Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответ на ТГП № 2.doc
Скачиваний:
62
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
4.18 Mб
Скачать

§ 3. Правовой эксперимент

В философской и социологической литературе существуют различные подходы к понятию социального эксперимента, повлекшие за собой столь же разные подходы и к понятию правового эксперимента. Именно это обстоятельство вынуждает нас хотя бы кратко рассмотреть основополагающие признаки любого социального эксперимента, выразив одновременно свое отношение к существующим определениям понятия последнего.

Социальный эксперимент предполагает реальное и активное воздействие на объект, позволяет отграничить его от имитационного моделирования или, как его называют сторонники широкой трактовки, понятия социального эксперимента, “мысленного эксперимента”. Последний “имеет дело не с самими материальными предметами, а с их образами и осуществляется в сознании человека умозрительно, выступая как своеобразный метод теоретического исследования”.

При использовании этого метода для оптимизации правотворческого процесса никаких реальных изменений на экспериментальном объекте не происходит. Суть метода заключается в том, что, создавая законодательную модель (проект будущего нормативного акта), исследователь условно (умозрительно) перемещает ее из состояния de lege ferenda в состояние de lege lata и анализирует возможные последствия предполагаемых правовых преобразований путем мысленной “примерки” конкретных предписаний проекта к существующим    общественным отношениям.

Особую позицию в отношении понятий социального, а отсюда и правового эксперимента занимает В. В. Лапаева. По ее мнению, понятие эксперимента следует связывать не с его специфическими задачами, а лишь с качеством, чистотой проведенного исследования. Так, метод сравнительного правоведения трансформируется в ее   концепции в эксперимент при условии “учета и нейтрализации влияния на эффективность проверяемых норм факторов побочного характера, связанных с национальными, географическими, социокультурными и иными особенностями объекта правового регулирования”. Изучение эффективности законодательства должно рассматриваться, считает автор, как эксперимент “при условии соблюдения принципов чистоты и представительности исследования”.

Социальный эксперимент, давая информацию и о такого рода непредвиденных последствиях действия экспериментального фактора, не только подтверждает или опровергает верифицируемую гипотезу, но и может явиться источником новых знаний, связанных с определением последствий намечаемого преобразования.

Роль такого рода познавательной информации, даваемой социальным экспериментом, трудно переоценить. Как отмечает А. Пригожин, “сущность эксперимента в преодолении непредвиденного. Ведь даже самая тщательная теоретическая и проектная разработка не может предусмотреть все значимые последствия и трудности реализации новшества”. Тот факт, что вызванные экспериментальным воздействием “побочные эффекты во многих случаях даже не анализируются, не дает никаких оснований для вывода о том, что “с этим недостатком анализа нужно смириться, ибо всякое исследование вынуждено концентрировать внимание на узкой, относительно наблюдаемой, предметной области”. Именно эксперимент способен дать (и дает) достаточно полный охват всех последствий экспериментального вмешательства в существующие общественные отношения.

Указанную познавательную функцию выполняет, естественно, и правовой эксперимент, призванный не только подтвердить или опровергнуть гипотезу правотворческого органа о том, что введение того или иного экспериментального варианта правового решения будет способствовать достижению конкретных юридических и социальных целей, но и выявить все побочные последствия действия экспериментального правового регулятора, т.е. определить его полезность.

Хотелось бы также отметить, что познавательную функцию социального эксперимента не следует сводить лишь к проверке эффективности и полезности разработанного теоретическим путем однозначного решения. С помощью эксперимента может быть получена ценнейшая информация для сравнения различных вариантов возможных решений, направленных на достижение одной и той же цели, и выявления таким путем наиболее перспективного из них.

Важнейшая специфическая черта социального эксперимента как метода познания состоит в том, что осуществляемые с его помощью исследовательские задачи решаются   посредством предметно-практических воздействий, вызывающих изменения в функционировании социальной системы. В связи с этим происходит соединение познавательной деятельности с преобразовательной,   т. е. с функцией управления.

В современной теории и практике социального экспериментирования наблюдается заметное перенесение акцентов с исследовательских аспектов в экспериментаторской деятельности на инновационные компоненты, связанные с “отладкой” в процессе экспериментирования различных элементов предлагаемого нововведения, с подготовкой его к широкому внедрению в социальную практику.   Познавательная функция эксперимента становится средством, подчиненным научно обоснованному поиску эффективного нововведения. О. В. Смирнов правильно подчеркнул, что это позволяет рассматривать правовой эксперимент “с одной стороны, как составную часть научно-исследовательской работы, с другой – как элемент нормотворческого процесса”.

Наконец, необходимо отметить, что социальный эксперимент позволяет как бы предвосхитить будущее, практически осуществить в рамках настоящего те или иные модели прогнозируемого будущего. Эксперимент дает возможность “развития прогнозируемого явления в малых масштабах до состояния будущего в настоящем, развития ростков будущего в целостное образовании”. В этом и заключается прогностическая функция социального эксперимента. Она проявляется в том, что его конечная цель состоит не только в определений эффективности и иных свойств действия экспериментального фактора в ограниченном масштабе, но и в прогнозировании эффективности и иных свойств будущих управленческих решений, принимаемых на основе оценки результатов   эксперимента и предназначенных для регулирования широкого круга общественных отношений и на более длительную перспективу.

Правовым экспериментом следует считать любой   социальный эксперимент, в котором в качестве экспериментального фактора выступают экспериментальные правовое нормы, содержащие отступления от требований действующего законодательства. Задачами правового эксперимента являются реальная проверка в ограниченной экспериментальной зоне целесообразности реализации того или иного научно обоснованного предложения, направленного на совершенствование законодательства, и отработка будущих вариантов правовых решений общего действия. Достижение же более глубинных социальных целей (повышение эффективности общественного производства, улучшение качества продукции и т.д.), которые в ряде нормативных актов и научных публикаций выдаются за задачи экспериментов, лежит уже за пределами правового эксперимента и является конечной целью тех общих правовых норм, которые принимаются на основе анализа экспериментальных данных.

Таким образом, под правовым экспериментом мы понимаем организованную компетентным правотворческим органом апробацию предполагаемых законодательных нововведений в ограниченном масштабе для проверки эффективности, полезности и экономичности экспериментальных правовых норм и отработки оптимальных вариантов будущих правотворческих решений общего действия.