Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Культурология_под ред. Солонина Ю.Н, Кагана М.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
19.16 Mб
Скачать

Глава 14

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ

Культуры, близкие в пространстве или времени, часто обладают сходными типологическими характеристиками. Это связано как с генетическим родством и взаимовлиянием культур, так и с род­ственностью исторических и природных условий их существова­ния. Типологизация культур по их пространственным и временным параметрам позволяет не только отразить естественные, объектив­но обусловленные отношения между ними, но и наиболее полно очертить специфику каждой отдельной культуры и ее место в об­щем ходе развития мировой культуры. Поэтому она имеет в куль­турологической науке особое значение. Далее речь пойдет об исто­рической и региональной типологизации культур, т.е. об их типах, выделенных по хронологическому и географическому принципам.

14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход

Различие культур по их принадлежности к историческим эпо­хам — давняя традиция. В истории обычно выделяются четыре основные части.

  1. Древний мир — от выделения человека из животного мира около 2 млн лет тому назад до падения Западной Римской империи. Период включает в себя «доисторическое» и «историческое» время.

  2. Средние века — от падения Западной Римской империи до жохи Возрождения.

  3. Новое время -г- от эпохи Возрождения до Первой мировой войны.

4. Новейшее время — от конца Первой мировой войны до на­ших дней.

Соответственно, в качестве основных исторических типов куль­туры традиционно рассматриваются: S первобытная культура; *" античная культура; S средневековая культура; / культура эпохи Возрождения; У культура Нового времени; S современная культура.

Следует, однако, иметь в виду, что эта типологизация родилась в русле европейской культуры и выражает ее представления о себе, о своем происхождении, развитии и значении для всего человече­ства. Она описывает ход культурно-исторического процесса на тер­ритории Европы, главным образом, Западной. Но европейские ис­следователи вплоть до конца XIX в. были уверены в том, что разви­тие европейской культуры является образцом, которому так или иначе должны следовать другие, неевропейские, народы. Последние движутся вслед за Европой по тем же историческим ступеням, что и она, но только отстают от нее в этом движении. Европейская культура — это наиболее высокоразвитая из всех культур, и в даль­нейшем все другие культуры будут постепенно подтягиваться до ее уровня. Такой взгляд на мировую культуру и ее развитие лежит в основе концепции европоцентризма.

Европоцентризм — детище европейской (западной) цивилиза­ции. Он представляет собой апологетику западной культуры, запад­ных ценностей, западного образа жизни. Объявляя Европу центром мировой цивилизации, он проповедует превосходство ее культуры над всеми остальными и необходимость распространения ее во все регионы земного шара. В этом, с его точки зрения, состоит «цивили­заторская миссия» Запада, осуществление которой способствует прогрессивному развитию всего человечества в целом. Видный идеолог европоцентризма, немецкий философ и теолог Э. Трёльч (1865—1923) писал, что у неевропейских народов отсутствует ис-' торическое самосознание и критическое отношение к прошлому. Только европейский дух, унаследовавший великую античную куль­туру и познавший «святые истины христианства», способен понять единство человеческого рода и его исторический путь. Поэтому всемирная история есть история развития европейского духа и про­никновения его во все страны. «Для нас существует только история европеизма»1.

1 Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1995. С. 608.

Сторонники европоцентризма распространяют периодизацию социокультурной истории Европы на все области земного шара. Это ведет к заметным натяжкам и искажениям реального истори­ко-культурного развития народов неевропейских стран. Но что касается европейских народов, то развитие их культур действитель­но более или менее вписывается в последовательность перечис­ленных исторических эпох.

Первобытная Временные границы первобытного общества оп- культура ределить нелегко. Существа семейства Homo по-

явились около 4 млн лет назад, Homo habilis (умев­шие изготовлять каменные орудия труда) — около 2 млн лет назад, a Homo sapiens — около 100 тыс. лет назад. Самый древний из известных городов — Иерихон — возник около 10 тыс лет назад1, а древнейшие государства образовались на рубеже IV—III тысяче­летий до н.э. Первобытный образ жизни сохраняется и в XX сто­летии — у некоторых племен в Африке, на островах Тихого океана. Но как бы то ни было, Лсно одно: эпоха первобытной культуры — самая длительная в человеческой истории. Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особеннос­ти, существуют общие черты, характерные для культуры первобыт­ного типа.

Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры яв­лялся синкретизм (от греч. syncretis — соединение) — нерасчле-пенность, недифференцированность ее форм, которая соответство­вала их неразвитому состоянию. Другой важной особенностью этой культуры была ее бесписьменность, обусловливавшая медленность накопления информации в обществе и, следовательно, слабые тем­пы культурного и социального развития.

Первобытная культура была традиционной и постфигуратив­ной. На ранних ее стадиях, когда язык был еще очень примитивен и возможности речевой коммуникации были невелики, мир смыслов, в котором жил человек, задавался ритуалами. Они являлись не­вербальными «текстами» его Культуры. Подражательность ритуаль­ного поведения требовала от каждого индивида следования образ­цам и исключала творческую самостоятельность. Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось слабо и почти полнос­тью сливалось с коллективным. Индивид не то чтобы должен был вести себя «как все», он просто не мог отступать от ритуальных

1 В недавних археологических раскопках на его месте обнаружены постройки, датируемые 7800-м г! до н.э.

требований, налагавшихся на его поведение. Особую роль здесь играли запреты — табу, охранявшие жизненно важные для суще­ствования племени устои коллективной жизни (порядок распреде­ления пищи, недопущение кровнородственных половых связей, не­прикосновенность особы вождя и т.д.). Культура начиналась с вве­дения запретов, которые пресекали асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживали личную предприимчивость (охранительный характер так или иначе свой­ствен всякой культуре вообще).

С развитием языка и речи формировался и приобретал все большее значение новый информационный канал — устное вер­бальное общение. Это сопровождалось развитием мышления и ин­дивидуального самосознания. Индивид переставал отождествлять себя с коллективом, у него появлялась возможность высказывать, предлагать и обсуждать различные мнения и предположения по поводу событий, действий и их последствий, планов и т.д., хотя са­мостоятельность мышления долгое время оставалась еще очень ог­раниченной.

На этом этапе духовным основанием первобытной культуры стало мифологическое сознание. Мифы окутывали все формы жизнедеятельности людей и выступали как основные «тексты» куль­туры. Их устная трансляция обеспечивала установление единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляла сообщество и вместе с тем отделя­ла его членов от «чужаков», веривших в иные мифы.

Поэзия мифов была первой формой литературного творче­ства. Но мифологическая символика воплощалась не только в сло­весной форме, она выражалась также в знаковых структурах обря­дов, пения, танца, рисунка, татуировки, украшения оружия, предме­тов домашнего обихода и т.д. В результате мифология создавала атмосферу для появления разнообразных видов первобытного ис­кусства. В мифах закреплялись и освящались практические сведе­ний и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накапливавшийся в течение многих веков опыт сохранялся в социальной памяти и образовывал пер­вичный уровень знаний и способов мышления, от которого начи­нался путь к развитию философии и науки. В мифологических рассказах о божествах, населяющих мир, зарождалось религиозное мировоззрение.

Таким образом, в слитном, недифференцированном (синкретич­ном) виде первобытная мифология заключала в себе зачатки ос­новных областей духовной культуры, которые выделялись из нее на

14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 186

последующих ступенях развития человеческого общества: религии, искусства, философии, науки.

Античная Эпоха античной культуры начиналась с образова-

культура ния греческих полисов — городов-государств —

на присредиземноморских землях Эллады и Ма­лой Азии в начале I тысячелетия до н.э. и завершилась с падением Римской империи в V в. В Греции и Риме в эту эпоху интенсивно развивались скотоводство, земледелие, добыча металлов в рудни­ках, ремесла, торговля. Распадалась патриархальная родоплеменная организация общества. Росло имущественное неравенство семей. Родовая знать, наращивавшая богатство благодаря широкому исполь­зованию труда рабов, вела борьбу за власть. Общественная жизнь протекала бурно — в социальных конфликтах, войнах, смутах, поли­тических переворотах.

Античная культура на протяжении всего времени своего суще­ствования оставалась в объятиях мифологии. Более того, она по­глощала и перерабатывала разрозненные племенные мифы, сливая их в единую религиозно-мифологическую систему. В VIII—VII вв. до н.э. в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» и Гесиода «Теого­ния» и «Труды и дни» эта система приобретала тот вид, в котором она стала основой всего античного мировоззрения.

Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывали архаические формы мифологи­ческого мышления. Научившись у финикийцев искусству алфа­витного письма и усовершенствовав его введением букв, обозна­чавших гласные звуки, греки получили возможность записывать и накапливать исторические, географические, астрономические сведе­ния, собирать наблюдения, касавшиеся явлений природы, техничес­ких изобретений, нравов и обычаев людей. Весь этот громадный материал было трудно уложить в каноны мифологических расска­зов. Необходимость поддерживать общественный порядок в госу­дарстве требовала замены неписаных племенных норм поведения, закрепленных в мифах, логически, четкими и упорядоченными ко­дексами законов. Публичная политическая жизнь стимулировала развитие ораторского мастерства, умения убеждать людей, способ­ствуя росту культуры мышления и речи. Совершенствование про­изводственно-ремесленного труда, городского строительства, воен­ного искусства все дальше выходило за рамки освященных мифом ритуально-обрядовых образцов.

Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопро­вождался борьбой против архаических традиций мифологиче­ского сознания, сковывавших свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности.

История античной'эпохи разделяется на две частично наклады­вающиеся друг на друга фазы — греческую и римскую антич­ность.

Главными сферами греческой культуры были фцлософия и искусство. Они выросли из мифологии и пользовались ее образа­ми. Но вместе с тем они приобретали значение, выходившее за ее пределы.

Древнегреческая философия — дитя мифологии, которое, подоб­но Зевсу, выступившему против своего отца Кроноса, вступило в борьбу со своей родительницей. Рождение ее есть рождение ново­го — философского — типа мышления, орудиями которого служи­ли не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия. Фи­лософское мышление, в отличие от мифологического, стремилось дать объяснение действительности путем рационального, логичес­кого рассуждения, а не посредством повествования, достоверность которого с самого начала находилась вне всяких сомнений.

Искусство Древней Греции, как и философия, исходило из мифо­логии и черпало из нее свои темы и сюжеты. Однако оно начало служить не только ритуально-мифологическим, культовым целям.. Произведения искусства приобрели свою собственную, эстетиче­скую ценность, которая определялась не их культовым назначени­ем, а художественными достоинствами. Искусство превратилось а самостоятельную область культуры. В нем возникли и дифферен­цировались как особые его виды архитектура, скульптура, лириче­ская поэзия, драма, театр. Древнегреческое искусство во многом предопределило развитие художественной культуры более поздних1 исторических эпох.

Римская античность заимствовала многие идеи и традиции греческой культуры. Важнейшие культурные новации римской ан­тичности связывались с развитием политики и права. Политизи рованность была характерной чертой римской культуры. Создание детально разработанной системы государственных органов и юриЛ1 дических законов, регулировавших гражданские отношения, судо­производство и т.д., объяснялось необходимостью обеспечивать управление огромной Римской империей. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные право­вые системы.

В целом своеобразие античности обусловлено тем, что она, со­храняя мифологическую оболочку, развивала формы культурной жизни, не вмещавшиеся в эту оболочку и разрывавшие ее. Это славное противоречие проявлялось в антиномиях, которые прони­зывали всю античную культуру — как греческую, так и римскую. Чувства и разум, вера в «ананке» (судьбу, рок) и дух «агона» (стрем­ление к активной борьбе, состязанию, испытанию своих сил), обще­ственные и личные интересы, зависимость от социума и развитие индивидуальности — таковы противоположности, в попытках гар­монично сочетать которые развивалась античная культура.

Средневековая Средневековье — это тысячелетие, условными культура историческими рамками которого являются V и

XV вв. Культура европейского Средневековья воз­никла на руинах Римской империи. Ослабление и распад централь­ной имперской власти сопровождались смутами, войнами, упадком нравов и хозяйственной разрухой. В этой грозовой атмосфере все­общей неразберихи решалась судьба европейской культуры. Три силы столкнулись в борьбе, от исхода которой зависело ее буду­щее: дряхлевшая греко-римская культура, варварство и христиан­ство. Самой могущественной из них было последнее.

Возникнув из иудаизма, христианство опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира. От, иудаизма оно унаследовало не только идею единобожия (монотеизма) и ветхозаветное Свя­щенное Предание, но и отраженные в нем элементы древних вос­точных культов. Вместе с тем учение Иисуса Христа ввело в со­знание людей принципиально новые гуманистические установки. Таким образом, христианство являло собой свежую струю, способ­ную вдохнуть новую жизнь в культуру Европы. К тому же христи­анское движение, когда рухнула Римская империя, уже имело иерар­хическую централизованную церковную организацию, сумевшую сосредоточить в своих руках немалые имущественные ресурсы. Все это позволило христианству занять главенствующее положе­ние в европейской культуре, одержав верх над греко-римским мно­гобожием и варварским язычеством.

Однако эта победа не была легкой. Процесс христианизации варва­ров, ведших беспрерывные войны на территории Европы, затянулся надолго. Около пяти веков («темные столетия», как иногда называ­ют VI—X вв.) длился период становления новой культуры. 1000-й год может быть условно принят за веху, с которой она вступила в пору зрелости.

v Долгая и упорная борьба с греко-римским и варварским языче­ством придала специфический облик средневековому христианству и всей основанной на нем средневековой культуре. Христианство выве­ло народы Европы из варварского состояния, но при этом само по-

322