Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
билеты по ИГП зс.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
1.65 Mб
Скачать

68. Суд и процесс в варварских королевствах.

«В древнегерманских (варварских) королевствах судебный процесс назывался судого-ворением. Из этого можно судить, что суд у древних германцев был состязатель-ным. Существовали также термины, которые обозначали суд как единый орган. “Maalstsdt” - этот термин, вероятно, происходит от слов “Mahl” или “Maal”, что в переводе на русский язык означает - “речь”.

Таким образом суд в представлении древних германцев - это место, где говорят.

В языческий период судебные процессы проводились в священных рощах, т.е. в местах культовых отправлений. С принятием же христианства (до эпохи Каролингов) суд проходил в церквях.

В судебном процессе участвовало жюри присяжных (название приблизительное), точное количество которых не было строго определено.

Судьи у германцев назывались графами ( в некоторых племенах - гастальдами).

С постепенным расслоением общества вместо присяжных появился т.н. суд шефо-нов. Шефонами, как правило, становились люди, обладавшие познаниями в местном праве и процессе. Шефон-ротенбурги были наделены теми же правами, что и графы.»

Принципы судебного разбирательства. Если обвиняемый приговаривался за взятку и в этом же оказывался уличенным cai судья, то последний подлежал тому же наказанию, к которому! был приговорен обвиняемый (ср. ст. 5 Свода законов Хаммурапи).! Согласно Либер Юдисиорум, кодексу короля Леовигильда, принятому в 572 г. и дошедшему до нас во многих фрагментах, ни одик судья не должен слушать дело без соответствующего указания нем в законе (здесь воплощен римский принцип "нет наказания 6es упоминания о нем в законе"). Незнание закона не освобождало от ответственности.

"Тот, кто совершает преступление, не должен оставаться без-| наказанным, даже если он заявит, что не знал ни права, ни законов" (Либер Юдисиорум. 2.1.3).

Отец не мог быть наказан за преступления сына и наоборот^ "Отец не мог наказываться за сына, сын — за отца, жена — зг мужа" (Либер Юдисиорум. 6.1.3). Это положение непосредственнс перекликается с известным библейским текстом Пятикнижия Моисеева, где говорится: "Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью зг отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступ^ ление" (Втор. 24,16). В этом положении воплощен принцип, требующий в обеспечение справедливости наказывать в точном соответствии с законом и с мерой виновности обвиняемого.

Субъектами преступного деяния могли быть признаны дети 10 лет. Этот возрастной предел оставался типичным для многиэ европейских государств на протяжении всего средневековья. Более низкий предел зафиксирован письменно только в китайском кодек-j се Танской династии (653 г.), где ответственность предусмотрена с 7 лет. Вместе с тем ряд жестоких наказаний с элементами устрашения или репрессий против еретиков не был известен китайскому законодательству этого периода. В Либер Юдисиорум имелся состав преступления "против народа и государства". Евреям страхом наказания (отрезание носа и конфискация имущества]) запрещалось праздновать свои религиозные праздники, а за упорство в защите иудейского учения полагалось наказание в 100 ударов плетьми. По замечанию Монтескье, жившего через тысячу лет после этих законоустрашений, "мы обязаны вестготскому прав} всеми правилами, принципами и понятиями современной инквизиЧ ции" (Монтескье Ш.Л. Избр. произв. М., 1957. С. 590). Для сравне^ ния: китайский Танский кодекс не знает сожжения и освобождает от наказания стариков 80 лет и женщин 60 лет.

Детализированными были наказания за оскорбление личности или нравственных чувств, в последнем случае — за прелюбодеяние, невыполнение женщиной своих обязанностей по уходу за младенцем. За мужеложство предусматривалась кастрация. Силь-

264 Часть I. История права и государства в древности и в средние века

ным оскорблением считалось дерганье за бороду или за волосы, а также за одежду. Это весьма напоминает состав преступления и наказания из Русской правды: "А во усе 12 гривне, а в бороде 12 гривне" и такой же состав в алеманской правде, где штраф определен в 12 солидов. Строго наказывались гробокопатели (грабители и осквернители могил), потребители наркотиков с целью вызова преждевременных родов. За аборты предусматривались наказания в семи статьях кодекса Рессевинта.

В судоговорении действовал библейский принцип "один свидетель не свидетель". Предусматривалось также наказание за отказ от свидетельских показаний. "Если какой-либо человек не пожелает сказать правду по требованию судьи или скажет, что не знает ее и не пожелает дать клятву по причине благодарности, любви или по просьбе, то, если он высокого ранга, не может быть боль-1 ше свидетелем ни в одном процессе. А если он меньшего ранга, но свободный, не может быть свидетелем и, кроме того, получает| 100 плетей и становится бесчестным"

Lex Salica

Отправление правосудия отмечено во времена составления судебника значительной простотой. В каждом кантоне и сотне суд состоял из всех свободных людей, франков. Галло-римляне подразделялись в это время на римлян — королевских сотрапезников, посессоров-землевладельцев и трибутари-ев-налогоплателыциков, причем последние составляли основную массу. Сотенное собрание (малъ) заседало в отведенном месте с каменными скамьями (малъберг). В собрании председательствовал тунгин (начальник, выбранный сотней), однако высшая власть принадлежала графу — сановнику, назначенному королем для управления пагусом (департаментом), в котором объединялись несколько сотен.

Те свободные люди, которые находились в собрании для разрешения дел, именовались рахинбургами. Они восседали на каменных скамьях, поставленных квадратом. Решение выносилось большинством голосов. В каждом суде франков заседали еще особо уполномоченные королевские чиновники, именовавшиеся са-цебаронами. В их обязанность входил сбор доли из каждого вознаграждения, которое присуждалось судом. Эта доля причиталась королевской налоговой службе и носила название фредум. Последнее наименование близко по значению словам фритус и фре-тус, что означало нарушение королевского мира (см. гл. XIII, 6 и гл. L, 3).

Исполнителями судебных решений были низшие служители суда, а также воины и местная полиция (милитэс). Впоследствии, и довольно скоро, эта организация сменилась более централизованной и бюрократизированной. Председательство в суде от тун-гина перешло к графу, который отныне обязывался бывать поочередно в разных сотнях своего пагуса. Король сделался высшим судьей, а его двор — судилищем для особо важных персон королевства. Это преобразование шло параллельно преобразованию роли писаного закона, в частности, его дальнейшим уточнениям, изменениям и исправлениям.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]