Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
почвы мира Глазовская.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
8.53 Mб
Скачать

Часть I

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГЕОГРАФИИ ПОЧВ

«Взаимодействие — вот первое, что

выступает перед нами, когда мы рассматриваем

движущуюся ма­терию в целом с точки

зрения те­перешнего естествознания».

Ф. Энгельс

Введение

География почв — это область почвоведения, изучающая общие закономерности распределения почв и почвенный покров отдель­ных регионов.

География почв и ее неотъемлемая часть картография почв бы­ли первыми и по времени и по значимости сферами развития прак­тических исследований, позволивших прийти к совершенно новым, для того времени неизвестным представлениям о почве как естест- венноисторическом теле, теснейшим образом связанном во всех своих свойствах с окружающей природной обстановкой. Это новое представление получило обоснование в классическом монографи­ческом исследовании В. В. Докучаева «Русский чернозем» (1883), выполненном в целях разработки практических мер по поднятию продуктивности сельского хозяйства черноземных областей России.

Б. Б. Полынов, анализируя роль В. В. Докучаева в почвоведе­нии и естествознании, писал: «После работы В. В. Докучаева у каждого русского понятие о черноземе неизбежно связывалось с двумя основными представлениями различного порядка. С одной стороны, это представление о некотором (;лое поверхности земли, который можно наблюдать на отвесной стенке ямы в 1 —1,5 м и который имеет определенный внешний облик, т. е. окраску и строе­ние, и определенные физические и физико-химические свойства сла­гающей его массы, а с другой — это представление о ландшафте первобытных степей. Это образ безбрежной равнины, одетой сплошным, волнующимся под ветром покровом густых и высоких зарослей ковылей, образ, с которым тесно связан и определенный характер климата и определенный животный мир: и гнездящиеся в густой траве перепела, и тяжелые, ленивые, медленно переле­тающие с места на место дрофы, и различные грызуны — землерои и другие коренные обитатели южнорусских степей. И это не есть простое совмещение представлений о разных предметах, находя­щихся в одно и то же время в одном месте. В сознании русского, а теперь советского почвоведа между этими предметами создается логическая связь — связь причин с их следствиями» (Полынов, 1956, стр. 634).

Работы, проводившиеся В. В. Докучаевым в Нижегородской и Полтавской губерниях в целях составления почвенных карт и сравнительной оценки сельскохозяйственной производительности, выделенных на картах почв (1881—1894 гг.), дали материалы для установления связи почв и факторов почвообразования в различных ландшафтных зонах: лесной, лесостепной и степной, что расширило и углубило представление о генезисе и географии почв.

В результате Докучаевым был разработан сравнительно-геогра­фический метод почвенных исследований, основой которого было сопряженное изучение почв и формирующих их факторов почво­образования. Этот метод применялся в дальнейшем учениками До­кучаева при исследовании почв различных физико-географических областей Европейской России.

Идеи взаимодействия и развития, воплощенные в докучаевском учении о почве, явились той методологической основой, которая придала почвоведению строго научный прогрессивный характер и привела к быстрому и плодотворному становлению этой отрасли Шания. Докучаевский метод исследования почв, заключающийся в сопряженном изучении свойств почв по генетическому профилю & факторов почвообразования (материнских пород, растительно­сти, климата, характера и возраста рельефа), стал основным мето­дом почвоведения.

Сравнительный анализ свойств почв и закономерностей их рас­пространения в связи с изменением факторов почвообразования на Территории Русской равнины и Кавказа позволил В. В. Докучаеву сформулировать следующие основные положения научного почво­ведения и географии почв.

  1. «...Почва есть такое же самостоятельное естественно историческое тело, как любое растение, любое животное, как любой мине­рал, ... что оно есть результат, функция совокупной взаимной дея­тельности следующих агентов почвообразователей: климата данной Местности, ее растительных и животных организмов, рельефа и возраста страны или абсолютной ее высоты, наконец подпочвы (т.е. грунтовых материнских пород). Все эти агенты почвообразователи, в сущности, совершенно равнозначащие величины и прини­мают равное участие в образовании нормальной почвы — почвы, Находящейся in situ» (Докучаев, 1954, стр. 406).

  2. «Поскольку все важнейшие почвообразователи распределя­ется на земной поверхности в виде поясов или зон, вытянутых более или менее параллельно широтам, то неизбежно, что и почвы... Должны располагаться по земной поверхности зонально, в стро­жайшей зависимости от климата, растительности и пр.» (Докучаев, 1954, стр. 397).

Последнее заключение Докучаева, изложенное в его работе «К Учению о зонах природы», представляло научное обобщение, имев­шее исключительно большое значение не только для развития почвоведения, но и того направления физической географии, которое выросло в учение о природных зонах и географических ланд­шафтах.

Выявленные общие закономерности генезиса и географии почв позволили Докучаеву прийти к еще более широким обобщениям и составить схему почвенных зон всего северного полушария. На схе­ме Докучаев выделил пять мировых зон: 1 — бореальную, или арк­тическую, 2 — лесную, 3 — черноземных степей, 4 — аэральную с подразделением на каменистые, песчаные, солончаковые и лёссовые пустыни, 5 — латеритную. Кроме того, были выделены: облесенные каменистые территории, горные территории и аллювиальные почвы наиболее крупных речных долин. Схема почвенных зон северного полушария демонстрировалась вместе с коллекцией русских почв на Всемирной парижской выставке в 1900 г., где «Русский отдел почвоведения» получил почетный диплом выставки.

Схема В. В. Докучаева представляла собой весьма широкое почвенно-географическое обобщение, однако недостаточность фак­тического материала о почвенном покрове отдельных континентов и стран привел к ряду неточностей. Так, на схеме все почвенные зо­ны имели широтное направление, согласно тому, как это наблюда­лось Докучаевым на Русской равнине; аэральная (пустынная) зона опоясывала континенты и выходила не только к западным, но и к восточным побережьям (рис. 1).

По мере накопления материалов о почвах выяснилось наличие не только широтных, но и меридиональных и концентрических поч­венных зон, что нашло отражение на первой Почвенной карте Ми­ра, составленной в 1906 г. К. Д. Глинкой, и особенно на последую­щих вариантах этой карты, составленных в 1915 и 1927 гг. Послед­ний вариант Почвенной карты Мира К. Д. Глинки демонстрировался в 1927 г. на Конгрессе Международного общества почвоведов в Вашингтоне. Наличие меридиональных и концентрических гори­зонтальных почвенных зон, выклинивание и замещение одних зон другими на одной и той же широте нашли отражение на Почвен­ной карге Австралии Прескотта (Prescott, 1931) на Почвенной кар­те Северной Америки Марбута (Marbut, 1935).

Новым этапом в работах по мировой почвенной картографии было составление Л. И. Прасоловым при участии Д. Г. Виленского, З.Ю.Шокальской и В. Т. Рокачевой Почвенной карты Мира, опуб­ликованной в 1937 г. в Большом советском атласе Мира. Карта, составленная JT. И. Прасоловым, в м-бе 1 : 50 ООО ООО, была осно­вана на очень большом количестве первоисточников. Среди них главными были сводные почвенные карты СССР, почвенные карты ряда стран Западной Европы (Stremme, 1927), США (Marbut, 1935), Китая (Thorp, 1935)-Австралии (Prescott, 1933), Южной Америки (Mattey, 1935) и др. Столь обширный, хотя и очень не однородный по научному содержанию и картографической точно­сти, материал дал возможность составителям карты- уточнить кар­тину распределения почв на земной поверхности.

Легенда Почвенной карты Мира J1. И. Прасолова отличается большей полнотой и конкретностью, чем всех предыдущих карт. Наряду с прежними «классическими» типами почв (подзолистые почвы хвойных лесов, оподзоленные почвы лесостепи, буроземы,

Рис. (1. Почвенные зоны Северного полушария (схема) (В. iB. Докучаев, 1899):1 бореальная (арктическая); 2 — лесная; 3 — черноземных степей; 4 — аэральная (а — каменистая, б—песчаная, в—солончаковая, г — лёссовая); 5 — лате рнтные почвы; 6 — аллювий; 7 — горные цепи; 8 — облесенные территории

красноземы и желтоземы влажных субтропиков, черноземы степных областей, каштановые почвы сухих степей, сероземы пустынно- степных областей, солонцы, солончаки и т. д.) здесь были выде­лены многие почвенные типы и группы типов, свойственные глав­

ным образом зарубежным территориям (бурые почвы лиственных лесов, черноземовидные почвы прерий, слабовыщелоченные почвы сухих вечнозеленых лесов и кустарников, красно-бурые почвы са­ванн, красноземы постоянно влажных экваториальных лесов и др.). Некоторые из этих типов выделялись впервые. Кроме того, впер­вые систематическому разделению подверглись почвы горных обла­стей, ранее на мировых картах не расчленявшиеся.

После составления и издания Почвенной карты Мира JI. И. Пра­солова в Почвенном институте АН СССР проводилась трудоемкая работа по составлению почвенных карт отдельных материков в бо­лее крупных масштабах.

Объединение всех материалов по материкам в виде новой об­щей Почвенной карты Мира м-ба 1 :20 ООО ООО было проведено в 1955—1956 гг. коллективом авторов под руководством И. П. Ге­расимова.

В 1964 г. все новые материалы о почвах различных стран и кон­тинентов, полученные с момента выхода в свет Почвенной карты Мира в Большом советском атласе, нашли свое отражение и обоб­щение в новой серии почвенных карт Физико-географического ат­ласа Мира (1964), составленных коллективом почвоведов: для Азии — Н. Н. Розовым, Е. В. Лобовой (м-ба 1 : 25 ООО ООО), Евро­пы — Н. Н. Розовым и Е. Н. Рудневой (м-ба 1 : 10 000 000), Афри­ки — Н. Н. Розовым (м-ба 1 : 25 000 000), Северной Америки — А. А. Ерохиной и В. М. Фридландом (м-ба 1 : 200 000), Южной Аме­рики — В. М. Фридландом (м-ба 1 : 25 000 000) и Австралии и Океании — М. А. Глазовской (м-ба 1 : 25 000 000) под общей ре­дакцией И. П. Герасимова и Н. Н. Розова.

Карты континентов и общая сводная почвенная карта составле­ны по единой системе, однотипно оформлены и строго увязаны с остальными специальными физико-географическими картами атла­са: геологическими, геоморфологическими, геоботаническими. Они представляют результат большого труда по анализу, сводке и обоб­щению многочисленных как картографических, так и текстовых почвенных и характеризующих факторы почвообразования мате­риалов.

При составлении почвенных карт Физико-географического атла­са Мира в основу группировки почв были положены принципы гео графо-генетической (или эколого-генетической) классификации почв мира, разработанной Е. Н. Ивановой и Н. Н. Розовым (1956).

В легенде карт все типы почв объединены в три большие груп­пы: зональные, интразональные и горные.

Зональные почвы подразделены по принадлежности к тому или иному географическому поясу, с определенным характером почво­образования: полярным, бореальным, суббореальным, субтропиче­ским и тропическим экваториальным. Всего на сводной карте Ми­ра выделены 31 тип зональных и 34 типа интразональных почв, занимающих равнинные территории, и 23 типа почв горных обла­стей.

Легенды карт отдельных континентов значительно более дробные; здесь выделены не только типы, но и провинциальные группы и подтипы почв.

Ниже приводится легенда сводной Почвенной карты Физико-географического атласа Мира. При рассмотрении ее следует иметь в виду, что легенда карты — неполное повторение классификации почв, так как далеко не все таксономические единицы (в данном случае типы почв) могут быть показаны на картах столь малого масштаба. Контуры ареалов многих почв слишком малы.

Кроме названий почв приводятся индексы, показанные внутри контуров карт.

Легенда почвенной карты Мира в Физико-географическом атласе

Мира 1964 г. Зональные почвы равнинных территорий

Полярное почвообразование

Ар — Арктические;

Т — тундровые.

Бореальное почвообразование

Дл — дерново-грубогумусные и дерново-торфянистые (вклю­чая вулканические) субполярных травянистых лесов и лугов;

Тмг — глеемерзлотно-таежные и мерзлотно-таежные иллювиально-гумусные северной тайги и редколесий;

Тм — мерзлотно-таежные кислые и оподзоленные средней тайги;

Тмп — мерзлотно-таежные палевые средней тайги; мерзлотно- таежные остаточно-карбонатные;

Пг — глееподзолистые и подзолисто-иллювиально-гумусные северной тайги;

П — подзолистые и подзолы средней тайги;

ПД — дерново-подзолистые южной тайги и лиственно-хвойных лесов;

Пдп — дерново-палевоподзолистые хвойно-широколиственных лесов;

Лк — лесные кислые неоподзоленные хвойно-широколиствен- ных и широколиственных лесов;

Л — серые лесные.