Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗАРУБЕЖКА.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
603.14 Кб
Скачать

37. Литература позднейшей империи. Особенности трагедии Сенеки (произв. На выбор)

Этот период в истории римской литературы не прошел незаметно. Были созданы произведения выдающиеся, не уступавшие памятникам классической эпохи. Для IV века характерным было то, что высшее общество оставалось еще верно языческим традициям. В литературе этого времени сохранялись еще языческие мотивы и раздавались голоса, выражавшие резкий протест против христианства. Мифологические сюжеты продолжали быть излюбленными для поэтов, но произведения эти удовлетворяли лишь ограниченный круг людей. Среди последних античных поэтов выделяются Деций Магн Авзоний (310 – 393 г.г), Клавдий Клавдиан (конец IV – начало V веков) и Клавдий Рутилий Намациан. римская литература вступает в полосу упадка и оскудения.

В отличие от древнегреческих трагиков, исполненных веры в творческие силы человека, Сенека считает, что человек бессилен и является игрушкой в руках слепого рока. Он может противопоставить всемогущей судьбе лишь силу своего духа и воли, свою готовность к страданиям и смерти. Герои его драм — сильные личности, охваченные бурными и гибельными страстями, или великие мученики, гибнущие в страданиях, подобно Гераклу. При этом Сенека всегда изображает гибельные, часто преступные страсти, ведущие к кровавым злодеяниям. Размышления его сосредоточены вокруг вопросов душевной жизни и практической морали. Отмеченные особенности характерны Для всего драматургического творчества Сенеки. Трагедии его не ставят проблем, не разрешают конфликтов. Драматург времени римской империи, он же философ-стоик, ощущает мир, как поле действия слепого, неумолимого рока, которому человек может противопоставить лишь величие субъективного самоутверждения, несокрушимую твердость духа, готовность все претерпеть и, в случае надобности, погибнуть. Результат борьбы безразличен и не меняет ее ценности: при такой установке ход драматического действия играет лишь второстепенную роль, и оно протекает обычно прямолинейно, без ретардаций и перипетий.

«Медея»

В центре этого мифа - любовные взаимоотношения колхидской колдуньи Медеи и греческого героя Ясона. Эти взаимоотношения каждый писатель, поэт-трагик характеризовал по-своему. Сенека тоже посвятил этому мифу одну из трагедий под названием "Медея". Внешний сюжет трагедии схож с трагедией Еврипида. Ясон возвращается из Колхиды с золотым руном и Медеей. После многолетней совместной жизни с Медеей Ясон влюбляется в молодую красавицу Креусу - дочь Коринфского царя Креонта. Эдип решил на ней жениться. Идет подготовка к свадьбе. Отвергнутая ревнивая Медея решила отомстить сопернице и мужу. Креусу и Креонта она уничтожает в пламени. Затем на глазах Ясона убивает детей и уезжает в Афины к царю Эгею.

В трагедии можно выделить два философских пласта. Первый пласт - гнев и месть отвергнутой жены. Второй пласт - союз принца , лишенного наследства, с могущественными преступными силами во имя получения престола. Первый пласт, выраженный яркими художественными красками, лежит на поверхности. Здесь мы наблюдаем бурю необузданных страстей, толкающих Медею к совершению тщательно обдуманного преступления. Второй пласт скрыт, “замурован” в подтексте трагедии.

Рассматривая второй пласт трагедии, зададим вопрос: ради чего состоялся поход аргонавтов? Если отвлечься от всех приключений, которые были у аргонавтов, следует признать, что Ясон отправился за Золотым руном в дальнюю страну только ради того, чтобы получить в руки державный жезл. Отец Ясона был свергнут. В Иолке правил дядя Ясона Пелий. Посылая Ясона за Золотым руном, Пелий был уверен, что Ясон никогда не добудет Золотое руно. Простому смертному не под силу отнять его у царя Эета.

Кто такая Медея? Кого она символизирует? Колдунья Медея - символ могучих преступных сил общества. Она обладает связями со всеми структурами жизни. Она способна пустить в действие любые средства для достижения цели: могучую силу природы, свой высокоразвитый интеллект как символ науки, познавшей все тайны природы, хитрость и коварство, воплощающие весь опыт преступных действий, накопленный человечеством. Для Медеи нет ничего святого. Она не признает никаких моральных устоев. Кроме личного интереса. Лаже любовь ее к Ясону преступна, ибо она во имя любви убивает родного брата , обманывает отца, уничтожает многих соотечественников. Медея - исчадие ада. Даже собственных детей она убивает хладнокровно, лишь бы как-то досадить Ясону, стереть с его лица улыбку довольства жизнью.

Любовь и ненависть, как проявление чувственной сферы человека, возникают и угасают, как правило, стихийно. Здесь нет ярко выраженной поставленной цели: надо этого полюбить, а этого возненавидеть. Другое дело власть. Стремление к власти, желание удержать ее, конкретные действия власть предержащих имеют ярко выраженную цель, целенаправленный интерес. Хотя в проявлении власти огромную роль играют стихийно возникающие чувства, все же во власти мы наблюдаем прежде всего сознательные, осознанные действия. Любовь и власть - это столкновение чувств и разума, стихии и сознательности, переживания и расчета, нравственного и политического, биологического и социального. Трагедия Медеи и Ясона является не только трагедией их любви и даже не столько трагедией возникновения и угасания любви, перерождения любви в ненависть, а, скорее всего, это трагедия борьбы чувств и разума. Каждый из них раздваивался. Медея, безумно влюбленная в Ясона, совершает преступления ради того, чтобы удовлетворить сознательно поставленную цель Ясона: добыть власть. Медея, охваченная бурей ревности, негодования, ненависти, сознательно ищет изощренные формы наказания Креусы, Креонта, Ясона. Ясон, сознательно борющийся за власть, испытывает чувство благодарности к Медее за ее величайшую помощь. Эти чувства, вероятно, переросли в любовь, результатом чего стала семья. Ясон, сознательно начавший борьбу за разрыв с преступной Медеей, движимый неугасимым стремлением стать царем, утратил любовь к своей жене и полюбил молодую принцессу Креусу. Можно оправдать благородные порывы Ясона в его стремлении разорвать союз с преступницей, в желании завести новую семью и тем самым удовлетворить не только свое желание стать царем Коринфа, но и удовлетворить желание Креонта передать престол достойному герою Греции, учитывая, что у него, Креонта, нет своего наследника. Можно оправдать и гнев покинутой Медеи. Заслуга Сенеки как раз и состоит в том, что его "Медея" воспринимается неоднозначно.