Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Импринтинг / Реферат Арестенко.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
01.05.2014
Размер:
257.24 Кб
Скачать

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет

«ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)

Реферат

по педагогике и психологии высшей школы

Феномен социального импринтинга и его роль для педагогики нового времени

Выполнил аспирант кафедры АСОИУ: Арестенко Алексей Михайлович

Научный руководитель: Яковлев Сергей Алексеевич

Проверил: Бушуев Валерий Степанович

Санкт-Петербург 2005Оглавление

Введение 3

Инфопсихология Тимоти Лири 4

Квантовая психология Роберта А. Уилсона 8

Заключение 15

Список литературы 18

Введение

Сегодня человечество переживает интенсивные процессы глобализации, формирования общего экономического, культурного и образовательного пространства. Одновременно, современные возможности управления и регуляции в социальных системах в направленности и в уровне своего развития достигли критического рассогласования с изменением среды обитания. Достигла критической величины и рассогласованность регуляции взаимодействия человечества с природой. Развитие самоуправления все больше отстает от возрастающей сложности социальных систем и образуемых ими надсистем. Субъективно направляемые усилия все больше противоречат сущности этих систем и вытекающих из этой сущности закономерностям их существования и развития в новых условиях [1, с. 16].

Человечество должно перейти к принципиально новой структуре общества. Глобальный планетарный кризис можно преодолеть, изменив воздействие человечества на планету. Для этого, в свою очередь, необходимо модифицировать структуру человеческого общества, интеллект и культуру субъектов. Непосредственно влияя на развитие интеллекта и культуры, педагогическая деятельность через них опосредованно влияет и на развитие структуры социальных систем – от семьи до общества в целом. Опора должна быть именно на мыслящего человека, на его интеллект, на высшие ценности, которые он должен усвоить, и на его возможность изменить свое поведение. Нужно подготовить его к оптимальной реакции на предстоящие в ближайшем будущем глубокие изменения в обществе, причем точно невозможно предсказать ни сущность, ни сроки этих изменений. Необходимо дать более надежную базу для интеллектуального моделирования на основе системного подхода, уточнения понятийного и категориального аппарата и новой расстановки акцентов.

Очевидно, современная система среднего и высшего образования не отвечает требованиям нового времени. Для того чтобы построить социальную систему нового типа – семью, государство или целую цивилизацию – в соответствии с законами систем требуется принципиально новая элементная база. Основным элементом любой социальной системы является индивид с присущей ему личностью. Другими словами, зарождающееся общество нуждается в новом типе человека.

Кроме того, существующие образовательные технологии практически не учитывают некоторые фундаментальные психологические явления, в частности, феномен социального импринтинга, и, соответственно, никак не используют их.

В связи с этим необходима переориентация существующей системы образования на системное образование, которое бы целенаправленно использовало знание о социальном импринтинге для формирования по принципам системного подхода нового типа личности – человека с качественно иной духовностью.

Теория социального импринтинга ведет свою историю с 1973 года, когда Лоренц и Тинберген получили за открытие этого феномена Нобелевскую премию. Основной вклад в нее внесли американские психологи Тимоти Лири и Роберт Антон Уилсон.

Инфопсихология Тимоти Лири

Импринтирование – более или менее жестко заданные программы, которые мозг создает в определенные (запрограммированные) периоды своего развития. При этом происходит фиксация на соответствующих моделях поведения. Самый простой пример: вылупившийся в инкубаторе цыпленок отождествляет первый увиденный движущийся объект (в опытах Конрада Лоренца – мяч) с матерью. Установленный таким образом импринт действует так же автоматически, как любая генетическая программа. До появления первого импринта сознание младенца является «бесформенным и пустым», словно мир в начале его сотворения. Как только образуется первый импринт, из плодородной пустоты начинает появляться некоторая структура. Увы, растущий ум становится пленником этой структуры. Он отождествляется с этой структурой, в некотором смысле становится самой структурой. Каждый успешный импринт усложняет программное обеспечение мозга, определяя наше восприятие «реальности». Когда ребенок учится ходить и преодолевать физические препятствия, мышцы быстро программируются на выполнение этих силовых функций, которые становятся устойчивыми, постоянными рефлексами, или импринтами. В дальнейшем ребенок подвергается импринтам более высокого уровня – следование моральным и этическим канонам сообщества и импринтирование своей социополовой роли. Обучение политическому манипулированию другими людьми также является точкой уязвимости, в которой возникает импринтирование. С генетической точки зрения, целый вид может переживать периоды повышенной восприимчивости, в течение которых он может совершать огромные скачки вперед. Примеры интеллектуальных импринтов: умение добывать огонь, умение развивать планетарную перспективу.

Выдающийся нейролог ХХ века, гарвардский д-р психологии Тимоти Лири создал теорию эволюции, в основе которой лежит явление социального импринтинга.

В своей работе «История будущего», Лири говорит, что науки, обладающие наибольшим потенциалом для изменения человеческой природы, это:

  • нейрология

  • этология

  • нейрохимия

  • квантовая психология

Нейрология определяет в качестве источника сознания, памяти, обучения и поведения нервную систему – биокомпьютер из ста миллиардов клеток, для которого тело является роботом-транспортировщиком. Безусловно, если мы хотим понять и улучшить функционирование нашей ментальной, эмоциональной и поведенческой сфер, основным предметом исследования должна быть нервная система. Человек, умеющий настроить воспринимающие, обрабатывающие и передающие контуры своего мозга, – не просто разумен, но действует на высшем и более сложном уровне эволюции.

Этология – это наука, изучающая поведение животных в естественных и экспериментальных условиях. Она доказала роботическую зависимость нервной системы животных от врожденных инстинктов и последующих импринтов в течение жизни. Психологи ХХ века не смогли применить открытия этологии к человеческой ситуации. Идея о том, что эмоциональное, ментальное, сексуальное и этическое поведение человека в основном определяется случайным импринтированием нервной системы в критические или чувствительные периоды развития, не вписывается в психологию индустриальной эпохи. Но если индивидуумы узнают, каким образом они импринтированы, они смогут научиться переимпринтировать или перепрограммировать свои мозги.

Нейрохимия – наука, которая обнаружила, что некоторые химические вещества могут облегчать (или затруднять) прохождение нервных импульсов, влияя на сознание, эмоции, память, обучение и поведение.

Психофармакология – смежная с нейрохимией наука – обнаружила растительные и создала синтетические психоактивные вещества, способные включать (или отключать) различные состояния сознания, ускоряющие или замедляющие ментальные функции и позволяющие кибернетическим личностям перепрограммировать самих себя.

Квантовая психология. На рубеже веков в квантовой физике появились три концепции, которые изменили человеческую жизнь.

В упрощенном виде их можно представить так:

  1. Смысл уравнений теории относительности Эйнштейна заключается в том, что скорости и направления движений определяются по отношению к другим движущимся объектам. Ваш брат-близнец, отправившийся в полет с околосветовой скоростью, вернется через тридцать лет постаревшим всего на год. Социальные и психологические последствия этого факта очевидны.

  2. Смысл уравнений квантовой физики заключается в том, что все в этой Вселенной состоит из элементарных единиц информации. Казавшаяся такой твердой и незыблемой, материя превратилась в облака вероятностей. Стол в вашей комнате и планета, вращающаяся вокруг удаленной звезды, не более реальны, чем цифровые поля, описывающие их.

  3. Третья идея принадлежит Вернеру Гейзенбергу и определяет информационную Вселенную. Его аксиома неопределенности гласит, что реальность не дана нам свыше, а создается нашими наблюдениями.

Эти три принципа были впервые изложены при помощи инструментов, которыми пользовались наши далекие предки, – формул, написанных мелом на черных досках. Почти никто не смог понять и принять этот галлюцинаторный мир, в котором все находилось в постоянном изменении и зависело от нашей точки зрения, нашей психологии и информационной технологии.

Все перечисленные науки подтверждают тот факт, что основным инструментом восприятия, наблюдения, записи, накопления, синтезирования и передачи информации во всех областях знания и всех областях человеческой деятельности является нервная система в совокупности с ее расширениями, созданными ею же, – компьютерами, электронными приборами и так далее. Понимание принципов работы нервной системы позволит людям объяснить многие аспекты жизни и получить ответы на основные генетические вопросы: Почему мы здесь? Куда мы идем? Как туда попасть?

Поиск этого ответа должен начаться с исследования самого инструмента исследования: человеческого мозга. Только самые наивные будут утверждать, что собака и человек видят одну и ту же комнату одинаково. Например, люди, в отличие от других животных, ориентируются больше при помощи зрения, чем обоняния. По степени использования области мозга, отвечающей за зрение, человек может сравниться только со своими очень дальними родственниками – птицами. Собака (как и волк, тигр, хомяк и другие млекопитающие) помечает территорию запахом и распознает друзей и врагов также по запаху. Комар, влетающий в комнату через окно, имеет совершенно другое устройство мозга и видит ту же комнату совершенно не так, как человек или собака. Наконец, нет двух людей, которые бы имели одинаковые:

  • генетическое программирование,

  • нервное импринтирование и

  • социальное кондиционирование и обучение.

Поэтому никакие два человека не могут «видеть» (обонять, слышать, осязать, интегрировать) «одну и ту же» комнату. Каждый человек в терминологии Лири, обладает уникальным туннелем реальности (видением мира). Он разработал теорию восьми фаз развития индивидуальной нервной системы.

Тимоти Лири выделил восемь импринтов (в дальнейшем идею этих импринтов подхватил и развил д-р Роберт Антон Уилсон). Человеческая нервная система последовательно проходит восемь фаз самоактуализации. В каждой фазе активизируется и импринтируется новый контур, который, дополняя предшествующие, формирует индивидуальное сознание.

  1. Биовыживательное (одноклеточное) сознание. Характеризуется восприятием, обработкой и передачей нервных сигналов, отвечающих за клеточное здоровье и размножение. Метаболическая безопасность.

  2. Эмоционально-двигательное сознание (сознание млекопитающих). Характеризуется восприятием, обработкой и передачей нейромышечных сигналов, отвечающих за подвижность тела и контроль над территорией. (Драться или убегать?)

  3. Символическо-артефактное сознание. Восприятие, интегрирование и передача информации с помощью жестов и абстрактных символов (первый алфавит). Создание языка и инструментов. Символьное мышление.

  4. Индустриальное сознание. Восприятие, интегрирование и передача нервных сигналов, связанных с сексуальными ролями, родом деятельности и иерархическим положением в индустриальной культуре.

Следующие четыре контура нервной системы предназначены для обработки соматической, электронно-нервной и генетической информации, а также для приспособления к жизни в инфо- и гипермирах.

  1. Сознание тела. Восприятие, интегрирование и передача сенсорно-соматических сигналов, неподвластных правительственным импринтам. Независимость от государственных институтов и законов механики. Личность способна жить без четкой привязки к трехмерному пространству.

  2. Сознание мозга. Восприятие, интегрирование и передача нервных сигналов со скоростью биоэлектрической решетки (телепатия). Личность формируется не правительством и окружением (школа, колледж и т. Д.), а самим индивидом. Кибер-электронная стадия.

  3. Сознание ДНК. Сознательное изменение индивидуумом собственного кода ДНК. Воспринимает, интегрирует и передает сигналы РНК, делая возможным биологическое бессмертие и симбиоз с высшими формами жизни.

  4. Квантовое сознание. Восприятие, интегрирование и передача информационных сигналов на уровне энергетических полей Вселенной. Пост-биологическое существование. Слияние с мета-физиологическим разумом.

Теории, представленные Лири, с одной стороны фантастичны, а с другой – фактичны. Они фантастичны в витгенштейновском смысле: все теории и размышления, выходящие за пределы математических формул естественной науки, являются субъективными. Они фактичны в том смысле, что современные достижения в области космической миграции, нейрологии и продления жизни (геронтологии) уже превзошли фантазии большинства писателей-фантастов. Научный факт сегодня намного опережает фантастику. Мы создаем будущее, которое гораздо невероятнее того, что описано в научно-фантастической литературе или воспринимается с кино- и телеэкранов.

Для педагогики нового времени особый интерес представляет возможность перекрытия неудачных человеческих импринтов более адекватными и полезными личности. На вопрос о возможности такого перепрограммирования Тимоти Лири отвечает утвердительно. Эта возможность базируется на свойствах анатомии и физиологии нервной системы, характере изменения нервных функций под влиянием определенных фармакологических веществ.

Приняв фармакологическое вещество под названием диэтиламид лизергиновой кислоты, человек автоматически входит в измененное состояние сознания и выходит за пределы действия нервных импринтов, которые устанавливают знакомую ему реальность. Действие кондиционированных цепочек приостанавливается, и все его эстетические, этические и гносеологические установки перестают действовать. Меняются приоритеты, ценности, взгляды, модели мышления. Подобно телескопу в астрономии и микроскопу в биологии, ЛСД подвергает радикальному пересмотру человеческую нейрологику, переключает мозг, заставляет его работать иначе, изменяет личность, вводит человека в состояние уязвимости и внушаемости, в котором его можно полностью переимпринтировать [2]. Приостановка действия импринтов и помощь в выполнении переимпринтирования выполняется за счет разрыва биохимических синаптических связей, которые определили программирование нервного контура. Каким будет характер новых импринтов? Это полностью определяется внутренними установками человека и установками его окружения перед началом сеанса.

Нейрологическая теория, которая возникла на базе применения ЛСД, носит эвристический характер. Это значит, что она непосредственно связана с экспериментом и позволяет быстро, просто и эффективно проверить выдвигаемые гипотезы в ходе экспериментальных тестов. К примеру, гипотезу о причине и лечении аутической шизофрении (безусловно, одного из самых трагических и необратимых психических заболеваний) может легко проверить любой психиатр.

В соответствии с этой теорией, человека, страдающего так называемым аутизмом, или детской шизофренией, можно более эффективно диагностировать и лечить, если относиться к нему как к шизофренику первого контура, или биовегетативному шизоиду. Проблема младенческой шизофрении заключается в том, что такой ребенок импринтирует людей как негативно-опасных, что, в свою очередь, препятствует возможности применять по отношению к нему стандартные методы обучения. Решением проблемы может стать приостановка действия этого импринта и замещение его новым импринтом, содержащим позитивную установку по отношению к матери. После того, как ЛСД назначается ребенку, страдающему аутизмом, мать или родительская фигура в течение восьми часов не должна отходить от ребенка. Она должна излучать тепло, нежность, покой, безмятежность, ласкать и кормить такого ребенка.

Послание нового импринта гласит: «Ты в безопасности», «Мы в безопасности». Так устанавливается новый импринт с позитивным отношением к людям, который мать продолжает закреплять установками «безопасности». Три или четыре опыта переимпринтирования с помощью ЛСД в сочетании с последующим подкреплением устойчивыми стимулами «безопасности» гарантируют сохранение позитивного импринта и системы кондиционирования первого контура.

Но здесь мы сталкиваемся с весьма непростыми этическими и политическими проблемами (достаточно сказать, что ЛСД является запрещенным препаратом, и сам Лири провел несколько лет в тюрьме за свои эксперименты). Техники изменения психики и ментального контроля, открытые в шестидесятых годах, вызвали бурную общественную полемику на тему гражданских прав и свобод в семидесятые годы. Самые простые и одновременно ключевые вопросы для эволюции нашего вида звучат так: «Кто будет решать, чье сознание будет изменяться и как! Кто будет решать, кому контролировать изменяющие сознание фармакологические препараты?»

Лири убежден, что есть только один ответ на эти вопросы: только сам человек должен определять, хочет ли он изменять и расширять свое сознание. Хотя общество имеет право пресекать и контролировать явно антисоциальное поведение, оно не имеет права контролировать события, которые происходят в нервных системах и телах свободных людей.

Соседние файлы в папке Импринтинг