Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по ИГиП России 2 семестр.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
1.58 Mб
Скачать

Значение

Политическая система, установленная конституцией 1918 года практически не была изменена Конституцией 1925 года и просуществовала до 1937 года.

31. Создание советской системы правоохранительных органов.

28 октября 1917 г. Постановление Наркомата по внутренним делам предписывало советам рабочих и солдатских депутатов организовывать для защиты революции рабочую милицию – один из первых органов, созданных после победы революции. Однако постановление не уточняло правового положения милиции, ее место в советском госаппарате.

Проблемы становления советской милиции сложны, интересны и во многом дискуссионны. Исследователи спорят о судьбах милиции Временного правительства, о связи идеи всеобщего вооружения народа с созданием милиции и т.д. По сути, проходил процесс слома прежней милиции, но процесс этот был достаточно длителен и в некоторых регионах продолжался до весны 1918 г.

Для большинства исследователей Постановление от 28 октября 1917 г. стало правовой базой, на основе которой стали формироваться местными советами отряды рабочей милиции. Советы на местах определяли название и организационную структуру милицейских органов: в Петрограде был создан Комитет революционной охраны, в Москве – Совет народной милиции, в Саратове – Совет городских комиссаров. Милиция была одним из первых органов новой власти. Она охраняла общественный порядок, боролась с уголовной преступностью, проводила в жизнь законы нового государства, руководствуясь «революционным правосознанием», «революционной совестью» и обычаями. Недостаточно решительные меры по организации милиции объясняются следующими обстоятельствами. Во-первых, в городах действовали отряды Красной гвардии, состоящие из вооруженных рабочих. По мере упрочения положения Советов, Красная гвардия частично влилась в ряды Красной Армии и составила ее надежный костяк, а частично осталась при местных советах и осуществляла функции милиции, пресекала преступления, сохраняла общественный порядок. Во-вторых, многие большевики полагали, что охранять общественный порядок должно все взрослое население на общественных началах. Но попытки реализовать эту идею оказались несостоятельными и в силу отсутствия желания населения бороться с преступностью, и потому, что для выполнения этой общественной повинности население должно было освобождаться от своей основной работы в учреждениях, на заводах и фабриках. Таким образом, идея создания милиции на общественных началах была отброшена. Процесс создания милиции значительно отличался от мер, принятых советской властью по формированию органов суда, адвокатуры.

Особенности слома прежней судебной системы состояли в том, что население в ряде регионов страны, не дожидаясь директив сверху, приступило к ликвидации старых судов и созданию новых – под разными названиями: народный суд, пролетарский суд, суд общественной совести и т.д. В целях унификации советского судебного аппарата СНК принимает декрет «О суде №1», проект которого разработан заместителем наркома юстиции П.И. Стучкой. Декрет был опубликован 24 ноября 1917 г. и в соответствии с ним упразднялся весь аппарат буржуазно-помещичьей юстиции: окружные суды, царская прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей.

Создавалась новая судебная система: местные суды, которые действовали в составе постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными советами. Ими же составлялись списки заседателей и устанавливалась очередность их участия в сессиях местного суда. Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важных гражданских (сумма иска три тысячи рублей) и уголовных (наказание до двух лет лишения свободы) дел.

Для рассмотрения жалоб на решение местных судов созывались уездные, а в столицах – столичные съезды местных судей.

Для защиты революции, а «равно для решения дел в борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц» учреждались рабочие и крестьянские трибуналы. Таким образом, Декретом о суде №1 формировались две системы судов – общих и особых.

Следует отметить характерную особенность в строительстве судебных органов: процесс строительства ревтрибуналов опережал процесс создания местных судов. В силу этого обстоятельства трибуналом пришлось рассматривать дела не только своей подсудности, но уголовные и даже гражданские дела.

Для рассмотрения особо важных дел был образован в мае 1918 г. ревтрибунал при ВЦИК, рассматривавший дела без участия народных заседателей. Для рассмотрения жалоб и протестов на приговоры ревтрибуналов в июне был создан кассационный отдел.

В феврале 1918 г. ВЦИК принимает Декрет о суде №2, расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные народные суды, состоявшие из трех постоянных членов и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседателей (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только о факте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания. Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемых местными советами. Предполагалось создание областных судов и Верховного судебного контроля, однако в силу политических обстоятельств они так и не были сформированы, а окружные суды ликвидированы осенью 1918 г.

В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде №3, расширявший компетенцию местных судов (иски до десяти тысяч рублей, наказание до пяти лет лишения свободы). Следственные комиссии переподчинялись местным советам. Кассационные жалобы рассматривали советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов.

В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему республики. Учреждалась единая форма суда – народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей. Выборы судей осуществлялись местными советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных советов. Кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и иметь опыт политической работы. Суды в своей деятельности должны были руководствоваться декретами советской власти и «социалистическим правосознанием».

Защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые их советами. Предварительное следствие проводили следственные комиссии, милиция или сами суды.

Коллегиальность в принятии судебных решений, уменьшение роли судебного профессионализма, вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов, сближение судебной и властно-управленческой деятельности стали принципами нового судебного права. Однако в 1918 г. еще существовали попытки вернуться к институтам старого судебного права – аналоги с судом присяжных, мировыми судьями, системой следствия и т.д.

Разработка нового судебного права осуществлялась на съездах работников юстиции, где происходило обобщение судебной практики, обсуждение и разработка новых правовых актов.

Декрет о суде №1, как указывалось ранее, учреждал параллельно с местными судами особые суды – ревтрибуналы. В их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем. Социальная направленность деятельности этих органов была определена, и естественно, что советское государство было обеспокоено в первую очередь созданием революционных трибуналов. За короткий срок были изданы нормативные акты, регулировавшие организацию трибуналов, процессуальный порядок работы и подсудность.

Первым актом о трибуналах было «Руководство для устройства революционных трибуналов», опубликованное 28 ноября 1917 г., а 19 декабря 1917 г. появилась Инструкция Наркомата юстиции революционным трибуналам.

Ревтрибуналы должны были избираться губернскими или городскими советами, что обеспечивало их классово выдержанный состав. Система ревтрибуналов начала формироваться уже в январе 1918 г., когда были созданы специальные революционные трибуналы печати. Они появились по всей стране на уровне губерний, уездов, городов и даже волостей.

В мае 1918 г. был принят Декрет о ревтрибуналах, в котором предписывалось сохранение их только в крупных центрах. Была сделана попытка к разделению юрисдикции трибуналов и местных судов. Вместе  с тем, ревтрибуналам была оставлена полная свобода в выборе мер «борьбы с контрреволюцией».

Все перечисленные органы государственного принуждения были более или менее обычными, но наряду с ними была создана особая система органов, предназначенных для борьбы с политическими противниками советской власти. Сложность и острота классовой борьбы, массовый саботаж чиновников, деятельность иностранных разведок и т.д. послужили поводом для создания 7 декабря 1917 г. Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) во главе с Ф. Дзержинским.

Структура и состав ВЧК формировались постепенно. Во главе ВЧК стоял Президиум из председателя, двух заместителей и двух секретарей. ВЧК состояла из нескольких отделов: информационного, организационного, по борьбе с контрреволюцией и саботажем и др. В момент образования ВЧК на нее смотрели как на временный орган, что отразилось и в названии комиссии – чрезвычайная.

Ф. Дзержинский, говоря о методах «спасения революции», подчеркивал: «…мы должны применить сейчас все меры террора, отдать ему все силы! Не думайте, что я ищу формы революционной юстиции, юстиция нам не к лицу! У нас не должно быть долгих разговоров! Сейчас борьба грудь с грудью, не на жизнь, а на смерть – чья возьмет?! И я требую одного – организации революционной расправы!»

Со второй половины декабря 1917 г. стали создаваться местные ЧК, к концу мая 1918 г. было создано 40 губернских и 315 уездных ЧК.

Система чрезвычайных органов включала специализированные органы: пограничные ЧК, транспортные, особые отделы ВЧК в армии и на флоте. Численность ВЧК увеличивалась в соответствии с потребностями: с одной тысячи сотрудников в апреле 1918 г. до 223 тысячи – в 1921 г.

Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы.

С самого начала своей деятельности ВЧК наделялась правом ареста контрреволюционеров. Постановлением от 21 декабря 1917 г. СНК возложил на ВЧК борьбу с общеуголовным преступлением – спекуляцией. На практике ВЧК вначале имела оперативные и следственные функции, применяя и прямые меры воздействия – опубликование списков врагов народа, конфискация имущества и пр. Расстрел как мера наказания был отменен в Российской Республике, не применялся он и ВЧК. В феврале 1918 г. в связи с наступлением немецких войск было принято постановление СНК «Социалистическое отечество в опасности», которое, по мнению исследователей истории ВЧК, наделило Чрезвычайную комиссию правом внесудебного решения дел с применением высшей меры наказания – расстрела. Наделение ВЧК этим правом даже в тех сложных условиях вело к нарушению принципа отделения суда от администрации, следствия от суда. Теперь органы ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили следствие, выносили постановление, заменяя и следственные, и судебные органы. При наличии разветвленной сети местных органов ВЧК превращалась в мощный аппарат политических репрессий. В систему правоохранительных органов входили также органы управления местами лишения свободы. Этой стороне деятельности советская власть почти полгода не уделяла никакого внимания. До мая 1918 г. сохранялось и действовало при Наркомате юстиции старое Главное управление местами заключения.

Новое государство не имело ясных представлений по этому вопросу и не спешило ломать четкую пенитенциарную систему царской России.

В мае 1918 г. Наркомат юстиции создал карательный отдел, надеясь с его помощью не только осуществить перелом во всей системе управления местами заключения, но и в самой постановке отбывания наказания. Уже в конце июля 1918 г. была проведена реформа мест лишения свободы. Предусматривались по временной инструкции «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» следующие места лишения свободы: 1) общие места заключения (тюрьмы); 2) реформатории и земледельческие колонии как учреждения воспитательно-карательные; 3) испытательные заведения для лиц, для которых возможно досрочное освобождение; 4) карательно-лечебные заведения для помещения арестантов с заметно выраженными дефектами; 5) тюремные больницы.

Управление местами лишения свободы в пределах губернии осуществлялось местным карательным отделом при губернских советах. При карательных отделах создавались распределительные комиссии для определения режима и конкретного места лишения свободы.