Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
21-36(кроме34).docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
73.97 Кб
Скачать

31.Искусство Рима ранней империи

Итак, эпоха Октавиана Августа.Статуя Августа, найденная на вилле его супруги Ливии близ Прима Порта, представляет его торжественным, помпезным. Август стоит в позе оратора, повелительным же­стом обращаясь к народу. Одеяние — полководца, но ноги босые — явный признак грече­ской «идеальности». Во многих отношениях оно дей­ствительно могло показаться золотым веком. Стиль августовского искусства — строгий, холодный, элегантный. Чет­кие контуры, ясные, спокойные фор­мы, отвлеченные от жизни образы. Пожалуй, ни один материал не соответствовал так идеалам августов­ского искусства, как драгоценный и полудрагоценный камень. *Третий стиль зрительно порывает с архитектурой, конструктивной осно­вой здания. Внутреннее пространство, утверждая свою независимость, про­тивопоставляет себя наружному. Плоскость стены, гладкая и светлая, как раз подчерк­нута. На ней по-прежнему рисуются сюжеты, но теперь не тяжеловесные и драматические, а воздушные, лег­кие. Новой вехой в искусстве стало правление Нерона, одного из самых безумных деспотов на римском троне. В эпоху Флавиев начатый при Не­роне процесс продолжал развиваться.Как всегда в Риме, самую полную информацию о своем времени несут скульптурные портреты. Художников волну­ет проблема видимости и сути: лицо вне рамы может показаться просто­ватым и сухим, в оправе же оно, как резной камень, предстает неоднознач­ным, интересным.

Скульптура времени Флавиев, со­зданная как в Риме, так и вне его, являет собой интереснейшую галерею портретов. Они замечательны своей пластической силой, какой-то особой мощью и полнотой и, кроме того, не­бывалой прежде патетикой.

Арка Тита была поставлена на месте главного входа в Золотой дом Нерона, снесенный Фла­виями с лица земли. Триумфальные арки типичны для Рима и возводились в нем еще в ре­спубликанское время. Внешне она строга и могла бы пока­заться скромной, если бы не замеча­тельная торжественность ее пропор­ций и архитектурных членений. В Риме театры, отгороженные стена­ми от города, замыкались высокими, многоярусными сценами, это можно видеть на примере хорошо сохранив­шихся театров — Марцелла в Риме, театра в Оранже (Южная Франция) и других. В римских театрах шли по преимуществу комедии.

Колизей, построенный на месте за­сыпанного озера, принадлежавшего Золотому дому Нерона, занимал в городе одно из видных мест. Его четы­рехъярусная стена овальным кольцом охватывала здание, в котором могло поместиться 50 тысяч зрителей. Сна­ружи ярусы были украшены аркадами и ордером: внизу — строгим тоскан­ским, выше — более легким, иониче­ским, еще выше — самым легким, ко­ринфским, и на самом верху — тонки­ми коринфскими пилястрами. В прое­мах верхних ярусов, скрашивая их зияние, стояли статуи. Весь амфитеатр состоял из системы сводчато-арочных субструкций. Арену ограждала от зрителей четы­рехметровая стена.

32.Искусство Рима 3 века н. Э.

Третий век открыл новую страницу в истории и культуре империи. На трон взошел уже не просто провинциал, что было не ново,— но солдат, по­ставленный армией Септимий Север.

В портретах северовского времени и, разумеется, в портретах самого им­ператора живет тайна. Такие слож­ные, незаурядные натуры, как Адриан или Марк Аврелий, в портретах тем не менее предстают определенными и цельными. Не то с Септимием Севе­ром. Он является в них то умным, много думающим, но ограниченным в возможностях человеком, то равно­душным, сломавшимся под бременем жизни стариком, то мыслителем, то самим египетским богом Сераписом.

Пластический стиль становится предельно живописным. Рельефы три­умфальной арки Септимия Севера, поставленной в честь десятилетия правления и побед в Месопотамии, еще более, чем на колонне Марка Аврелия, теряют определенность кон­туров и форм. Камень стены превра­щается в сплошную ажурную ткань, трепещущую в неровных бликах све­тотени. Ба­зилика имела две абсиды по узким концам, и пилоны одной были укра­шены сценами подвигов Геракла, дру­гой — сценами, связанными с богом Дионисом.

Жажда личного бессмертия стано­вится непреодолимой, что отчетливо проявилось в высоком расцвете жанра саркофагов. Причем они увеличива­ются в размерах и нередко принима­ют овальную форму — форму ванны, в которой осенью давили виноград. Система таких саркофагов очень сложная, мифологическая, построен­ная на сочетании метафорических об­разов смерти и возрождения.

Заметно удлиняются пропорции фигур, мускулистым тор­сам противостоят небольшие головки, движения становятся все более ма­нерными и неестественными. Старый пластический идеал античности начи­нает уходить в небытие.

Все римские императоры сооружали термы для народа, но Каракалла по­строил едва ли не самые грандиозные. Современники считали, что по обшир­ности они близки провинциям — тер­мы вмещали 1800 человек. Это был комплекс залов, стоящий в огромном дворе, строго симметрично расплани­рованный. Там были нимфеи, стади­оны, библиотеки, бассейны и тради­ционный для всех терм набор: тепидарий, кальдарий, фригидарий — залы горячей, холодной и теплой воды.

Особым великолепием термы Кракаллы поражали изнутри. Огромные помещения перекрывались мощными сводами. В них было много света и воздуха. Пол и стены были украшены мозаиками, цветными мраморами, драгоценными камнями и порфирами. У стен и в нишах стояли статуи и статуэтки. Термы Каракаллы были щедрой подачкой мелкому и среднему римскому люду, богачи обычно посе­щали частные бани.Термы неплохо сохранились до на­ших дней, и сейчас там располагаются залы Национального римского му­зея.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]