Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2005 Ковачев.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
1.65 Mб
Скачать

5. Некоторые выводы

На основе вышеизложенного можно выделить несколько характерных особенностей регламентации судебной власти в современных конституциях зарубежных государств Европы.

На формирование конституционных основ судоустройства и судопроизводства в европейских странах повлияло общее стремление укрепить позиции судебной власти в системе разделения властей, поднять престиж правосудия, активизировать судебную защиту прав и свобод граждан. Это отразилось в заметном расширении сферы конституционной регламентации и в структурном обособлении соответствующих блоков норм в виде специальных разделов (глав, титулов) конституций. В конституциях нашли закрепление различные функционально-организационные аспекты деятельности судов.

Демократизация и автономизация управления в сфере правосудия также отразилась на конституционном уровне, в частности, при регламентации статуса органов судейского сообщества, наделенных специфическими функциями с порой весьма значительными элементами самоуправления.

В целом ряде европейских конституций отдельное внимание уделяется специализации юрисдикционных органов и закреплению полисистемного характера национальных судебных систем. В других конституциях провозглашается принцип единства судебной власти либо вовсе не упоминаются суды специальной юрисдикции.

Особое внимание в еровпейских конституциях уделяется такому аспекту судоустройства и судебной организации, как конституционные принципы правового статуса судей: назначаемость и несменяемость судей; независимость судей; судейская несовместимость; судебный иммунитет и др. На конституцонном уровне находят отражение и такие принципиально важные положения, как запрет чрезвычайных судов, всеобщий и равный доступ к правосудию, отправление правосудия именем народа, право каждого на суд присяжных.

Большинство конституций европейских стран закрепляет принципы судебной деятельности и судебные гарантии граждан: системообразующий принцип надлежащей судебной процедуры ("due process"); транспарентность правосудия; состязательность судебного процесса; устный характер судопроизводства; презумпция невиновности; принцип non bis in idem; мотивированность и обоснованность судебных решений; право граждан на судебную защиту с гарантией надлежащей подсудности (право на законный суд) и пр.

В конституцонных положениях нашли свое отражение и такие важные тенденции, как расширение сферы судебного контроля за конституционностью и законностью нормативно-правовых актов, увеличение объема проверяемых на предмет конституционности правовых норм, расширение круга субъектов и возможностей обращения в органы конституционной юстиции.

§ 17. Конституционное регламентирование вопросов обороны и использования вооруженных сил в зарубежных государствах Европы

1. Регулирование вопросов обороны в конституциях

Нормы об обороне и использовании вооруженных сил занимают важное место в конституциях европейских стран. Некоторые конституции - в том числе Бельгии, Германии, Португалии, Швеции, Литвы - содержат отдельные разделы (части, главы), специально посвященные регулированию данных вопросов.

Авторы действующей Конституции Австрии 1920 г. не ограничились лишь употреблением термина "оборона страны", но (с характерным для германо-австрийской юридической традиции педантизмом) дали ему определение: "всесторонняя оборона страны", что, по их мнению, включает в себя "военную, идеологическую, гражданскую и хозяйственную оборону страны" (ст. 9а (в редакции Закона 1981 N 350)).

Как правило, европейские конституции (в том числе Греции, Исландии, Португалии, Финляндии, Швейцарии) содержат нормы о военной обязанности граждан этих стран или об их обязанности защищать отечество, в том числе с оружием в руках*(216).

Конституция Португальской Республики 1976 г. содержит наиболее жесткие формулировки, называя защиту Родины "основной обязанностью всех португальцев" (ч. 1 ст. 276) и постановляя, что "никакой гражданин не может ни сохранить, ни получить государственный пост или пост в другом публичном учреждении, если он не исполнит свои воинские обязанности или альтернативную гражданскую службу, когда она является обязательной" (ч. 6 ст. 276) (выделено мною. - А.Д.). А Конституция Болгарии 1992 г. дополняет норму, провозглашающую защиту Отечества "долгом и делом чести каждого болгарского гражданина", положением о том, что "измена и предательство по отношению к Отечеству являются самыми тяжкими преступлениями и наказываются со всей строгостью закона" (ч. 1 ст. 59) (выделено мною. - А.Д.). "Делом чести" называет защиту Родины также Конституция Словакии 1992 г. (ч. 1 ст. 25).

Конституции ряда европейских государств (например, Австрии, Германии, Португалии, Болгарии, Венгрии) закрепляют право граждан на альтернативную (или "гражданскую") службу. Любопытно, что в Германии данная норма звучит скорее как возлагающая обязанность, чем гарантирующая право: "Лица, отказывающиеся нести военную службу с оружием по мотивам вероисповедания, обязаны нести службу, ее заменяющую" (ч. 2 ст. 12а).

Регламентация вопросов обороны и национальной безопасности часто занимает приоритетное положение в конституциях стран Европы.

Конституция Греции, например, допускает отступление от общей нормы, запрещающей конфискацию "газет и других изданий, как до выхода в свет, так и после" и оговаривает несколько случаев, когда "в порядке исключения" такая конфискация все же возможна. Одним из них является "помещение публикации, раскрывающей информацию о структуре, вооружении и размещении вооруженных сил или фортификационных укреплений страны" (п. "с" ч. 3 ст. 14). К другим основаниям для конфискации печатных изданий Конституция Греции относит помещение в них публикаций, имеющих целью "насильственное свержение государственного строя" либо направленных "против территориальной целостности государства" (там же). Прямой запрет конституции Греции на создание чрезвычайных судов (и судебных комиссий) "под каким бы то ни было наименованием" (ст. 8) не действует в период осадного положения.

Осадное положение может быть введено "на всей или части территории" Греции "в случае войны, мобилизации по причине внешней опасности или прямой угрозы национальной безопасности, а также выявления вооруженного движения, направленного на свержение демократического правления". В результате конституционной поправки 1986 г., серьезно ограничившей полномочия Президента, право на введение особого положения в стране было передано Парламенту страны*(217). Однако для введения Парламентом осадного положения требуется официальное "предложение" правительства страны (ч. 1 ст. 48). Сам же Парламент, осуществляющий - совместно с Президентом - законодательную власть в стране (ч. 1 ст. 26), в предварительном порядке никакого участия в решении вопроса о введении особого положения не принимает. "В случае отсутствия Парламента или объективной невозможности" его своевременного созыва осадное положение может быть введено президентским декретом по предложению Совета министров (ч. 2 ст. 48). Помимо учреждения чрезвычайных судов введение осадного положения в Греции сопровождается приостановлением - также "на всей или части территории" страны - действия ряда других конституционных норм (а именно: ст. 5 (ч. 4), 6, 8, 9, 11, 12 (ч. 1-4), 14, 19, 22, 23, 96 (ч. 4), 97 "или некоторых из них"), гарантирующих права и свободы граждан страны (ч. 1 ст. 48).

Конституция 1975 г. закрепляет большее (по сравнению с предыдущими конституциями страны - 1864, 1911, 1927, 1952 гг.) число гражданских прав и свобод и - соответственно - предусматривает ограничение большего объема прав и свобод в условиях особого положения.

В соответствии с ее нормами могут быть приостановлены: право свободного передвижения по стране, въезда в Грецию и выезда за ее пределы, а также право свободного выбора места жительства (ст. 5 (4)); запрет на арест без судебного приказа; ограничение 24 часами срока содержания под стражей до представления судебному следователю; ограничение тремя сутками срока, в течение которого судебный следователь обязан освободить арестованного или отдать приказ о его заключении в тюрьму; ограничение одним годом (при необходимости - полутора годами) максимального срока предварительного заключения за преступления и шестью (или девятью) месяцами - за деликты (ст. 6); запрет на подсудность гражданских лиц военным судам и на учреждение "судебных комиссий и чрезвычайных трибуналов" (ст. 8); участие присяжных заседателей в судах, рассматривающих "политические преступления и деликты", и процессуальные гарантии, касающиеся порядка обжалования решений судов по делам такого рода (ч. 1 ст. 97); иммунитет жилища; неприкосновенность личной и семейной жизни граждан; процессуальные гарантии в отношении домашних обысков (ст. 9); свобода собраний и процессуальные гарантии в отношении запрета некоторых митингов под открытым небом (ст. 11); право образования союзов и объединений без предварительного разрешения властей и процессуальные гарантии в отношении порядка их роспуска (ст. 12); свобода мнений и свобода печати (ст. 14); тайна переписки и корреспонденции (ст. 19); право на труд и одинаковую оплату за равный труд, запрет принудительного труда, обязанность государства заботиться о социальном обеспечении трудящихся (ст. 22); право на забастовку и свобода профсоюзов (ч. 1 и 2 ст. 23).

Конституция Греции также предусматривает принятие "специальных законов", регламентирующих порядок "реквизиции" (или привлечения в обязательном порядке) "личных услуг в случае войны или мобилизации, для удовлетворения нужд обороны страны или неотложных социальных нужд в случаях, способных поставить под угрозу общественное здоровье, а также вопросы личной работы в органах местного самоуправления с целью удовлетворения местных нужд" (ч. 3 ст. 22).