадная диффузия (cascade diffusion) означает процесс переда­чи через правильную последовательность соподчиненных градаций, подразделений, или, иначе говоря, через иерархическую систему. Этот процесс типичен для распространения новаций (например, женских мод или новых потребительских товаров вроде телевизо­ров) от крупных центров к деревушкам в глухой провинции.

Если же процесс связан с перемещением как вниз, так и вверх по иерархической лестнице, то географы обычно обозначают его термином иерархическая диффузия. Диффузия, начавшаяся на более низкой ступени иерархии, сначала медленно продвигается вверх и затем начинает быстро расширяться. Эту схему можно было бы назвать эффектом Битлз. Музыкальный стиль, воз­никший в провинциальном Ливерпуле, распространившись, по­коряет Лондон, а затем и другие столицы мира. В итоге он достиг (в виде пластинок и магнитофонных лент) маленьких городков, удаленных на тысячи миль от места его зарождения.

Теория регионального ядрообразования

Ученые различных стран, в том числе и российские регионалисты, в разные периоды разрабатывали теорию полюсов роста, но все их идеи имели общее основание, базирующееся на пред­ставлении о ведущей роли отраслевой структуры экономики и в первую очередь лидирующих отраслей. Сторонники теории поляризованного развития доказывали преимущества концен­трации производства, особенно в пропульсивных отраслях, в не­скольких центрах, что, по их оценкам, может дать немалый эко­номический эффект.

На современном этапе развития экономики актуальным ста­новится изучение региональных особенностей для выявления экономического ядра с целью формирования стратегических на­правлений развития субъектов РФ.

Выделяют два основных типа центров развития. К первому от­носятся центры, призванные инициировать миграцию и капитало­вложения от гипертрофированного основного (или единствен­ного) промышленного узла. Таких центров обычно немного: от одного до трех. Второй тип объединяет многочисленные мелкие центры, создаваемые в аграрных отсталых районах с целью их бу­дущей индустриализации и ускорения экономического развития.

Согласно концепции поляризованного роста, импульсы, фор­мирующие производственно-территориальную структуру, исходят от полюсов развития, представляющих собой центры концентра­ции производства. Сила воздействия полюсов зависит от того, что они собой представляют и какого рода импульсы от них исходят: развитие производственных связей (техническая поляризация), расширение рыночных связей (монетарная поляризация), со­циальное притяжение (психологическая поляризация). Все три формы воздействия центра на окружающую среду взаимосвязаны, однако практически их соотношение неодинаково для различных полюсов и даже для одного центра на разных этапах его развития.

Проблема элементного состава экономического ядра непо­средственно связана с проблемой выбора критериев отнесения тех или иных социально-экономических структур и образований к ядру. Главное свойство экономического элемента (т.е. отрасли, региона, предприятия), являющегося полюсом роста, — способ­ствовать интенсивному развитию остальных элементов регио­нального хозяйственного комплекса, тогда как сам этот элемент может находиться и в стагнирующем состоянии. Для того чтобы определить, может ли тот или иной элемент выполнять функцию полюса роста, необходимо учитывать всю совокупность послед­ствий его воздействия на другие экономические элементы.

Положения теории поляризованного развития и экономиче­ского ядра наиболее целесообразно использовать при разработке концепции социально-экономической политики в регионах с пере­ходной экономикой, где ресурсов и возможностей, как правило, су­щественно меньше, а нерешенных проблем значительно больше.

При формировании экономического ядра возможно возникно­вение двух трудностей: сила импульса может направляться не на районы, требующие поддержки, а на высокоразвитые территории, с которыми экономически свяжутся пропульсивные отрасли полю­сов роста; можно столкнуться с дефицитом ресурсов (финансовых и трудовых). В связи с этим необходимо осмысленно управлять про­цессом ядрообразования для получения максимального эффекта.

Эффект экономического ядра выражается в следующем: соз­дании новых рабочих мест для населения области; финансиро­вании различных направлений социального развития за счет дополнительных налоговых поступлений, росте уровня жизни населения региона; повышении инвестиционной привлекатель­ности отдельных отраслей и региона в целом для отечественных и зарубежных инвесторов; увеличении региональной произво­дительности труда; импульсе развития, возникающим даже при небольших первоначальных вложениях за счет специфических свойств пропульсивных отраслей.

Теория градообразования

Если нанести на карту изменения плотности населения какого-либо города во времени, то обнаружится, что эти изме­нения «расплываются» и занимают все большую площадь при одновременном уменьшении плотности (толщины слоя).

Функции плотности городского населения. Изучая плот­ность населения во многих десятках городов мира, К. Кларк раз­работал общую модель, в рамках которой происходит уменьше­ние плотности городского населения с увеличением расстояния от центра. Он предположил, что плотность населения можно вы­разить через отрицательную экспоненциальную функцию:

Zd=Z0e -bd

где Zd — плотность населения на расстоянии d от центра;

Z0 — константа, соответствующая экстраполированной плотности насе­ления на нулевом расстоянии, т.е. в центре города;

е — основание натурального логарифма (2,718);

b — константа, показывающая скорость уменьшения плотности населения с расстоянием.

Так, при средней плотности населения в центре 1000 человек на 1 км2 и b = -1 мы можем ожидать, что на расстоянии 1 км от центра плотность будет составлять 368 человек на 1 кв.км, на рас­стоянии 2 км — 135, на расстоянии 3 км — 50 и т.д. Сопоставляя значения Z0 и b, можно легко сравнивать различные структуры плотности населения в городах. Исследования К. Кларка были продолжены рядом других ученых; их выводы позволяют анали­зировать более сложные функции плотности населения.

Индекс распределения городов. Размещение населенных пунк­тов отличается и по другому критерию, который труднее поддает­ся измерению. Предположим, что в двух регионах средняя плот­ность распределения на них городов почти одинаковая: 5,8 и 6,4 города на 1000 км2, но характер их размещения по территории различен. В первом регионе города располагаются в виде сгустков (скученно), а в другом они разбросаны. Для того чтобы измерить степень выраженности этого критерия, географы предложили ис­пользовать так называемый индекс распределения в пространстве (spacing index). Этот индекс позволяет упорядочить различные случаи размещения населенных пунктов от «крайне скученного» до «крайне рассеянного». Значения индекса лежат в пределах от теоретического нуля, когда все населенные пункты концентриру­ются в одной точке, до 2,15 (максимальная величина), когда раз­мещение соответствует системе треугольников.

Индекс ближайшего соседства городов. Рассмотрим терри­ториальное размещение городов. Географы вводят индекс рас­пределения городов в пространстве, сопоставляя наблюдаемое размещение с теоретически вычисленным случайным распреде­лением:

R = D набл. / D ожид.

где R индекс ближайшего соседства;

D набл — среднее из наблю­даемых расстояний между каждым населенным пунктом и его ближайшим соседом;

D ожид. - ожидаемое среднее расстояние между каждым населенным пунктом и его ближайшим соседом.

Ожидаемое среднее расстояние определяется по формуле:

D ожид. = 1 / (2 x корень из А)

где А — плотность городов на 1 км2.

Таким образом, на территории с Д набл. = 3,46 км и А = 0,0243 индекс ближайшего соседства R составит 1,08. Значения R, близ­кие к единице, указывают на случайное распределение. При R > 1 населенные пункты размещены рассеянно, при R < 1 поселения скученны.

Правило «ранг — размер». Используя общепринятый способ определения границ городов, можно выполнить сравнительный анализ их размеров и значимости. Начнем с классификации го­родов по числу жителей. Людность каждого из регионов необходимо сопоставить с его порядковым номером, или рангом, определяемым по численности населения. Географы неоднократно проводили эту операцию с большими и малыми территориями и каждый раз убеждались, что города неукоснительно располагаются в порядке размера.

Сопоставление территориальной дифференциации двух или нескольких явлений с помощью модели регрессии в ряде случаев позволяет количественно определить закономерности их терри­ториального сочетания. Например, таким путем было сформули­ровано эмпирически найденное соотношение между рангом горо­да в системе (т.е. в стране или достаточно обособленном районе) и численностью его населения.

Это соотношение, известное как правило Ципфа, имеет сле­дующий вид:

Рп = Р1 / n &

где Рп — численность населения города ранга п;

Р1 численность населения самого крупного города региона;

& — коэффициент иерархизации.

Теперь определим регионы, являющиеся полюсами роста, т.е. центрами притяжения населения. Для этого применим правило «ранг — размер».

Зависимость численности населения города или района ранга п от численности населения крупнейшего города региона опреде­ляется по формуле правила Ципфа. Выполнив необходимые вы­числения, получим в данном случае & = 1,1.

Информационная теория глобального развития. При применении информационной теории глобального разви­тия необходимо упомянуть о средних полях информации (СПИ), разработанных Т. Хёгерстрандом в рамках концепции диффузии нововведений. Он предложил различные способы моделирования процессов диффузии, в том числе при взаимодействии националь­ной и мировой экономики. Хёгерстранд использовал принцип вероятностей контакта для на­хождения среднего поля информации, т.е. некоторой территории, или поля, в пределах которого могут осуществляться контакты.