Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Е.В. Шипилова Основы логопсихологии, 2007..doc
Скачиваний:
68
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
1.36 Mб
Скачать

Глава 1

51

Известно, что ребенок обучается говорить со слуха. Он слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что до­ступно его пониманию и произнесению. Поскольку слу­ховой анализатор человека имеет достаточно сложное строение, он обеспечивает разные уровни слухового вос­приятия.

Физический слух— наиболее элементарный уровень слуховой функции. Благодаря ему человек слышит раз­личные звуки окружающего нас мира, которые глухие люди не слышат. Физический слух обеспечивается пер­вичными полями слуховой коры мозга, называемыми также корковыми концами анализаторов, или нейросен-сорными зонами.

Неречевой слух, включая музыкальный, реализуется вторичными полями височной коры правого полушария мозга. Он открывает возможность различать всевозмож­ные природные, предметные и музыкальные шумы.

Речевой слух {речевой слуховой гнозис) — более высо­кого уровня, чем физический слух: это уровень фонети­ки. Такой слух можно обозначить и как фонетический. Место его локализации — вторичные поля височной коры левого полушария.

Можно иметь замечательный музыкальный слух и очень плохой речевой, т. е. плохо понимать речь.

Фонематический слух — наиболее высокий по иерар­хии, предназначенный для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных.

Термин «фонематический слух» в настоящее время кри­тикуется рядом авторов, ссылающихся на то, что фонему как смыслоразличительную единицу звукового строя язы­ка нельзя слышать, ее надо выделять из звучащего потока мыслью. Владение фонематической системой (кодом) язы­ка относится не к уровню гнозиса (восприятия), а знанию. Предлагаемый взамен термина «фонематический слух»

термин «фонематический анализ» в большей степени от­ражает существо дела, однако он с трудом входит в педа­гогическую й клиническую практику. Далее, в последую­щих главах, термин «фонематический слух» будет упот­ребляться условно, как дань традиции. Таких терминов в нейропсихологии достаточно много, например, термины «сенсорная» и «моторная» алалия (афазия), «литеральные парафазии» и т. п. (Визель Т.Г., 2005).

При недостаточности фонематического слуха фонемы смешиваются, сливаются между собой в словах, да и сами слова нередко сливаются друг с другом. В результате слы­шимая речь плохо воспринимается (декодируется). Фо­нематический слух базируется на способности различать неречевые (природные и предметные) шумы, за которые ответственно правое полушарие мозга. Если это умение ребенком приобретено, и он владеет арсеналом фонети­ческих признаков, то на следующем этапе речевого раз­вития из них (на основе речевого опыта) отбираются при­знаки, полезные в фонематическом (смысловом) отноше­нии. В разных языках эти признаки различны. Для рус­ского языка значимы, например, звонкость-глухость, твердость-мягкость и др. Так, например, в паре звуков «Б—П» в смысловом отношении для русского языка зна­чимы лишь признаки глухости-звонкости; остальные важ­ны для других целей, главная из которых — разборчи­вость высказывания. Закрепление за тем или иным зву­ком речи буквы требует того, чтобы из его целостного звучания были изъяты на уровне мысли все фонетичес­кие признаки, не играющие смысловой роли. Без умения вычленять фонемы (бинарные противопоставления) пол­ноценное понимание речи невозможно.

Практически все дети в возрасте от 1 до 4 лет искажа­ют звуки, когда произносят слова и фразы, так как име­ется физиологически обусловленная недостаточность и фо-

52

ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ