Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Буклет 7.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
53.55 Mб
Скачать

8.8. Перспективы: как международное природоохранное законодательство может помочь восстановлению Балтийского моря?

Состояние Балтийского моря ос­тается угрожающим. Междуна­родные меры (частью которых яв­ляются правовые меры) недоста­точны. Поскольку природа не об­ращает внимания на юридичес­кие положения, эти положения приходится приспосабливать к состоянию природы.

В последнее время происходит из­менение принципов сотрудниче­ства между государствами, гра­ничащими с Балтийским морем. На конференции в Роннебю в

  1. г. была принята министер­ская Декларация, одним из пунк­тов которой было уменьшение со­держания вредных веществ (ток­сичных, устойчивых и биологи­чески накапливающихся, тяже­лых металлов и биогенов) при­мерно на 50 % за период 1987— 1995 гг. В Декларации выдвига­лось требование использования наилучших имеющихся техноло­гий во всех странах. Зимой

  2. — 92 г. проводился пере­смотр Конвенции. Были сформу­лированы более детальные пред­писания и более четко определе­ны правовые инструменты, фор­мальные и содержательные. Предполагалось усиление кон­цепций „наилучшей имеющейся технологии" и „наилучшей при­родоохранной практики"и уста­новление критериев для выдачи разрешений. Это последнее изме­нение было весьма существен­ным, поскольку отсутствовали всякие общие минимальные тре­бования относительно действий дознающих лиц.

Наконец, важно обсудить право­вые положения также на более фундаментальном уровне. Пред­стоит решить ряд правовых во­просов. Какие цели и какой под­ход следует избрать? При охране окружающей среды сталкивают­ся различные интересы, которые следует согласовать друг с другом — это национальная экономика, безработица, региональная поли­тика и т. д. Согласования различ­ных интересов требует также упо­мянутая концепция наилучшей имеющейся технологии. Однако в отдаленной перспективе любые другие интересы немыслимо удовлетворить, если пренебречь охраной окружающей среды. Скорее всего при согласовании различных интересов экологичес­ким вопросам будет уделяться большее внимание. Поймем ли мы, наконец, что даже самая наи­лучшая из имеющихся техноло­гий не в состоянии остановить оп­ределенное загрязнение? Воз­можно ли осуществлять ту или иную деятельность или ее нужно запретить? Должны ли рамки по­ведения человека диктоваться технологической возможностью или чувствительностью среды? Международные, а также нацио­нальные инструменты зависят от политической воли различных государств. Поэтому для того чтобы изменить этот подход или укрепить инструмент, необходи­ма политическая воля. Посколь­ку проблемы имеют международ­ный характер, решения тоже должны быть международными.

Международные конвенции по Балтийскому морю

(Приведенные ниже сведения об участниках конвенций относятся к периоду до получения не­зависимости Эстонией, Латвией и Литвой.)

A. Конвенция о защите морской среды от загрязнений, обусловленных наземными источниками („Парижская конвенция")

Подписана в 1974 г. Вступила в силу в 1978 г. Участники: Швеция, Дания, Германия и боль­шинство стран, граничащих с северо-восточной Атлантикой и Северным морем (однако Совет­ский Союз не являлся участником). Конвенция распространяется на Северное море и северо-восток Атлантического океана, а также на акваторию между Швецией и Данией. Материаль­ные и процедурные обязанности в Парижской конвенции весьма сходны с таковыми в Балтий­ской конвенции. Одно важное отличие состоит, однако, в том, что Парижская конвенция ка­сается только наземных источников загрязнения. В рамках конвенции создана комиссия (PARCOM), которая вносит рекомендации и принимает обязательные решения. Некоторые участники Парижской конвенции (Швеция, Дания и Германия) являются участниками также Балтийской конвенции. Обычно государство имеет одно и то же законодательство по морскому загрязнению независимо от того, на каком участке его территории оно происходит. Поэтому правовые меры в названных странах по выполнению первой конвенции могут положительно влиять и на состояние морской среды Балтийского моря. В настоящее время Парижская кон­венция пересматривается.

Б. Лондонская конвенция о захоронении отходов в море (LDC)

Подписана в 1972 г. Вступила в силу в 1975 г. Участники: глобальная конвенция ратифициро­вана примерно 60 странами (включая все страны, расположенные на побережье Балтийского моря). Распространяется на весь мир, включая Балтийское море. В отличие от Балтийской конвенции, которая полностью запрещает захоронение отходов (при определенных обстоя­тельствах может захораниваться вынутый грунт), ЛКЗ не исключает захоронения некоторых видов отходов. Вещества, указанные в „черном списке" (например, органогалогенные соедине­ния, ртуть, кадмий, различные нефтепродукты и высокоактивные отходы), вообще не должны сбрасываться в море, а вещества из „серого списка" (мышьяк, свинец, органокремниевые со­единения и цианиды) могут захораниваться по получении особого разрешения от националь­ных органов власти. Захоронение веществ, не упоминаемых ни в одном списке, разрешается по получении общего разрешения.

B. Протокол МАРПОЛ Х973/1978

Подписан в 1973 г. и 1978 г. Вступил в силу с 1983 г. Участники: глобальный договор, рати­фицированный примерно 50 странами том числе всеми балтийскими странами). Договор не касается захоронения отходов, а только загрязнения от так называемых „обычных операций", в частности загрязнения моря нефтью, токсичными жидкими веществами, перевозимыми на­ливом, вредными веществами в упакованной форме, сточными водами и мусором. Хотя этот договор глобальный, некоторые районы, например Балтийское море, рассматриваются в нем как „особые районы". В них применяются более строгие правила. Запрещается сброс нефти с танкеров и других судов водоизмещением свыше 400 тонн. Более строги запреты на загрязне­ние этих районов также наливными токсичными веществами и мусором. Положения Протоко­ла МАРПОЛ относительно загрязнения с морских судов подобны соответствующим положени­ям Балтийской конвенции.

Г. Скандинавская конвенция об охране окружающей среды (NEPC) Подписана в 1974 г. Вступила в силу с 1976 г. Участники: Дания, Финляндия, Швеция и Нор­вегия. Основная идея NEPC недискриминационный принцип. Изучая допустимость эколо­гически вредной деятельности (на суше или на шельфе), орган дознания обязан исходить из равенства трансграничного ущерба или риска причинения ущерба государству, в котором осу­ществляется эта деятельность. В случае если некоторая деятельность может причинить суще­ственный ущерб в соседнем государстве, орган дознания обязан известить о том органы надзо­ра этого другого государства. Лица, пострадавшие от экологически вредных видов деятельнос­ти в соседнем государстве, имеют одинаковые права на юридические действия (касающиеся разрешимости, превентивных мер и компенсации) в соседнем государстве, как и пострадавшее юридическое лицо в этом государстве.

Д. Конвенция ЭКЕ по оценке воздействий на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция ОВОС)

Подписана в 1991 г. Участники — примерно 26 стран-членов Экономической комиссии для Ев­ропы. До разрешения деятельности, которая может повлечь серьезные неблагоприятные трансграничные последствия, должна быть определена процедура оценки экологических пос­ледствий. Распространяется на ряд перечисленных в списке видов деятельности, например де­ятельность нефтеперегонных заводов, ТЭС, установок для сжигания мусора, АЭС и других атомных предприятий, автомагистралей, установок для хранения отходов, ЦБК, крупных рудников, а также морской добычи нефти и газа и рубки лесов. Ряд положений относится к другим видам деятельности, которые могут повлечь сходные последствия. Общественность со­седнего государства, которое может пострадать от некоторого вида деятельности, получает рав­ную возможность участвовать в процедуре оценки экологических последствий с общественнос­тью страны, в которой осуществляется деятельность.

Е. Конвенция 1979 г. о дальнем трансграничном загрязнении воздуха

Подписана в 1979 г. Вступила в силу в 1983 г. Участники — примерно 30 стран-членов Эконо­мической комиссии для Европы (включая все страны Балтийского региона). Цель принятия Конвенции — уменьшение трансграничного загрязнения воздуха (в частности, кислотных дождей). Конвенция сопровождается двумя протоколами об ограничении эмиссий окислов серы и азота. Протокол об NOx подписан в 1988 г. и вступил в силу в 1991 г. Его участниками являются все страны Балтийского региона.

Ж. Конвенция 1973 г. о рыболовстве и охране живых ресурсов Балтийского моря и Бельтов

Подписана в 1973 г. Вступила в силу с 1974 г. Участники — все страны балтийского региона. Участники обязуются сотрудничать в целях получения оптимального улова живых ресурсов. Конвенция не содержит, однако, никаких содержательных требований. В связи с этим создана Международная рыболовная комиссия по Балтийскому морю, которая дает рекомендации о предельном вылове рыбы, орудиях лова, сезонах и районах запрета лова, общем разрешаемом улове и т. д.