Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1-79.doc
Скачиваний:
114
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
1.12 Mб
Скачать

33. Рабочее и социалистическое движение в Англии в начале XX в. Образование лейбористской партии.

Уже в начале XX века в Англии сказались тяжёлые последствия монополий и финансовой олигархии. Несмотря на все усилия тред-юнионов, жизненный уровень не только основной массы, но и верхушки рабочего класса стал снижаться. Номинальная заработная плата верхушки рабочих с 1900 по 1912 г. возросла всего на 2%, в то время как цены на продовольствие и другие товары массового потребления поднялись почти на 20%. Ухудшение экономического положения трудящихся усугублялось стремлением правых сил ограничить политические права масс, урезать демократические свободы, ущемить национальные интересы. Этими глубокими причинами был обусловлен рост рабочего движения в Англии и Ирландии в начале XX века. Стачечное движение особенно усилилось в 1910 г. и бурно развивалось вплоть до начала первой мировой войны. Если в предшествующие годы в стачках участвовало по 150-300 тыс. человек в год, то в 1910г. – 516 тыс., в 1911г. – 962 тыс., а в 1912 г. – 1463 тыс. Массовые стачки этого периода охватывали наиболее важные отрасли хозяйства – угольную и текстильную промышленность, железные дороги, морской транспорт. Главной активной силой стачечной борьбы становятся широчайшие массы низкооплачиваемых и до этого времени слабо организованных рабочих. Заражая своим боевым настроением и верхние слои рабочего класса, ломая сопротивление реформистских вождей профсоюзов, эти массы внесли невиданное оживление в профессиональные союзы. Если в 1905 г. в состав тред-юнионов входило около 2 млн. человек, то в 1913 г. – свыше 4 млн. Поскольку в стачках тех лет наряду с экономическими требованиями часто фигурируют политические лозунги (например, требование признания тред-юнионов предпринимателями, издания того или иного закона), сами стачки перестают быть чисто экономическими, превращаются в политические стачки.

В 1911 г. массовая стачка транспортников (моряки, докеры, извозчики) охватила почти все портовые города. В Лондоне она сопровождалась бурными митингами на Трафальгарской площади, стотысячной демонстрацией на улицах столицы; в Ливерпуле – кровавым столкновением с войсками и полицией. В этом же году двухдневная стачка железнодорожников заставила могущественные компании сесть за стол переговоров с представителями тред-юнионов, от чего они раньше категорически отказывались.

Ещё большее впечатление произвела всеобщая стачка углекопов весной 1912 г., стачка, которая составила эпоху в английском рабочем движении.

В январе 1912 г. федерация углекопов Великобритании 446 тыс. голосов против 116 тыс. постановила ультимативно потребовать от шахтовладельцев установления минимума зарплаты, а в случае отказа – бастовать. Это вызвало панику в правящих кругах Англии. 26 февраля углекопы в разных районах страны начали бросать работу, 29 февраля бастовало уже 800 тыс. человек. Тогда правительство в срочном порядке провело в парламенте закон, в принципе признававший минимум зарплаты, но не зафиксировавший его, как тогда говорили «в шиллингах и пенсах». Рабочие же требовали не абстрактного признания принципа, а установления твёрдого минимума. Тем не менее руководство федерации рекомендовало прекратить стачку и принять условия нового закона. Это была, несомненно, лишь частичная победа углекопов, но и она обнаружила огромную мощь рабочего класса, его возросшую солидарность и боевой дух.

Не менее ярко особенности предвоенного рабочего движения проявились во время всеобщей стачки в Дублине в 1913 г. Главным орудием ирландской буржуазии, наряду со средствами экономического давления на рабочих, были полицейские меры, открытый террор против пролетариата и его вождей. Д. Ларкин, возглавлявший стачку, был арестован, но рабочий класс держался стойко. Манчестерский конгресс тред-юнионов, состоявшийся в дни дублинского побоища, организовал срочную помощь ирландским рабочим. В Дублин был направлен корабль с продовольствием для бастующих и делегация от английских тред-юнионов. Английские рабочие собрали в помощь дублинским стачечникам солидную сумму в 85 тыс. ф. ст., приютили временно их детей и оказывали поддержку иными способами. По всей стране прокатилась волна митингов и демонстраций солидарности с дублинцами и протеста против полицейского произвола.

Чем активнее развивалась борьба рабочего класса, тем больше массы ощущали необходимость единства. Вопреки сопротивлению многих старых лидеров, стремившихся сохранить сектантскую раздробленность профсоюзов, в годы подъёма рабочего движения было достигнуто объединение в ряде важнейших отраслей промышленности.

Подводя итог классовой борьбы этого периода, Ленин писал : «Английская рабочая масса медленно, но неуклонно переходит на новый путь – от защиты мелких привилегий рабочей аристократии к великой героической борьбе самой массы за новое устройство общества».

Этот период, однако, происходил стихийно. В Англии тех лет не было революционной рабочей партии. Менее всего такую роль могла сыграть БЛП (Британская лейбористская партия), её «социалистическое» крыло – НРП (Независимая рабочая партия) и Фабианское общество. С момента образования лейбористской парламентской фракции в 1906 г. вся деятельность лейбористского руководства почти исключительно сосредоточилась на парламентских манёврах, на проведении социальных реформ. Но поскольку социальные реформы заняли видное место в политике правительства, лейбористская фракция стала лишь придатком либеральной партии.

Чем больше нарастал подъём рабочего движения, тем более очевидным становилось противоречие между революционными устремлениями масс и реформизмом лейбористских лидеров. Выразителем этого недовольства стало левое крыло партии, состоявшее как из передовых членов профсоюзов, склонявшихся к идеям социализма, так и из левых элементов НРП. левые лейбористы систематически боролись за превращение лейбористской партии в социалистическую партию, за принятие социалистической программы. И хотя левое крыло лейбористской партии не было организовано и его взгляды были далеки от подлинно научной теории, своей борьбой за боевую социалистическую партию, своей критикой оппортунизма оно ослабляло влияние реформизма на рабочий класс, способствовало росту его классового самосознания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]