Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
билеты_по_ЕА.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
264.19 Кб
Скачать

7) Основные тенденции социально-экономического и политического развития сша в начале 20 века. С.483

В конце XIX - начале XX веков США представляла период перехода капитализма в империалистическую стадию. В данный период монополистический капитал, охватив основные отрасли хозяйственной жизни, определил внутреннюю и внешнюю политику США.

Гражданская война знаменовала собой важнейший рубеж в развитии американской экономики. Нарушив привычные связи с Европой, она заставила обе стороны проводить политику экономического самообеспечения. Именно в годы гражданской войны был заложен фундамент крупнейших финансовых империй США. В результате войны высшая власть перешла от плантаторов Юга к крупной буржуазии Севера, отдав в ее распоряжение несметные богатства страны. Освободившись от пут рабства, страна вступила в период бурного экономического роста: с 1869-1873 по 1929г. ВНП вырос с 9 млрд. до 104 млрд. $. Несмотря на быстрый прирост населения, объем продукции на душу населения увеличился за эти годы почти в 4 раза. С 1865 по 1914г. производство промышленной продукции увеличилось более чем в 11 раз. Создается тяжелая промышленность способная удовлетворить потребности индустриального развития страны. Строится сеть железных дорог.

Бурный экономический рост сопровождался ускоренным процессом концентрации и централизации капитала. Появляются гигантские монополистические объединения. Исчезают фермеры, наемники, рабочие и служащие вытесняют мелких собственников.

Первые американские монополии возникли еще 70-80-х годах XIXв. Была создана рокфеллеровская нефтяная компания “Стандарт Ойл”, которая контролировала почти 95% очистки нефти. Образовались и другие монополии, в частности сахарный трест, сталелитейная корпорация Карнеги и др.

Типичной для американской промышленности формой монополизации явилось внутреннее трестирование. Руководство трестов превратилось в настоящее династию “королей” стали, нефти, электричества, железных дорог. В процессе монополизации тресты все больше сращивались с банковскими монополиями - так создавался банковский финансовый капитал.

Одна из важнейших структурных особенностей в развитии экономики США - огромное значение железнодорожного строительства, которое пользовалось правительственным содействием. К началу ХХ века железные дороги охватили всю территорию страны.

Серьезные сдвиги в структуре промышленного производства США в эти годы произошли в следствие очень высоких темпов развития тяжелой промышленности. Впервые в истории США было достигнуто превышение доли тяжелой промышленности над легкой и пищевой в общем объеме промышленной продукции. В 1870г. удельный вес американской тяжелой промышленности составлял около 40%, а через 30 лет он уже превысил половину общего объема промышленной продукции.

Старые, традиционные отрасли, особенно легкая промышленность, переходят на массовое производство стандартизированной готовой одежды и обуви, пищевых продуктов и т.п., чего еще не было ни в одной стране мира.

Развитие массового серийного производства в американской промышленности обусловило применение новых методов рациональной организации производства. Капиталистическая рационализация производства содействовала росту производительности труда.

Рост сельскохозяйственного производства в США в конце XIX начале ХХ века полностью показал преимущество американского пути развития капитализма в сельском хозяйстве свободном от феодальных пережитков. Широкий внутренний рынок, созданный развивающейся промышленностью, обеспечивал устойчивый спрос на сельскохозяйственную продукцию, развитие железнодорожного транспорта способствовало быстрой доставке американской продукции на внутренний и внешний рыкни. Это стимулировало как рост посевных площадей, так и широкое внедрение механизации сельскохозяйственных работ.

С 1870 по 1913 г. посевные площади под пшеницей возросли почти в 2.5 раза, а под хлопком более чем в четыре раза. В этот период на американских полях уже широко применялись пароконные жатвенные машины, молотилки, сеялки, усовершенствованные плуги и т.д.

В сельском хозяйстве происходил процесс концентрации производства. Механизация сельского хозяйства, обусловившая снижение цен на сельскохозяйственные продукты, была не под силу множеству мелких и средних фермеров. В ходе аграрного кризиса 90-х годов значительная часть мелких земельных участков перешла в собственность крупных капиталистических сельскохозяйственных ферм. Если в 1880 г. две трети фермеров владели землей, то в 1910 г. уже только одна вторая фермеров вело хозяйство на своей земле, число сельскохозяйственных рабочих за этот же период удвоилось.

В политической сфере – это эра прогрессизма. Прогрессизм явился попыткой восстановить традиционные «посулы американской жизни», борьбой за социальную справедливость.

Президент Рузвельт (с 1901 г.). ответил на веление времени, выдвинув «теорию служения», которая ставила перед президентом задачу более позитивного, чем прежде, содействия повышению общего благосостояния народа. В период первого президентства Рузвельт начал применять концепцию позитивного лидерства, развернув кампанию против сверхкрупных корпораций, и приобрел репутацию борца с трестами. В 1904 он успешно провел судебный процесс против «Нортерн секьюритиз», холдинговой компании, созданной для контроля над железными дорогами Запада. Президент вмешался и в профсоюзные баталии, выступив посредником на переговорах с бастующими шахтерами в 1902. Поддержка Рузвельтом закона Элкинса 1903, вводившего федеральный контроль за железнодорожными тарифами, упрочила его высокую репутацию среди прогрессистов.

В 1904 Рузвельт успешно провел избирательную кампанию, победив Олтона Паркера, умеренного восточного демократа, вызывавшего недовольство у аграрного крыла своей партии, с результатом 7628 тыс. голосов против 5085 тыс. Второй срок пребывания в Белом доме был отмечен еще более энергичным проведением прогрессистского курса, что отражало результат возросшего влияния прогрессистов на уровне штатов и муниципалитетов. Закон Хепберна (1906) усилил действие антитрестовского закона Шермана, но ценой этой победы стало обещание, данное Рузвельтом консервативному крылу Республиканской партии, не возвращаться к вопросу о пересмотре тарифов. Закон о чистоте продуктов питания и лекарств (1906) запрещал продажу товаров, не прошедших санитарный контроль. Несмотря на эти реформистские шаги, присущая Рузвельту умеренность устраивала его консервативных сторонников и членов Конгресса, критиковавших его «радикальные» программы. Разочарование в «политическом» прогрессизме, как в общенациональном масштабе, так и на местах, углублялось по мере все чаще звучавших утверждений прогрессистов, что покончить с укоренившимся в обществе неравенством можно лишь с помощью фундаментальных социально-экономических преобразований.

Рузвельт ушел в отставку в 1909, благополучно передав бразды правления Уильяму Говарду Тафту, своему военному министру, одержавшему победу над Уильямом Дженнингсом Брайаном. Тафт продолжил антитрестовскую кампанию, проводя ее даже более широким фронтом, чем Рузвельт. Во время его президентства были приняты еще две поправки к Конституции (1913) – 16-я, дававшая Конгрессу право устанавливать и взимать подоходные налоги, и 17-я, вводившая прямые выборы сенаторов. Следуя своим предвыборным обещаниям, Тафт попытался снизить тарифы, но в Конгрессе прошел закон о тарифах Пейна – Олдрича (1909), который лишь незначительно пересматривал существующие ставки. Неспособность президента добиться их снижения, а также успехи демократов на выборах 1910 вынудили многих прогрессистов от него отвернуться, особенно после того, как Рузвельт вернулся в большую политику в роли критика действующей администрации. Очередной ощутимый удар нанес конгрессмен-республиканец из Небраски Джордж Норрис, который возглавил коалицию «мятежных» республиканцев и демократов-прогрессистов против автократической власти спикера палаты представителей республиканца Джозефа Кеннона, заблокировавшего ряд прогрессистских инициатив.

Верховный суд также нередко выступал против деятельности реформистов. В своих решениях судьи все чаще стали руководствоваться «правилом разума», позволявшим судам самостоятельно решать, являются ли административные законы нарушением юридического процесса или же представляют собой законное применение права. На практике такой подход успешно работал против некоторых важнейших прогрессистских законов.