Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

50 рублей / Ключи от будущего

.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
01.05.2014
Размер:
35.84 Кб
Скачать

5

НИКОЛАИ ВАЩЕКИН, АРКАДИЙ УРСУЛ

КЛЮЧИ от БУДУЩЕГО

БУДУЩЕЕ РОССИИ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА

Статья академиков Академии ноосферы Н. П. Ващекина и А. Д. Урсула рассматривает еще одну грань новой стратегии мирового развития, определяющей судьбу всего человечества.

ПУБЛИЦИСТИКА

Сейчас, на исходе второго тысячелетия, весь цивилизованный мир заново определяет свою судьбу. Всего пять лет тому назад Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в Рио-де-Жанейро в лице лидеров 179 стран провозгласила новую стратегию мирового развития, которая получила наименование стратегии устойчивого развития. Понятие устойчивого развития, широко употребляемое за рубежом, у нас еще не стало интеллектуальным достоянием ни широкой общественности, ни средств массовой информации. Мы углубились в свои внутренние проблемы. Проблемы, которые появились, когда мы решили «вписаться» в мировой процесс и идти с ним в ногу.

Но на какие цели ориентируется сейчас мировое сообщество? Совпадают ли цели наших реформ, начиная с перестройки и кончая сегодняшним днем, с целями всей цивилизации? Об этом в нашей печати мало пишут, и создается впечатление, что мы все усилия прилагаем к тому, чтобы приблизиться к далекому прошлому индустриальных развитых стран Запада.

Между тем состоявшаяся в первой половине июня 1992 года ЮНСЕД пришла к беспрецедентному решению, которое нам еще предстоит осознать. Это глобальное решение отвергает ориентацию на западный путь развития, определяя его как модель неустойчивого развития. Эта модель, как было убедительно доказано на конференции, ведет мир к глобальной катастрофе, и прежде всего — к катастрофе экологической. Чтобы предотвратить ее, необходимо перейти на новую модель мирового развития, а именно — на модель устойчивого развития, обеспечивающую выживание человечества, решение его глобальных проблем.

Таким образом, будущее России, как и всего человечества в XXI веке, должно быть сориентировано на стратегию устойчивого развития, гарантирующего выживание народонаселения страны и сохранение окружающей среды.

Эта идея закреплена в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», утвержденной указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 года. Согласно этой концепции, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природоресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей будущего и нынешнего поколений.

В настоящее время, согласно тому же указу, близится к завершению подготовка государственной стратегии устойчивого развития России как основы будущего нашей страны. А Государственная Дума РФ начала работу над федеральным законом о государственной политике по обеспечению перехода страны к «устойчивому будущему». Наше будущее в упомянутой концепции в конечном счете связывается с ноосферой, то есть предсказанной еще В. И. Вернадским -сферой разума», когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

Оказалось, что многие идеи, которые легли в концепцию устойчивого развития, в той или иной форме уже были высказаны и представителями отечественной научной мысли. Так, идея о бессмертии человечества, то есть его непрерывном развитии в космическом варианте, была впервые изложена основоположником теоретической космонавтики К. Э. Циолковским. А идея В. И. Вернадского о необходимости созидания ноосферы — сферы разума — стала, по сути дела, мировоззренческим фундаментом стратегии перехода мирового сообщества к модели устойчивого развития.

И это можно объяснить. Ведь главный признак ноосферы как сферы разума заключается в приоритете разумности решений — этой важнейшей характеристики всей цивилизации, которая только благодаря нравственно-гуманистическому разуму и сможет выжить. Сейчас же цивилизация, формально состоящая из homo sapiens, неуклонно движется к своему трагическому финалу — глобальной экологической катастрофе. «Поведение» всей цивилизации менее разумно, чем поведение нормального среднего человека, который, конечно же, не стремится к своему самоуничтожению. Система взаимодействия общества и природы оказывается, с кибернетической точки зрения, системой с положительной обратной связью, то есть саморазрушающейся, все более теряющей свою устойчивость.

Поэтому переход к устойчивому развитию — это появление в системе «общество — природа» отрицательной обратной связи, которая и сможет обеспечить соразвитие человечества и биосферы. Переходный процесс от современного неустойчивого развития цивилизации к модели устойчивого развития реален лишь при возможности целенаправленного глобального управления этим процессом, над чем сейчас работают различные международные сообщества людей. Реализация новой стратегии невозможна, если человечество окажется неспособным договориться на межгосударственном уровне от имени всех людей планеты о том, как лучше вести дела, чтобы будущие поколения могли бы появиться на свет и удовлетворять свои жизненные потребности наравне с нынешними.

То есть речь идет о формировании в будущем цивилизации, способной разрешить противоречия, которые обострились к концу XX века. Среди них — противоречия между природой и обществом, между экологией и экономикой, между развитыми и развивающимися странами, между глобальными требованиями перехода к устойчивому развитию и национальными интересами, между настоящим и будущими поколениями, между богатыми и бедными, между уже существующими стереотипами и потребностями людей и разумными потребностями и интересами и т. д.

Именно на пути разрешения этих противоречий в рамках согласования с законами биосферы и должна сформироваться новая форма развития, которую в российской литературе именуют устойчивым развитием, а в зарубежной — постоянно поддерживаемым развитием и которая характеризуется не только упомянутыми выше двумя основными признаками, но и совокупностью принципов, выполнение которых оказалось бы вместе с тем и способом решения глобальных проблем цивилизации.

Среди этих принципов:

признание того, что в центре развития должны находиться люди, которые имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

охрана окружающей среды -' неотъемлемая компонента процесса. развития и не может рассматривать ся о отрыве от него;

право на развитие должно реализоваться таким образом, чтобы d' равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений;

- уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира, искоренение бедности и нищеты с учетом того обстоятельства, что сегодня на долю трех четвертей населения Земли приходится лишь седьмая часть мирового дохода.

Безусловно, новая модель цивилизационного развития не сводится только к этим принципам. Но очевидно, что она соединяет в единую систему развития экологические, экономические и некоторые другие социальные характеристики, не отдавая приоритета чисто экономическим параметрам, как это было ранее. Это более системный подход к пониманию развития, и он потребует серьезной переориентации сознания всего населения планеты.

Переход на новую стратегию развития означает постепенное обеспечение целенаправленной самоорганизации в системе экономики, экологии и социальной с41еры. В этом смысле устойчивое развитие должно характеризоваться экономической эффективностью, экологической безопасностью н социальной справедливостью.

Формирование экономики, не разрушающей биосферу, а ее сохраняющей, то есть экологодопустимая хозяйственная деятельность, не выходящая за пределы емкости экосистем, — одна из центральных задач перехода к устойчивому развитию. Удовлетворение материальных потребностей населения предполагается на рыночном пути развития, но коммерческая деятельность :1олжна быть экологизирована. Биосфера с этой точки зрения должна рассматриваться не как источник ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого — обязательное условие социально-экономической системы.

Становление такой системы должно быть сопряжено с обеспечением безопасности в любой сфере деятельности общества и государства. Тем более что относится к экологической безопасности, обеспечение которой должно явиться одной из задач и функций российского государства. Имеется в виду защита жизни, здоровья и условий жизнедеятельности человека, защита общества, его материальных и духовных ценностей, окружающей природной среды — в том числе атмосферного воздуха и космического пространства, водных объектов, недр, земельных и лесных ресурсов, почв, ландшафтов, растительного и животного мира — от угроз, возникающих в результате различных воздействий на окружающую природную среду. Нарушение правовых норм в области экологической безопасности должно приравниваться к нарушению нрав человека.

Любая хозяйственная и иная деятельность, оказываются прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, должна регламентироваться государством с позиций обеспечения экологической безопасности.

Однако какие бы сферы деятельности, подлежащие государственному регулированию при переходе к устойчивому развитию, в тот или иной период ни выступали на первый план, социальная севера должна оставаться в числе приоритетных. Неадекватная социальная политика переходного периода в России привела к существенной деформации этой сферы, потере государственного управления и контроля.

Формирование в ходе движения к устойчивому развитию не только правового, но и социального государства требует особого внимания со стороны всех управленческих структур. Ведь социальная защищенность и справедливость, реализация прав, свобод и достоинств человека, духовное и интеллектуальное развитие личности. обеспечение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни, личная и имущественная безопасность, как н экологические условия существования — при их тенденции к ухудшению, — все это, согласно Конституции Российской Федерации, должно быть гарантировано гражданам со стороны государства.

Каждое ведомство (а также организация, фирма и т. д.), регулирующее тот или иной вид деятельности, должно разработать свою концепцию и программу действий по переходу к устойчивому развитию. Основные принципы такого рода стратегий развития той или иной отрасли заключаются не только во внедрении экологических императивов, но и в опережающем развитии социальной сферы, а особенно — духовно-интеллектуальных видов деятельности. Фактор духовности и культуры должен стать одним из самых весомых механизмов перехода России к устойчивому развитию.

Модель устойчивого развития предусмотрено нашими законами. Вообще, все законы после принятия государственной стратегии перехода России на новую модель развития должны быть обновлены в соответствии с целями устойчивого развития.

Реализация новой цивилизационной стратегии потребует глубоких мировоззренческих переориентаций сознания населения России и планеты в целом, и главную роль сыграет в этом образование. В этой связи сегодня необходимо всей образовательной системе страны отказаться от старых стереотипов и переходить на новую парадигму и принципы обучения, цель которых — обеспечить будущее страны на пути ее устойчивого развития.

В настоящее время идет интенсивный поиск новой модели образовательной системы, которая соответствовала бы целям будущей цивилизации.

В 1993 году ЮНЕСКО создана специальная «Международная комиссия по образованию для XXI века», которую возглавил Жак Делор. Комиссия уже изложила свои соображения по поводу ряда идей, на которые должна ориентироваться новая образовательная модель. Однако эти соображения пока носят слишком общий характер, лишены какой-либо конкретики.

Нынешняя цивилизация и ее система образования — это некое целое и его часть. И традиционное образование, будучи самой широкой социальной системой, является вместе с тем одной из самых консервативных систем. Уже не одно десятилетие в своем глобальном измерении образование не удовлетворяет потребностям социальной жизни, продолжая транслировать в будущее ценности индустриально-потребительского общества. Отягощенная традициями прошлого, современная консервативная образовательная система неумолимо увлекает всю цивилизацию в пучину грядущей глобальной катастрофы, сроки которой в печати уже относят к 2030 году.

Новая модель образования должна учитывать передовые достижения всей мировой образовательной системы, и особенно российской. Это должно быть главным образом интегрированное образование, то есть университетское образование, даже если оно профессионально ориентировано.

Важно подчеркнуть, что переход от индустриально-потребительского общества к обществу информационному — это единый процесс движения цивилизации по пути устойчивого развития. Информационное общество будет характеризоваться не только выдвижением на приоритетное место информационных ресурсов, но и природоохранной информационной стратегией всей хозяйственной деятельности.

Образовательная система должна стать ядром информационного общества. Собственно говоря, она и сейчас представляет собой, возможно, самую широкую социальную систему, если, конечно, образование не сводить к обучению только в специальных учебных заведениях, а иметь в виду то, что получило название непрерывною образования.

Вместе с тем речь должна идти и о всеобщем образовании, распространении образования на все социальное пространство, в том числе и в его глобальном измерении, а не только в национально-государственном. И в этом смысле было предложено понятие поосферного, или опережающего, образования как еще один, может быть, даже самый важный механизм формирования образовательной системы XXI века.

Новая модель развития должна будет реализовываться в двух главных своих направлениях — научно-технологическом и научно-образовательном. Научно-образовательный процесс должен проходить в настолько ускоренном темпе и с такими качественными изменениями, что его можно будет считать научно-образовательной революцией, развертывающейся в XXI веке. Образование, способствуя переходу на новую цивилизационную модель, постепенно будет становиться опережающей системой, наряду с наукой, в которой в результате ее «футуризации» также сместится акцент с прошлого на настоящее и будущее. А это и явится (фундаментом не только возрождения духовности (в светском, по крайней мере, варианте) в результате интеграции в решении глобальных проблем цивилизации с другими (формами культуры, но и опережения коллективным сознанием человечества его бытия.

На наш взгляд, именно ноосферное образование всеобщее, непрерывное и опережающее — станет приоритетным механизмом решения экологических и иных глобальных проблем.

Ответ на вопрос: - «Возможно ли выживание человечества и становление сферы разума?» — в нашей постановке зависит от того, сможет ли наука вместе с образованием стать ключом к нашему общему будущему.

5 Москва № 12