Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Бушуевские материалы / Оптимизация перемен и устойчивость

.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
01.05.2014
Размер:
29.18 Кб
Скачать

ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕРЕМЕН КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ

Рассмотрение этой темы вызвано следующими основными проблемами.

1. Выделение оснований для оптимизма в условиях множащихся сигналов тревоги и в условиях нарастающей массы мрачных прогнозов, связанных с углублением общего кризиса цивилизации и отдельных социальных систем в частности. Человеку нужен оптимизм для жизни, и не оптимизм страуса с головой в песке, а оптимизм на серьезных, надежных основаниях.

2. Проблемы смысла жизни в мире бурных, неожиданных встрясок и перемен, о смысле жизни, который интегрировал бы все частные действия и обеспечил бы наиболее эффективное использование всех имеющихся возможностей, поскольку человек живет в трех временах, может чувствовать себя нормально, если гордится прошлым, надеется на будущее и, как промежуток, удовлетворенно и радостно воспринимает настоящее. Сегодня все чаще раздаются голоса: "Живи настоящим!" Люди устали от ругани и проклятий прошлому, устали от разочарований в обещанном и не наступающем светлом будущем. Эта усталость отодвигает на задний план главный вопрос, по которому человек, в частности, отличается от всего остального живого мира планеты - вопрос об осознании смысла жизни и о подчинении всех действий этому смыслу.

3. Эффективность наших действий, сохранение и использование получаемых результатов. С одной стороны, у человека есть жажда перемен, с другой - огромная потребность иметь опорную базу - это и вопрос о наследстве. и вопросы здоровья, и вопросы о детях и внуках, о пенсионном обеспечении старости и т.д.

Итак: вот три вопроса, вызвавшие необходимость рассмотрения данной темы.

Надо признать факт. что перемены мира, в котором живет сегодня индивид, на протяжении его жизни становятся все шире по диапазону, все глубже по сущности и все быстрее во времени.

По всем трем параметрам эти изменения вышли за пределы возможного предвидения для большинства людей, и все больше закономерных изменения воспринимаются людьми как случайные, неожиданные. Это превращает стресс во все более постоянное состояние организма все большего числа современных людей, разрушает здоровье и снижает творческую активность человека. Наиболее серьезная книга, обошедшая весь мир, книга Тоффлера "Шок от будущего". У людей наступает шок, когда рушится все, чем они прежде жили долгие годы, рушатся идеалы, отвергаются основные принципы, по которым они оценивали жизнь и по которым действовали. В частности, трагедией для большинства людей старшего поколения в России, у которого отняли то, чем они годились, как итогами прожитой жизни.

Об этом раньше, может быть, забеспокоились люди искусства.

Александр Суханов:

Длиннее век людей -

Короче век вещей.

У Высоцкого:

Лишь мгновение ты наверху -

И стремительно падаешь вниз.

Макаревич:

Мы думали, что мчимся на коне,

А сами просто бегали по кругу.

Визбор:

Моя надежда на того,

Кто, не присвоив ничего,

Свое святое естество

Сберег - в дворцах или в бараках.

И сегодня уход Льва Толстого, утратившего веру в истинность и эффективность собственной прежней жизни воспринимается иначе.

Художники чувствуют во многом интуитивно. Ученые видят опасность, бьют тревогу, предлагают отдельные меры, но в большинстве случаев не показывают первопричину кризиса и не показывают за счет чего проводить те или иные перемены. В основном призывы беречь через самоограничение и защищать.

Для России сегодня чуть ли не идеальным видится стабилизация - стабилизация экономики, в первую очередь финансов, политических отношений, социальных связей. Все это полумеры, правильные сами по себе, но в силу своей недостаточности ведущие к продолжению кризиса.

Выигранное любыми отсрочками время имеет смысл только при эффективном безотлагательном его использовании. Без этого оно оборачивается проигрышем.

Итак, попробуем выделить главное.

Общеизвестен тезис: развитие - это результат борьбы противоположностей, внутренне неразрывных и не способных существовать одна без другой. В реальной жизни этот тезис практически не используется, оставаясь на абстрактно-теоретическом уровне. Попытка устранить любую из противоположностей уничтожает и вторую противоположность. Попытка уменьшить противоречие между противоположностями, их борьбу принципиально обречена на неудачу.

Но из двух противоположностей в разное время та или иная опережают в своем развитии и в своей активности. И вот процесс относительного развития и относительной активности сознательному управлению уже поддается.

Сегодня две таких основных больших тенденции: интеграция и дифференциация. Но за процессами интеграции, объединения может стоять и гармония, и тоталитаризм. То и другое может стать результатом объединения. И далеко не безосновательно многие люди слыша призыв к созданию мирового правительства, вспоминают тоталитарные устремления Гитлера и Сталина, которые тоже мечтали объединить весь мир и создать единое правительство.

Другой процесс - дифференциация. За ним стоит суверенитет, и свобода, и за ним же анархизм раковой клетки. То и другое может стать следствием дифференциации, выделения, противопоставления при объективной невозможности полностью уйти за пределы прежней совокупности.

За вещественно-энергетическим (это выражение точнее, чем "за материальным") стоит наращивание потенциала, который может быть использован и для защиты самого себя, и для спасения других, но может быть столь же результативно употреблен для разрушения, для уничтожения других и даже самого себя - один и тот же потенциал. За интеллектуальным ростом может стоять совершенствование использования вещественно-энергетического потенциала, еще более важное - оптимизация целей и временного режима движения к ним, но усиление интеллектуальной активности может приводить к самоизоляции от окружающей среды, к мистицизму, фанатизму и психическим нарушениям - это тоже развитие. Усиление энергоподачи в двигатель без нагрузки повышает обороты вплоть до саморазрушения двигателя.

Итак: любая крайность в любом направлении (а это две важнейшие пары сегодня - вещественно-энергетическое и интеллектуальное, интеграция и дифференциация) при развитии, несогласованном со своей противоположностью и с потребностями конкретной системы в конкретных обстоятельствах, может вести к катастрофе, которая разрушит сначала противоположную сущность и тут же самое себя.

Противоположности не могут быть равными ни по величине, ни по темпам развития, ни по силе воздействия. И вот здесь очень важно соблюдение меры. Мера в данном случае - это такое соотношение проявления сущности противоположностей, такое соотношение направленности, скорости и форм их развития, которое обеспечивает устойчивость системы в целом по основным ее сущностям. Под устойчивостью будем в данном случае понимать способность сохранять собственную прогрессирующую сущность вопреки внешним или внутренним факторам, несущим отклонение от оптимума или даже разрушение.

Теперь очень важный вопрос: чем задается эта мера в развитии и проявлении сущности противоположностей, мера, необходимая для сохранения планеты всего, что на планете находится? Где ключевой фактор, определяющий эту меру оптимального соотношения?

Этот фактор - духовность. О сущности духовности говорилось в социологии личности и в социологии культуры.

База для духовности, не только по направленности, но и по проявлению, задается образованием в системном его понимании, также подробно раскрытом в социологии личности.

Из всего процесса образования базовым, главенствующим для формирования и развития духовности, является воспитание, особенно для направленности и проявления духовности.

Образование в своей полноте задается воздействием той среды, в которой живет и развивается субъект. Среды очень разнообразной, оказывающей очень противоречивые воздействия. Ни одного индивида от воздействия среды оградить полностью невозможно в принципе. И уж тем более нельзя избавить. Но можно скорректировать это воздействие. усилия влияние одной части среды и ослабляя влияние другой вплоть до замещения одной части среды, одного ее влияния другими, взятыми из нее же.

Начинается эта корректировка извне. Сначала этим занимаются родители, продолжают сверстники, затем педагоги, постепенно все большее влияние оказывают публицисты, идеологи, деятели искусства и средства массовой информации. Но уже в раннем детстве вступает и постепенно усиливается внутренняя корректировка взаимодействия со средой в первую очередь на основе идеалов, привычек, воспринимаемых сначала на подражании от матери и отца, от друзей, затем от лидеров тех социальных групп. к которым индивид расположен. Здесь очень важно знать, что и точка опоры и ограничения в формировании и развитии личности на каждом из этапов этого развития задается во многом закономерностями социального импринтинга.

Вот тут и находится главная нить - сознательный учет законов диалектики для повышения системности и оптимизации направленности и субъекта, и внешних факторов его жизнедеятельности. Внешние показатели надежности обеспечения - престиж матери и отца, именно престиж, не капризная требовательность.

Следующий уровень - эмоциональный престиж ( не рациональный. а именно эмоциональный, не просто преподавателя, а учителя во всей полноте этой социальной роли).

И, наконец, личный выбор смысла и стратегии собственной жизни. Это нижний уровень. А выше - необходимость прогнозирования будущего системы по тому, как расставляются приоритеты на обеспечение экономического и интеллектуального развития в обществе. Приоритет сегодня должен быть за интеллектуальным - очень значительно и очень надолго.

Экономика должна служить интеллекту, а не наоборот. Служат тому, что развивается относительно быстрее и подчиняет себе остальное.

В интеллектуальной сфере вложения в формирование, сохранение и развитие духовности должны устойчиво и значительно опережать вложения в развитие технологий любых видов деятельности. Оптимизация цели должна опережать усиление средств и увеличение разнообразия способов достижения этой цели.

Должно быть сегодня основополагающим принципом регуляции и управления в социальных системах: оптимизация целей и их иерархии должна значительно и устойчиво опережать рост средств и способов их достижения. Рулевое управление должно развиваться быстрее, чем мощность двигателя, а точность ориентации и выбора пути должна повышаться быстрее увеличения скорости движения.

Ориентация на местности должна опережать повышение скорости движения.

Сегодня принципиально недостаточно только лишь готовить и ждать нормальный прогресс социальных систем. Недостаточно и все более опасно. Необходимо сейчас каждый день переводить стрелки на всем пути следования поезда. Каждая из стрелок изменяет направление движения поезда на несколько градусов, а их последовательность определяет общее направление следования - в Воркуту или в Рязань.

И, в частности, очень важно использовать такой мощный фактор развития человечества, как религия бахаи, не подменяя ее верой бахаи. Общепринятое сведение понимания религии до уровня веры приносит все больший, хотя субъективно не очень ощутимый вред. Не меньший вред приносит подмена понятием церкви, когда говорят "православная церковь" вместо православной веры" и, тем более, вместо "православной религии". Объективно по значимости для устойчивости и прогресса социальных систем религия выше веры, вера выше конфессиональных организаций, а конфессия как объединение выше обрядности. Не надо блоки фундамента укладывать на крышу - полезность их превратится в свою противоположность.

Очень важно дать молодежи понимание принципиальной противоположности любви и влюбленности при всей их внешней схожести (подробно это рассмотрено в "социологии семьи"). Это вторая точка опоры в преодолении кризиса и в оптимизации социального прогресса. По уровню обобщения и силы воздействия это своего рода середина.

Другой полюс по отношению к религии в формировании, развитии и проявлении духовности - наука, прежде всего философия. социология и психология, которые должны взаимосогласованно формировать системно-диалектические основания функционирования интеллекта (это несколько выше, чем просто системно-диалектическое мышление с учетом системной концепции интеллекта, подробно рассмотренной в "социологии культуры"). При этом сразу же необходимо давать и соответствующие алгоритмы применения системно-диалектического подхода. Мастер - это тот, кто владеет навыками ремесленника и очень эффективно комбинирует использование этих навыков в зависимости от целей и ситуации ее достижения. Сам по себе ремесленный навык часто представляет простейший алгоритм решения частной задачи.

На удачу рассчитывать становится все более недостаточно, а то и опасно. Прекратить движение или хотя бы существенно замедлить его - невозможно. Остается - повышать эффективность управления этим движением (именно эффективность, а не результативность - эти понятия рассмотрены в разделе "эффективность социологии").

И вот здесь надо сказать, что на уровне обыденного сознания нарастание изменчивости мира видно всем. Но господствует три позиции.

Первая позиция - ориентация на подвижничество, на содействие определенному движению в определенном направлении, защитить от разрушения собственными усилиями, сопряженными нередко с немалым риском для подвижника, а то и с жертвами ради общего блага.

Вторая позиция - выиграть за счет других, возвыситься за их счет, опередить, обогнать, и затем подавлять, используя достигнутые преимущества.

Третья позиция, иллюзорно кажущаяся серединой между первыми двумя - позиция "премудрого пескаря" - уход от острых проблем, уход от борьбы, от риска и от ответственности.

В истории много веков сосуществуют индивиды всех трех позиций - подвижники, хищники и "люди в футлярах", улитки в раковинах.

Сегодня первые принципиально не могут быть достаточными, вторые представляют все большую опасность для цивилизации, а третьи на деле оказываются или балластом для подвижников или подпиткой для хищников, то есть объективно все больше содействуют искажению общего развития социальных систем.

Общество все больше напоминает двухколесный велосипед или оперенную стрелу, которые, как и корабль с рулевым управлением - могут быть управляемы только в движении, и только в движении при соответствующем управлении могут сохранять устойчивость на курсе. Только курс этого движения может вести и к звездам, и в пропасть самоуничтожения. А промежуточная позиция ведет к пресыщению, повышению порога чувствительности к изменениям ситуации, невольному искажению курса - и, в конце концов, к загниванию.

Выбор за нами.

Требуется. чтобы и путь был к звездам, чтобы подвижничество стало массовым без жертвенности - не только потому, что жертвы одного отпугивают других, а потому, что при современном уровне объективной всеобщей взаимозависимости жертвы становятся не только все более общебесполезными, но и объективно все более в итоге общевредными. Ни современный прогресс, ни Бог в жертвах не нуждаются.

Потребность жертвы вызывается чрезвычайной ситуацией на пути разрушения. Призывы к жертвам - это объективно проявление паразитизма как скрытного хищничества или средство маскировки хищничества явного. Не надо поджигать дома, чтобы затем героически спасать оставленных там людей и вещи. Не надо доводить мост до провала, чтобы затем с риском для собственной жизни спасать упавших с него в воду людей. Отсюда очень важно и через научные организации. и через религиозные конфессии (это два края) и через субъектов самоуправления (это своего рода промежуточное) - будь то самоуправление семьи, самоуправление индивида собственным образованием или укреплением здоровья или самоуправление региона обеспечивать единство духовности, задающей направление и уровень активности, интеллекта, который дает силу следовать выбранному направлению, и средств, которые необходимо использовать, чтобы эти способности субъекту проявлять. Любой разрыв этого единства самые лучшие и важные ценности может превратить в собственные противоположности. Поэтому любые действия сегодня должны оцениваться прежде всего по их духовности и по системно-диалектической их методологии.

Для реализации этих идей необходимо разработать соответствующие алгоритмы таких оценок: алгоритм оценки духовности, алгоритм оценки системности, алгоритм оценки диалектичности опорной методологии каждого из решений, оценки регулятивных или управленческих действий. Без таких алгоритмов это может остаться лишь благими пожеланиями.

5