Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Роман А.С.Пушкина Дубровский в 7 кл..docx
Скачиваний:
26
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
187.67 Кб
Скачать

Урок 4. «пожар в кистеневке» составление киносценария

При проверке домашнего задания выясняется, что ученики справляются с пересказом двух сцен, но мотивировку поведе­ния Шабашкина, вывод из сравнения эпизодов детям сделать бывает трудно. Многие объясняют поведение заседателя его низостью, тем, что он «Дубровского считал ниже себя», а от Троекурова ждал денег. Ученик С. пишет:

«Здесь мы наглядно видим, насколько велика была раньше власть денег, которая двигала всем судебным аппаратом. При помощи денег можно было добиться чего угодно, состряпать какую угодно несправед­ливую, ложную, необоснованную бумагу».

При проверке домашнего задания учитель постарается вы­делить те ответы (работы), в которых поведение Шабашкина объясняется страхом перед всесильным Троекуровым, надеж­дой на «награду» (а не прямой взяткой, как думают дети) и бесправием Дубровского.

Вот пример такой работы.

«Шабашкин всеми правдами и неправдами старался придать делу об имении Дубровского желаемый оборот.

Перед Троекуровым Шабашкин лебезил, поддакивал Троекурову, беспрекословно подчинялся его воле. Он всячески старался угодить Кириле Петровичу и был очень доволен, когда ему это удавалось. Перед Троекуровым Шабашкин выглядел подобострастным подли­зой, всегда старающимся угодить барину и поддержать его желания и настроение.

Приехав в Кистеневку, Шабашкин вовсю старался казаться как мож­но более важным, он "...стоял подбочась и гордо взирал около себя...". Он был наверху блаженства и чувствовал себя полноправным хозяином Кистеневки.

Шабашкин вел себя развязно, никого не хотел признавать. Когда Владимир Дубровский заговорил с приказным об имении, то Шабашкин нагло спросил его, кто он такой и какое имеет право вступать в пререка­ния с приказными. Отношение Шабашкина к Дубровскому абсолютно противоположно его отношению к Троекурову. Дубровский был беден, и поэтому Шабашкин ни в грош не ставил его по сравнению с Троекуро­вым.

Но в поведении Шабашкина сказывается и трусость. Когда народ дви­нулся на приказных, Шабашкин тут же потерял все свое величие и бросился в дом. Я думаю, что Шабашкин — один из самых отрицатель­ных персонажей повести Пушкина «Дубровский».

Сравнив эти сцены, мы теперь видим, как заседатель Ша­башкин относился к Троекурову, богатому помещику, и как относился к Дубровскому, обедневшему дворянину.

Один из самых ярких и запоминающихся при первом чтении эпизодов «Пожар в Кистеневке» может быть раскрыт на уроке с помощью составления киносценария по VI главе. Киносценарий воспитывает навыки медленного, вдумчивого чтения и способствует развитию образного мышления. Дети с увлечением выполняют этот вид работы.

У современных пятиклассников очень богатый опыт кино­зрителей. Тем легче объяснить им приемы составления кино­сценария, которые на уроке становятся своеобразной формой анализа литературного текста. Для этого учитель в начале урока или в специально организованной внеклассной беседе покажет кинофрагмент знакомого ученикам фильма и, опи­раясь на непосредственные впечатления от просмотренного, прояснит такие понятия, как крупный, средний, общий план. При этом важно, используя обильную научно-популярную литературу по вопросам кино, показать детям смысловое зна­чение смены планов.

Почему и когда используется крупный план?

Что дает общий план для понимания того или иного эпизода?

Является ли средний план только средством перехода от крупного плана к общему или он имеет самостоятельное зна­чение?

В той или иной форме эти вопросы помогут ученикам осоз­нать организацию кадра. Процесс построения фильма не мо­жет миновать и вопроса о монтаже1. Нужно сказать, что практически дети в элементарной форме справляются с этими вопросами легче, чем можно предположить. Им помогает не только природная любознательность, но и близость самых при­вычных для них видов искусства: кино и телевидения.

В ходе составления киносценария оживляется образное ви­дение учениками литературного текста, определяются разли­чие литературы и кино, возможности и пределы каждого из этих искусств. Ученики начинают понимать, что каждый вид искусства неповторим и незаменим. Общеэстетическое значе­ние этого приема анализа литературного текста могуществен­нее, чем проповеди о пользе литературы, о том, что нельзя просмотром фильма заменить чтение книги. Однако составле­ние киносценария содействует и конкретным целям анализа литературного произведения: усиливается сопереживание, активизируется воображение учеников, углубляется понима­ние художественного текста.

Коллективно намечаются границы киноэпизодов в VI главе:

1. Комната Дубровского.

2. Разговор с Архипом.

3. Обход дома.

4. Поджог.

5. Гибель приказных.

6. Спасение кошки.

7. Пепелище.

Нам важно найти общий мотив сценария, объединяющий эпизоды в одно целое. Пушкиным этот мотив замечен — раз­горающееся пламя. От свечи Владимира Дубровского Архип зажигает фонарь, от фонаря зажигает сено, взвившееся пла­мя «осветило весь двор», дом запылал, поднявшийся ветер «огненной метелью» рассыпал искры на всю деревню, «пожар свирепствовал», пока все не обратилось в «яркие угли».

Обдумывание каждого эпизода позволяет ответить на воп­росы:

В чем горе Владимира Дубровского?

Почему он спасает чиновников от разгневанных крестьян?

Почему Дубровский решает сжечь дом?

Почему того же хотели дворовые?

Почему Архип людей погубил, а кошку спас?

Зачем дворовые ушли с Дубровским? И т. д.

Работа над первыми эпизодами протекает в классе коллек­тивно. На доске и в тетрадях учеников — план записи кадров.

Кадр

Место действия

Смена планов

Звук

В ходе беседы содержание первых одного-двух кадров запи­сывается. Затем для ускорения работы составление киносце­нария идет устно. Однако ученики уже могут дома проделать такую работу и в письменной форме. Приведем примеры того, как они представляют себе первый эпизод киносценария.

«Владимир сидит в кабинете отца за столом, у него задумчивое и хмурое лицо. Он поднялся со стула, и глаза его побежали по стене каби­нета, но вот они остановились на портрете его матери. Лицо Володи преобразилось. В это время играет ласковая музыка. «И портрет этот достанется врагу моего отца», — подумал Владимир. Лицо его стало жестоким и пылало ненавистью. Играет громкая волнующая музыка. Из зала доносятся пьяные голоса подьячих. Наконец все утихло. Влади­мир взял со стола свечу и подошел к комоду. Отпер ящики и занялся разбором бумаг. Но вот ему попадается пакет с надписью «Письма моей жены». Он нахмурился, разорвал пакет и быстро стал читать одно письмо за другим. Его лицо то улыбалось, то возмущалось, то тускнело. Играет нежная музыка. Время прошло незаметно, и часы пробили один­надцать. Володя бросает читать, берет свечу и выходит из кабинета».

«Дубровский входит в комнату отца и запирает за собой дверь. Он садится в кресло и усталыми глазами скользит по комнате, в которой мрачно и холодно. Крупным планом снимаем лицо Дубровского. Глаза у него усталые, большие, лицо бледное, суровое и сосредоточенное. Вла­димир отрывает взгляд от портрета матери и подходит к ящикам с доку­ментами и бумагами отца. Среди них он находит пакет с письмами сво­ей матери отцу. Дубровский зачитался и не заметил, как прошло время. Кинокамера скользит по комнате и останавливается на часах. Они пока­зывают одиннадцать.

Владимир кладет письма в карман и выходит из кабинета».

Даже по этим двум ответам можно заметить, что составле­ние киносценария сохраняет индивидуальные стороны чита­тельского восприятия и в то же время содействует общему верному пониманию авторской мысли.

Домашнее задание. Перечитать и озаглавить VII—IX гла­вы, самостоятельно, но по образцу классной работы составить киносценарий по эпизоду «Француз и медведь». Этот эпизод можно поручить детям и пересказать от лица Владимира Дуб­ровского.

УРОК 5. «УЧИТЕЛЬ»

ПЕРЕСКАЗ С ИЗМЕНЕНИЕМ