Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Бушуевские материалы / братство как проблема

.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
01.05.2014
Размер:
20.48 Кб
Скачать

.

ПРОБЛЕМА БРАТСТВА

Формулировка задачи Достоевского, если сжать до одной фразы: братства в природе человека нет, приказным порядком братство не ввести, и научить братству невозможно - а братство совершенно необходимо, поскольку без него все достижения свободы и равенства перед законом выборачиваются наизнанку - что при этих условиях делать?

Братство - это проявление выского уровня духовности на общественном плане, такого уровня духовности, при котором количество уже переходит в новое качество отношений между людьми, а также и между индивидом и обществом - и на уровне сознания, и на уровне практической деятельности.

Когда мы ранее говорили о духовности, там были разделены уровни духовности и мера развития каждого из уровней. К первому относится конкретизация того, что человек ощущет как его собственное “Мы”, а ко второму - насколько приоритетно для него это “Мы” от отношению к его “Я” и насколько надежно эта приоритетность обеспечивается глубинной сущностью данного индивида. Для одного “мы” это только его семья, а для другого - весь божий мир. Один готов ставить на первое место это самое свое “мы”, пока от него при этом не требуется очень многого. Другой отдает жизнь за это “мы”, даже не ставя при этом никаких вопросов - не задает же он вопросов при дыхании.

И есть третий аспект духовности - гармоничность иерархии уровней ее. Здесь не только исключается противоречивость между духовными устремления субъекта как части рахличных его “мы”, но и субъективная их значимость для него должна соответствовать относительной их значимости в обеспечении устойчивости и прогресса всего мира. Высший уровень духовности - жизнь в религии, но он не должен противоречить ни одному из нижних опорных уровней вплоть до базовой социальной ячейки - семьи. Но этот высший уровень духовности у конкретного субъекта может находиться быть в минимальной мере развитости.

Развитие духовности идет во всех трех аспектах одновременно, но по каждому из них по-разному. Я - и моя жена, я - и наши дети, я - и наши родители - все это рамки семьи, но в каждом из этих случаев духовность может быть выражена весьма неодинаково. И надежность приоритетности в каждом случае может быть очень различной. Растут качество “мы” на каждом из уровней духовности, растет надежность обеспечения приоритетности, возрастает и гармония, но все эти аспекты духовности при любых соотношениях между ними - это именно духовность. Посадив желудь - с первого проклюнувшегося ростка, первого стебелька, первых лисчточков мы имеем дело именно с дубом, как бы мало ни было это похоже на могучее вековое дерево. Это не ель и не яблоня. В другом случае сколько ни расти семечко чертополоха - дубом оно не станет.

Если налицо имеется добро, пусть маленькое, пусть слабенокое - во всех случаях это добро.

Если налицо зло, пусть хотя бы в виде вроде невинной детской шалости - это зло на месте добра, как его ни развивай - в добро оно не превратится.

Когда количество переходит в качество, оно при этом не переходит в свою противоположность. Оно может перейти только в качественно новую ступень прогресса или регресса, в ступень, вбирающую соотвествующее предыдущее и дополняющую это предыдущее новым, небывалым. Была система из двух компонентов, стала системой из четырех, восьми, шестнадцати... и образовался сложнейший живой организм. Или две небольших системы объединились и образовали новую - метасистему с совершенно иным эффектом системы. Если же просто добавление по камушку - в итоге будет куча, груда, но прекрасного здания не возникнет. Куча может перейти критичный порог разметов, веса, но никаких собственных новых сущностей куча камней не приобретает. Для введения упорядоченности еще и разбирать придется - а это дополнительная работа.

Это по поводу того, что сначала вроде бы можно ограничиться и не совсем уж духовностью, а потом и к духовности можно будет переходить. Не получится духовности - просто куча будет, куча, способная в дальнейшем стать существенной помехой. Опять-таки, если внимательно посмотреть на некоторые тексты, то обнаруживается во многих случаях вот такой именно самомобман ради самоуспокоения.

Очень трудно вести об этом разговор с аудиторией. не подготовленной к восприятию относительно строгих научных терминов. Чаще всего требуется более живой, непринужденный, но зато куда как менее точный обыденный язык.

Иисус ведь научных терминов не потреблял. Он рассказывал простые, короткие притчи. И веками люди черпают из них самое разное.

Но это же и открывает возможности для самых разнообразных искажений оставленнного наследства, которое каждый старается трактовать соотвественно своей собственной сущности и своим интересам. Поскольку основания для трактовок у людей различны, трактовки получаются различными вплоть до полной противоречивости друг другу.

Проверяться истинность трактовок должна выяснением влияния их на жизнь людей. Но такая “экспериментальная” проверка становится все дороже (достаточно сослаться на практическую проверку большевистских концепций переустройства мира). В науке для предварительной проверки истинности тех или иных построений служит модельный эксперимент вплоть до математического моделирования.

Такой путь проверки на истинность требует, чтобы в основе утверждений лежали бы более или менее формализуемые исходные данные, выраженные относительно строгим языком с минимизаций многозначности, а сами построения последовательно ориентировались на законы логики. Так, если используются приблизительные результаты множества измерений, о которых нельзя утверждать, что разброс отклонений в обе стороны хотя бы в общем виде сопоставим, то вычисления по результатам таких измерений на самом сложном компьютере могут дать результат со множеством знаков после запятой, а истинной может оказаться только величина, выраженная деятой цифрой перед запятой.

Но к евангельским притчам способ проверки на истинность посредством логики неприменим, поскольку содержание их выражено отнюдь не строгим языком науки. То же самое следует сказать и об остальных религиозных писаниях. Ссылки на то, что истинной писаний обеспечивается божественным покровительством вопросов не снимают.

Во-первых, такие ссылки исключают ображение к расудку посредством использования доказательств - остатеся уповать только на нерассуждающую веру, а такое упование лишается реальных оснований по мере развития интеллекта и эрудиции субъектов.

Во-вторых, в реальной жизни, особенно на уровне обыденного сознания, люди действуют в значительной мере на основе своего понимания. А поверившие в одной и то же, понимают это по-разному.

Многие из этих проблем могут быть сняты посредством сотрудничества науки и религии, сотрудничества не для противопосталвения, а для взаимодополнения.

Отметим, что проблема обеспечения сотрудничества науки и религии заслуживает отдельного обстоятельного рассмотрения.

Это дополнение не содержательное. Это дополнение по форме, но новая форма дает новые возможности использования. Портновкая выкройка не уничтожает материю из рулона. Но выкройку можно сшить - и будет одежда, рулон тоже можно сшить, но одежды не получится.

Этика - это учение, это идеально-теоретические модели, это отражение в сознании людей. Если говорить о том, что она отражает (насколько точно- вопрос другой) то, что есть (описательно - объяснительная этика), то, что нужно, что возможно и куда сейчас дело идет (этика проективная).

Мораль - это реальные принципы, правила, нормы социальных взаимоотношений между людьми и их группами, неформализованные и действующие в тех случаях, когда прямое управление пренебрежимо слабо.

Когда люди выполняют команду “На флаг равняйсь! Смирно!” - это управление. Когда входит очень уважаемый человек и люди как нечто само собой разумеющееся для них встают - это проявление морали.

В первом случае проявляется дисциплинированность, во втором - нравственность. (А кто-то обладает другой нравственостью и придерживается других моральных норм - он и не встал в виде приветствия, демострируя свою исключительность.) Мораль - это реальные связи между элементами социальной системы

Если взять качества людей. которые стоят за реальной моралью, обуславливают эту мораль со стороны субъективного - это нравственность. Одна и та же нравственность по-разному проявляется в различных условиях. Человек с одной и той же нравственностью может проявлять себя по-разному в разных системах с разной моралью. Нравственность - это качества компонентов социальных систем, выражающиеся в тяготении их к установлению определенных связей в рамках данных систем.

Этика - это моделирование данных связей - существующих, потребных, возможных и прогнозируемых в будущем.

А если взять комплекс каких-то шаблонов, готовых форм (вот в таких выражениях надо приветствовать, вот так надо прощаться, вот так внешне проявлять свое уважение к даме, вот так вести себя за столом, вот так на балу) - это этикет.

Это взаимосвязанные, но сущностно разные явления. И надо четко выделять предмет рассмотрения в каждом конкретном случае.

Втискивать все это в одно понятие этики неправомерно и малополезно. Различные разделы естествознания моделируют разлиные части природы, но никто не подразумевает под словом естествознание все природные объекты, процессы и явления.

Любое расширение частного содержания увеличивает неопределенность, а увеличение неопределенности снижает эффективность анализа и снижает возможную эффективность применения результатов соответствующего анализа. Другое дело, что в разных контекстах один и тот же феномен выступает в разных аспектах своей единой сущности и потому определяется по-разному. Женщина как клиент портного, как член семьи и как сотрудница фирмы - это очень разные ипостаси одного и того же человека, выступающего разными сторонами сущости, которая для самого человека едина.

Для того, чтобы разные стороны единой сущности согласовать и строятся, формулируются обобщенные определения в науке. Системные определениф всегда подразумевают, что в зависимости от ситуации актуализируется то одна, то другая стороны единой сущности, причем и актуализироваться одни и те же стороны могут в разной форме и в разных сочетаниях.

Так, любовь и влюбленность более уместно различать не по эмоциональной окраске, а на основе различных проявлений разной духовности. Важно не просто состояние интеллектуальное. а состояние духовных сил человека.