Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
answers_philosophy.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
483.84 Кб
Скачать

11. «Мир как воля и представление» (Шопенгауэр). Готово

Артур Шопенгауэр, 19 в. иррационалист (Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. )

    1. Мир есть моё представление о нем.

    2. Мир – вещь-в-себе (непознаваемо).

Внутреннюю сущность мира надо искать в стороне, совершенно отличной от представления. Объективному, рациональному познанию противопоставляется интуитивное познание. Познание сущности мира может быть обретено путем непосредственного постижения сущности вещей. Познание нужно начинать с себя, т.к. вещь – представление о ней.

Воля определяет «хотение». Воля – единственная определяющая субстанция. -> Волюнтаризм. (У Шопенгауэра – воля к жизни). Воля – стихийная бессознательная сила. Для раскрытия воли служат конфликты.

«Кроме представления и воли, мы не знаем и не можем более помыслить ничего».

Все силы и влечения, представленные в явлениях, таким образом, есть лишь обнаружения единой и бесконечной воли, которую внутренняя интуиция позволяет нам постичь, как нашу сущность. При этом только бессознательную волю следует отождествлять с силой и влечением. Таким образом, Шопенгауэр отделяет волю от сознания (познания).

Воля первична, независима от познания, а познание (сознание) вторично и зависимо от воли. Сознание (разум, познание) лишь средство для воли.

Мир как представление, с которым имеет дело познание, и мир как воля разнородны и несоизмеримы. Мир как воля есть мир в себе. Воля – это та искомая метафизическая сущность и она становится у Шопенгауэра творческой мировой силой, порождающей мир.

Воля как "вещь в себе", направлена исключительно на саму себя, почему она и является абсолютно неразумной волей. Сознание со всеми его разумными формами есть лишь явление. Вследствие этого учение Шопенгауэра и можно определить через понятие иррационализм.

Весь процесс в природе сводится к тому, что воля из бессознательной превращается в сознательную форму явлений. Характер лежит в основе всех актов, вызываемых мотивацией, причем, он действует так же, как и силы природы. Именно характер придает необходимость человеческой воле, лишая ее свободы. Каждый действует сообразно тому, каков его характер. Шопенгауэр однозначно выступает противником свободы воли, заявляя, что воля на ее сознательной ступени действует согласно принципу мотивации. Воля не подчиняется разуму, но имеет свою собственную необходимость.

То к чему только и стремится воля – это воля к жизни. Неудержимое, непрестанное стремление к благу, к наслаждениям, к радости, неустанная погоня за счастьем – это воля к жизни. Таким образом, воля к жизни с необходимостью влечет за собой эгоизм, который и служит, как правило, источником всех поступков человека. Эгоизм глубоко коренится в индивидуальных свойствах отдельных личностей.

Если неудовлетворенность, лишение неустранимы, то страдание усугубляется. А если они преодолены, то воля неизбежно порождает все новые и новые желания, а тем самым новые лишения и нескончаемую неудовлетворенность. Хотеть и стремиться составляют само существо воли, в силу чего вся жизнь человека становится «несносным бременем». Таким образом, хотение, желание наслаждений жизни, владеющее человеком, становится источником его страданий. Чем сильнее воля, тем сильнее страдание. Именно потому, что наша жизнь насыщена волей к жизни, она полна страданий, она есть страдание. Мир полон скорби и страдания – таков лейтмотив всей философии Шопенгауэра.

Пути укрощения воли:

  1. искусство

  2. отрешение от всего, что позволяет воле манипулировать человеком

Способ укрощения воли – резигнация (отрешение и покорность). С ее помощью достигается истинное спокойствие и полное безжелание. Любой мотив теперь сменяется квиетивом, отрешением от всякого желания. А это дается нелегко, путем неустанной борьбы с вожделениями.

Кроме того, если эгоизм и добродетель никогда не подадут друг другу руки, то квиетив, раскрепощая нас, освобождая от эгоизма, выступает родным братом добродетели. И, по сути, здесь у Шопенгауэра осуществляется переход от жизнеутверждения к жизнеотрицанию. Подавляя волю к жизни, этика Шопенгауэра утверждает аскетизм и самоотречение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]