Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
почвы мира Глазовская.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
8.53 Mб
Скачать

Западная провинция солонцовых и солончаковых, бурых и красно-бурых почв с горизонтами окремнения

В более засушливых частях Западно-Австралийской области, получающих 300—250 мм осадков в год, господствуют ассоциации акаций — малги и майала, чередующися с пространствами солянковых полукустарничковых полупустынь, окружающих солон­чаковые озерные впадины. На повышенных элементах рельефа поч­вы маломощны, щебенисты, часто переполнены латеритным щебнем, продуктами разрушения латеритных панцирей. Относительно пони­женные элементы рельефа заняты бурыми и красновато-бурыми карбонатными и солонцеватыми почвами, имеющими в профиле плотный сцементированный аморфным кремнеземом горизонт, генезис которого не ясен. Возможно, он представляет реликтовое образование в результате гидрогенной аккумуляции в почвах деп­рессий кремнезема, освобождавшегося при ферраллитном вывет­ривании.

Центрально-австралийская пустынная область

Наиболее яркие особенности почвенного покрова полупустынь и пустынь тропической Австралии обусловлены очень широким распространением каолинитовых сильнолатеритизованных, места­ми окремнелых, древних кор выветривания.

В позднетретичное и четвертичное время в связи с тектониче­скими движениями местами древняя кора выветривания оказалась частично или полностью смытой. Этот красноцветный, бедный основаниями и обогащенный остаточным кварцем и маловодными гидратами окислов железа материал, смешиваясь в той или иной степени с менее выветрелым материалом (продуктами размыва коренных пород, обнажающихся в невысоких горных массивах), дал начало различного рода рыхлым отложениям— делювиальным, пролювиальным и аллювиальным и эоловым наносам, которые в настоящее время наряду с лежащей in situ древней корой выветривания выступают как почвообразующие породы равнинной пус­тынной Австралии. Именно это обстоятельство определяет своеоб­разие почвенного покрова этой части континента.

На денудационных равнинах с корой выветривания, лежащей in situ или лишь слабо перекрытой местными продуктами раз­мыва ее верхней части, почвы, независимо от современного клима­та, имеют ярко-красный цвет, бескарбонатны и сохраняют по всему профилю кислую или нейтральную реакцию. Поверхность почв, обнаженная на 80—90%, покрыта часто тонким слоем округлых железистых конкреций, накопившихся здесь в результате выдува­ния мелкозема. В несколько меньшем количестве подобные же конкреции рассеяны по всему профилю почв, не имеющему какой- либо заметной дифференциации на горизонты. Подобные почвы австралийские почвоведы называют красными землями Red earth, а в полупустынных и пустынных районах Arid red earth. Они широко распространены в Центральной Австралии и Западной Австралии и не соответствуют современным условиям тропических полупустынь и пустынь. По мере перехода от денудационных по­верхностей к денудационно-аккумулятивным, на подгорных рав­нинах хребтов Масгрейв и Макдонелл, в глубоких частях профиля красных аридных почв появляется карбонатный горизонт, хотя верхняя часть почвенного профиля на глубину 100 см и более бескарбонатна и сохраняет нейтральную реакцию. Эта группа почв относится австралийскими почвоведами к карбонатным аридным красным землям (Calcareous red earth). Для них характерна некоторая дифференциация профиля по механическому составу, с максимальным накоплением илистой фракции в гор. В, обра­зующей, как показывают микроморфологические данные, потечные новообразования по порам и ходам корней. Причиной передвиже­ния ила может быть некоторая солонцеватость глубокой части про­филя, хотя абсолютное содержание поглощенного натрия невелико (1—1,5 мг-экв на 100 г), при общей низкой емкости поглощения он составляет в поглощающем комплексе 10—20%. По-видимому, и карбонатность и глубинная солонцеватость здесь связаны с под­током делювиальных вод. В более низких частях подгорных равнин, на поверхностях террас пересыхающих рек (криков) появ­ляются солонцы, с невысоким содержанием в глубоких частях профиля гипса и легкорастворимых солей. Площади распростра­нения их очень невелики. Солончаки локализованы в бессточных впадинах Эйр, Амедеус. Таким образом, в Центральной Австралии в отличие от Южной, приморской, обызвесткование почв, накопление в них гипса и легкорастворимых солей ограничено лишь теми эле­ментами рельефа, где не исключено в прошлом, а, возможно, перио­дически и в настоящее время, влияние бокового подтока грунтовых вод. Признаков эолового накопления солей в верхних горизонтах почв здесь нет.

На аккумулятивных поверхностях древнего пенеплена, на древнеозерных и аллювиальных равнинах, особенно развитых в бассейнах рек Дайамантина и Купер-Крик, распространены монтмориллонитовые слитые почвы, как правило, карбонатные, а мес­тами и солончаковатые.

Для пустынных ландшафтов Австралии весьма характерны плосковершинные останцы древнего пенеплена, бронированные мощными кремневыми панцирями, под которыми сохранилась нижняя часть профиля каолинитовой коры выветривания, в то вре­мя как верхняя ее часть, находившаяся выше горизонтов окрем- нения, оказалась размытой. Это пустыни Стёрта и Гиббер.

На поверхности останцов почвы маломощны, щебенисты, бес- карбонатны. На почвенных картах Австралии они показаны как пустынные каменистые почвы плато. Продукты разрушения крем­невых панцирей (силкритов) в виде щебня и гальки часто устилают поверхность почв, прилегающих к останцам равнин. Пустыни, усеянные на поверхности кремневым щебнем, называются «гиббер».

Кремневые коры нигде не достигают такой большой мощности, как железистые. Как правило, они приурочены к депрессиям древ­него пенеплена, что заставляет предполагать абсолютную аккуму­ляцию кремнезема, освобождающегося при процессах ферралли- тизации.

Подобный процесс окремнения почв депрессий наблюдается в настоящее время на других континентах, в частности в некоторых субэкваториальных областях Африки, где в современной период происходит ферраллитное выветривание.

Большие площади в Центральной Австралии занимают песча­ные пустыни: Симпсон, Арунта, Большая пустыня Виктория и Большая песчаная пустыня. Они весьма своеобразны и отличаются от песчаных пустынь тропического пояса других континентов. По характеру рельефа это преимущественно грядовые пески. Парал­лельно друг другу в определенном направлении на сотни километ­ров тянутся песчаные гряды шириной в несколько сот и высотой в несколько десятков метров. Некоторые гряды прослеживаются на 100—120 км. Пространство между песчаными грядами или покрыто очень маломощным слоем песка или песок с них выметен и они представляют собой голую каменистую пустыню, покрытую железистым щебнем.

Направление господствующих ветров в различных частях Авст­ралии и этих песчаных гряд совпадают. Гряды покрыты в значительной степени кустарниковой и травянистой раститель­ностью. Среди трав обычен один из типичных злаков австралий­ских пустынь — спинифекс. Пески Центральной Австралии на 95— 96% состоят из зерен кварца, покрытых плотной ярко-красной пленкой гематита. По-видимому, они образовались в результате размывания, переотложения и перевевания древней красноцветной ферраллитной ожелезненной коры выветривания, в которой из первичных минералов сохранился лишь наиболее устойчивый — кварц.

Характер современных процессов выветривания и почвообразо-

Рис. 67. Схема .распределения почва подгориых равнинах хр. Макдонелл:

1 — палеозойские породы (граниты, песчаники, алевролиты); 2 — делювиальные и пролювиальные карбонатные суглинки;

3 — древняя ожелезненная каолинитовая кора выветривания, лежащая In situ;

4 — переотложенная древняя кора выветривания; 5 — ожелезненные кварцевые пески; I — маломощные каменистые почвы на выходах коренных пород; II карбонатные красновато-бурые почве red calcareous earth; III — аридные красные земли, слабокислые, бескарбонатные; IV аридные красные земли, нетральные, с карбонатными конкрециями в глубокой части профиля, на террасах — солонцеватые почвы со слабовыраженным гипсовым горизонтом; V— красноцветные, бескарбонатные песчаные почвы и развеваемые пески

Рис. 68. Схематические профили расцределеяия ландшафтно-геохи-

мических реликтов: а — подгорные равнины Центральной Австралии; б — древние денудацион­ные и аккумулятивные равнины Центральной Австралии; в — денудациои- но-аккумулятивные и морские террасы Южной Австралии

вания можно проследить лишь в местах выхода на поверхность коренных палеозойских пород — гранитов, песчаников, сланцев — в массивах Масгрейв, Макдоннелл и др. Здесь на молодом делю­вии, на склонах, в местных понижениях, в непосредственной бли­зости к горным возвышенностям формируются, отвечающие совре­менным аридным условиям, сильнообызвесткованная аккумулятив­ная кора выветривания и малогумусные пустынные почвы (Calca­reous grey, brown and red soils), вскипающие с поверхности, но с максимальным накоплением извести на глубине 40—80 см. Хотя верхняя часть профиля этих почв имеет несколько более легкий механический состав, чем нижняя, микроморфологические данные показывают, что признаков перемещения илистых частиц здесь не обнаруживается, так же как нет и признаков разрушения первич­ных минералов на месте (внутрипочвенного оглинивания). По-ви­димому, более легкий механический состав верхнего горизонта связан с выдуванием тонких частиц, так как поверхность почв в значительной мере обнажена, а местами покрыта щебенистым панцирем.

Растительность пространств, занятых красными аридными почвами и пустынными карбонатными почвами, существенно не различается. Здесь господствуют ксерофитные древесно-кустарни- ковые ассоциации, в которых древесный ярус образован несколь­кими видами акаций, преимущественно Acacia апеига — малга и А. сетреапа. Травяной покров слагается однолетниками и эфеме­рами. Злаки представлены аристидой (Aristida contorta), митчело- вой травой (Astrebla pectinata), несколькими видами спинифекса (Triodia pungens, Т. basedouri). Таким образом, в полупустынной и пустынной Центральной Австралии основное значение в распре­делении почв имеют геоморфологические условия и характер суб­страта. Различия в климате проявляются меньше, несмотря на то, что северная, восточная и юго-западная части тропической полу­пустынной Австралии находятся в зоне с годовым количеством осадков 500—250 мм, а в центральных и западных частях терри­тории среднегодовое количество осадков 200—250 мм, однако и в более влажной, и в более засушливой зонах дождливые годы перемежаются длительными многолетними засухами. Здесь нет выраженного вегетационного периода. Вегетация может начаться в любое время года после прохождения дождей; максимум дождей совпадает с летним периодом, но более эффективны осадки зимой.

Климат резко континентальный: средний летний максимум в Алис-Спрингсе 35° С, средний зимний минимум 3,9°. Несмотря на то что Алис-Спрингс находится на Тропике Козерога, напочвен­ные заморозки случаются от позднего мая до конца августа. Среднегодовая испаряемость превышает количество выпадающих осадков в 10—12 раз. Сток рек периодичен: большую часть года, а часто и несколько лет подряд, их русла сухи. Однако в аллю­виальных песчано-галечниковых наносах сохраняется некоторое количество воды, эту воду накачивают из скважин с помощью вет­ряков и используют для водопоя.

Правильной организации пастбищного хозяйства здесь уделяет­ся большое внимание, так как малейшая перегрузка пастбищ может привести к их резкой деградации. Здесь разводят крупный рогатый скот на мясо. Нагрузка на пастбище составляет от 2 до 8 голов на 1 км2.