Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпоры по зарубежке.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
221.27 Кб
Скачать

48.Систематизация законодательства в Российской империи в первой половине XIX в.

Попытки кодиф.законов в Рос.империи были начаты ещё в XVIII в.и продолж.при Александре I. Но только Николаю I,который привлек к кодификационной работе М.М.Сперанского,возглавившего Второе отделение канцелярии,удалось осущ.это начинание. Второе отделение провело огромную работу по розыску,сличению и упорядочению отдельных законодательных актов и правительственных распоряжений и подгот.два крупных издания.

ПСЗ(полное собрание законов) Законодательные акты располаг.в нем в хронологическом порядке.В дальнейшем ПСЗ было продолж.и выпущено ещё два издания. Наряду с ПСЗ было подготовлено и в 1832 г.издано ещё одно собрание – Свод законов Российской империи. В нем увидели свет действующие законы,расположенные в них уже не в хронологической последов.,а по тематическому принципу.В основу структуры Свода положено деление права на публич.и част.,идущее от западноевроп.буржуаз.концепций и восходящее к рим.праву. Сперанский называл эти две группы законов госуд.и гражд.В первой группе располагались Основные государственные законы,в которых характеризовалась организация публ.власти (высшие органы власти,учреждения центральные и местные,устав о госуд.службе).Затем шли законы,характеризующие организацию управления и устройство казны ( уставы казенного управл.,о повинностях,таможенный,монетный,горный и др.).Третью группу составляли законы об организации сословного строя (о состояниях).В четвертую входили уставы госуд.благоустройства (кредитный,торговый,промышленности,путей сообщения,сельскохозяйственный,почтовый,телеграфный и др.). В особую группу выделялись Уставы благочиния, объединявшие законы о народном продовольствии, общественном призрении, организации врачебной помощи и др.Сюда же относились помещенные в отдельном томе (14-м) уставы о паспортах, о цензуре ,о ссыльных, о беглых и др., определявшие законодат.поле деятельности полиции. Наконец,впервые в российском законодательстве были отделены друг от друга помещенные в разных томах законы гражданские (т.10) и законы уголовные (т.15).Такой принцип соединения воедино разрозненных законов (инкорпорация) сохранялся на протяжении всех последующих переиздании Свода. В 1885 г.в Свод был введен ещё 16 том,содерж.процессуальное законодательство.Кроме того,в 1845 г.15 том Свода,то есть законы уголовные,с некот.измен.и доп.были изданы как «Уложение о наказаниях уголов.и исправительных».которое можно рассматривать как первый уголовный кодекс России. Юридическая техника Свода законов основывалась на методике, апробированной в кодексе Юстиниана. Статьи Свода, основанные па одном действующем законе (указе),излагались словами указа без изменений. Статьи,основанные на нескольких указах, излагались словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других. При этом под каждой статьей давались ссылки на указы, в нее вошедшие.Многосложные тексты сокращались, а из противоречащих друг другу выбирался лучший с точки зрения составителей или более поздний.

На третьем этапе Сперанский создать Уложение кот. должно было содержать не только старые нормы, но и развивать право, но именно этого и не хотел император.

49. Российское Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845.

Уже в Своде законов впервые в истории российского законо­дательства отдельно рассматривались Общая и Особенная части уголовного права. Уложение окончательно закрепило такое де­ление: в первом разделе раскрывались институты Общей части, а в остальных — устанавливались наказания за конкретные преступления. (громадный закон состоял из 2 тыс. статей, 12 разделов)

Важнейшим элементом понятия преступления считался его противоправный характер. Уголовно наказуемые деяния разде­лялись на преступления и проступки, но четкого разграничения данных понятий не проводилось. Преступления и проступки делились на умышленные и неумышленные При оп­ределении меры ответственности за умышленное преступление требовалось установить, совершено ли оно с заранее обдуман­ным намерением или было связано с внезапно возникшим умыс­лом. Неумышленные преступления подразделялись на неосто­рожные и случайные.

В качестве необходимого основания наступления уг. ответственности рассматривалась виновность.Наряду с оконченным преступлением, Уложение вводило понятие «предварительной преступной деятельности», в качест­ве отдельных стадий которой выделялись обнаружение умысла, приготовление к преступлению и покушение на преступление.

Ответственность соучастников устанавливалась в зависимо­сти от вида соучастия, степени участия и меры вины. При совер­шении преступления несколькими лицами по предварительно­му согласию закон различал роли зачинщиков, сообщников, под­стрекателей, пособников. При совместном участии двух или бо­лее лиц в совершении преступления без предварительного со­гласия выделялись главные виновные и участники.

Не привлекались к ответственности малолетние преступни­ки в возрасте до 7 лет. Не могли нести уг. ответствен­ность лица умалишенные, но их разрешалось принудительно помещать в специальные учреждения и больницы. Не подлежали наказанию лица, совершившие преступление в состоянии край­ней необходимости. Признавалось ненаказуемым причинение вреда при необходимой обороне, но ее пределы четко не огова­ривались (упоминалось только о соответствии обороны и напа­дения во времени).

В Уложении предусматривалась ответственность за преступ­ления против веры, государственные, против порядка управле­ния, должностные, имущественные, против благочиния, зако­нов о состояниях, против жизни, здоровья, свободы и чести • частных лиц, семьи и собственности. Составы преступлений груп­пировались более чем по 150 направлениям.

Все наказания делились на два разряда — уголовные и испра­вительные. В рамках этих разрядов наказания подразделялись на 11 родов и 35 степеней. Также выделялись наказания дополни­тельные и специальные. Предусматривалась возможность заме­ны одних наказаний другими, в связи с чем вводилось понятие заменяющих наказаний.