
- •Зарубежная литература. Экзамен.
- •1. Эпоха романтизма. Основные черты романтического художественного мира.
- •Уильям Блейк: из "прорицаний невинности"
- •2. Романтизм в Германии: периодизация и характеристика основных этапов.
- •3. Творческий путь э.Т.А.Гофмана. Жанр сказки в творчестве Гофмана.
- •5. Общая характеристика английского романтизма.
- •6. Байрон и «байронизм». Творчество Байрона до 1816 г. («Корсар»).
- •I этап (1807-1812) классицизм
- •II этап (1812-1816)
- •III этап (1816-1821)
- •7. Прометеевские, богоборческие мотивы в творчестве Байрона после 1816 г. («Каин»).
- •8. Проблематика и поэтика поэмы Байрона «Дон Жуан».
- •9. В.Скотт как создатель жанра исторического романа. Основные положения его теории.
- •10. Романы в.Скотта «шотландского» («Уэверли») и «английского» («Айвенго») циклов.
- •11. Своеобразие романтизма во Франции.
- •12. Проблематика и поэтика романа Гюго «Собор Парижской Богоматери».
- •13. Своеобразие американского романтизма. Эстетические взгляды и поэзия Эдгара По.
- •14. Реализм как литературное направление. Его социально-исторические предпосылки. Характерные черты художественного мира реализма.
- •15. Роман Стендаля «Красное и черное» – первый крупный роман европейского реализма.
- •16. Оноре де Бальзак и его «Человеческая комедия»: общая характеристика цикла.
- •17. Философский этюд Бальзака «Шагреневая кожа».
- •18. Роман Бальзака «Отец Горио»; его место в структуре «Человеческой комедии».
- •19. Творчество Чарльза Диккенса. «Рождественская философия» его ранних произведений.
- •20. Роман Диккенса «Домби и сын».
- •21. Уильям Теккерей и его «роман без героя» «Ярмарка тщеславия».
- •22. Творчество Гюстава Флобера и своеобразие реализма второй половины х1х в.
- •23. Проблематика и поэтика романа Флобера «Мадам Бовари».М
- •24. Философская почва и эстетические принципы натурализма.
- •25. Творческий путь Эмиля Золя. Замысел эпического цикла «Ругон-Маккары».
- •26. Идейно-художественное своеобразие романа Золя «Жерминаль».
- •27. Шарль Бодлер и его книга «Цветы зла».
- •28. Эстетика французского символизма.
- •29. Поэзия Поля Верлена и Артюра Рембо. 30. Хенрик Ибсен как создатель драмы нового типа («Кукольный дом»).
- •1Гр: «Столпы общ-ва», «Кукольный дом», «Приведения», «Враг народа»- более реалистичны
- •2Гр. «Дикая утка», «Геда Паблер»
- •3Гр. «Строитель Сойленс», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся»
- •31. Эстетизм в английской литературе «конца века» и творчество Оскара Уайльда.
- •32. Поэтика и проблематика романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
32. Поэтика и проблематика романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ
Оскар Уайльд (1854–1900 гг.), глава английского эстетизма, опубликовал свой единственный роман “Портрет Дориана Грея” в 1891 году. В романе рассказывается история, перекликающаяся с фантастическим сюжетом “Шагреневой кожи” Бальзака: юный красавец Дориан Грей высказывает пожелание, чтобы он навсегда остался внешне таким же, как в момент завершения его портрета, и с этого мига на протяжении двадцати лет действия романа он сохраняет все очарование юности, а портрет, спрятанный в его доме, отражает его настоящую жизнь, накапливая следы порока и преступлений. Символика волшебного предмета у Уайльда менее философична, чем у Бальзака, сведена к эстетической проблематике. Портрет Дориана, выполненный его приятелем Бэзилом Холлуордом, как всякое истинное произведение искусства, отражает его истинную сущность; искусство — вот правдивое свидетельство, вот верное зеркало жизни героя. Попытка Дориана в финале романа уничтожить надежно спрятанный портрет завершается его собственной гибелью, а произведение искусства неуничтожимо. Портрет в своей первозданной красоте будет жить вечно:
Войдя в комнату, слуги увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это.
Таким образом, в самом сюжете романа заложена главная идея эстетизма о безусловном превосходстве искусства над реальной жизнью.
Параллельно выстраиваются истории Дориана и его портрета, которые поменялись местами по отношению к законам природы, к самому течению времени: живой человек преодолевает его поток, отказываясь стареть, а произведение искусства начинает жить во времени телесной жизнью. Остановка героя во времени, вечная молодость, как правило, ассоциируются с мотивами сделки с дьяволом, и в роли искусителя невинного поначалу Дориана выступает светский остроумец, славящий аморальность, новый гедонизм, а на деле ведущий вполне благопристойное существование, — лорд Генри Уоттон.
Лорд Генри открывает глаза юноше на его красоту, заражает его духом погони за удовольствиями, учит его ценить молодость и жить одним днем. Забавный циник лорд Генри легко привязывает к себе Дориана, разрушая его дружбу с Бэзилом Холлуордом, и Дориан становится учеником лорда Генри. Но лорд Генри — Мефистофель лишь на словах, Дориан же становится дьяволом на деле, буквально понимая и воплощая на практике все поучения своего старшего друга. Он доводит до самоубийства свою возлюбленную, молодую актрису Сибиллу Вэйн, ведет двойную жизнь светского денди и завсегдатая притонов Ист-Энда, он порочит репутации и становится убийцей Бэзила Холлуорда. Портрет только фиксирует его грехи, но не контролирует его жизнь.
Сэр Генри хочет сделать Дориана воплощением своего идеала о слиянии искусства и светского образа жизни. Сам он никогда не пойдет на преступление: “Убийство — всегда промах. Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда” (глава 19). Дориан слишком простодушен и наивен, слишком чувствителен и недалек, чтобы сохранять ту эмоциональную незаинтересованность, холодность, которую предполагает идеал его друга. В Дориане живо моральное чувство, поэтому так сильно воздействуют на него упреки бывшего друга, Холлуорда, поэтому он не может позволить ему уйти живым из его дома. Начало морального падения Дориана — история с Сибиллой Вэйн — изображено еще достаточно детально, но по мере роста масштаба его преступлений автор предпочитает говорить о них загадочными намеками, дающими простор читательскому воображению для того, чтобы дорисовать картины зла. Разумеется, морализм Уайльда не так прямолинеен, как морализм викторианского романа, однако, в соответствии с традицией нравственного урока, столь сильной в английском романе на протяжении всей его истории, в “Портрете Дориана Грея” моральная сторона, лишившись назидательности, составляет важнейшую сторону романа:
Вот ее суть: всякая чрезмерность, как в том, что человек приемлет, так и в том, от чего он отказывается, несет в себе свое наказание.
Однако эта традиционная задача романа в восприятии читателя отходит на второй план перед завораживающими картинами эстетско-декадентской среды конца века. Уайльд рисует духовный и бытовой облик новых героев — апостолов культа красоты. Действие романа разворачивается в студиях художников и в изысканных светских гостиных, в атмосфере, пронизанной пряной красотой жонкилий и орхидей, роз и жимоло- сти, восточного искусства и английского комфорта. Эта утонченно-культурная атмосфера сама по себе пробуждает в человеке чувственное начало. В попытке проникнуть в тайны чувственной жизни человека начинает Дориан собирать свои коллекции, описанию которых недаром уделено столько места в романе: коллекции благовоний, музыкальных инструментов, драгоценных камней, вышивок и гобеленов, живописи. Полнотой чувственных ощущений пронизан стиль романа, автор стремится передать мир во всем разнообразии восприятий всех органов чувств. Уже это смакование красоты, сладострастное погружение в наслаждение было вызовом викторианским нормам, и уж совсем эпатировала добропорядочную публику эстетическая программа, изложенная автором в предисловии к роману.
Предисловие представляет собой собрание афоризмов, любимого жанра Уайльда. Оскар Уайльд был непревзойденным мастером беседы; слава острослова пришла к нему много раньше, чем литературная слава. В уста лорда Генри Уоттона в романе вложено такое количество парадоксов, что их блеск вскоре начинает утомлять. Однако парадоксы предисловия к роману, пожалуй, самая широко цитируемая часть литературного наследия Уайльда, потому что нигде больше с такой полнотой он не выразил суть эстетского отношения к жизни, свое убеждение в том, что искусство стоит вне морали: “Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все... всякое искусство совершенно бесполезно”.
Это положение уже выдвигала теория “искусства для искусства”, но эстетизм идет еще дальше, утверждая, что “жизнь подражает искусству”; “искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь”. В предисловии Уайльд бросает вызов косной критике, стремящейся непременно понять, что хотел автор сказать своим произведением, тогда как “художник не стремится ничего доказывать”, его дело — “совершенное применение несовершенных средств”. Своеобразно подводит Уайльд итоги литературного развития своего века: “Ненависть девятнадцатого века к Реализму — это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть девятнадцатого века к Романтизму — это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения”.
Эстетизм и символизм противопоставляли себя непосредственному литературному прошлому, как видим, в равной степени дистанцируясь от романтизма и реализма; эстеты и символисты сознательно приняли флоберовскую установку на элитарного читателя и считали себя создателями подлинно современного искусства. Предложенное здесь прочтение “Портрета Дориана Грея” сквозь призму бальзаковской и викторианской традиции акцентирует связи эстетизма с литературой предыдущего, XIX столетия, но задумайтесь об этом произведении исходя из того, что вам известно о ницшеанстве и фрейдизме, — и перед вами предстанет иной текст, в котором главными окажутся черты литературы будущего XX века. Такой же пограничный характер носит и повесть “Сердце тьмы”, только в ней связи с будущей литературой проступают много отчетливей, чем у Уайльда.