Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Менделевич В.Д., Руководство по аддиктологии.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
7.24 Mб
Скачать

22.3. Общие предиспозиционные факторы формирования зависимого воровства

Как было отмечено ранее, дизонтогенез является облигатной чертой психопатоло­гических состояний как при клептомании, так и у лиц с зависимым делинквентным во­ровством, но в последнем случае заметен его более грубый характер. В свою очередь, ключевая тенденция синдромокинеза у пациентов с аддиктивным типом воровства — замедленная редукция психопатологических феноменов, свойственных более ранним этапам развития: полиморфные задержки развития, асинхронии и психический инфан­тилизм, а также сверхценные образования и патологическое фантазирование, которые в половине случаев не редуцируются, а длительно персистируют на этапе завершенного онтогенеза.

Особенности формирования аддиктивного поведения лиц, совершающих кражи 535

Следующая отличительная черта пациентов, совершавших кражи аддиктивного типа. — чрезвычайно высокая распространенность аффективных расстройств, в том числе дистимий. При этом психогенные реакции, депрессии непсихотического и психо­тического уровня, циклотимия, смешанные состояния, тревожно-фобические и дисти-мические (с преобладанием тревоги, напряженности и тоски) расстройства чаще отме­чены у страдающих клептоманией. Аффективные расстройства здесь более продолжи­тельны, в ряде случаев сопровождаются суицидальными или парасуицидальными попытками. У пациентов с делинквентными кражами преобладают дисфорические рас­стройства, сопровождавшиеся брутальными деструктивными или агрессивными дей­ствиями, иногда — нанесением самоповреждений без суицидальной цели. Дистимий здесь носят отчетливый тоскливо-злобный оттенок, с угрюмостью, недовольством, вор­чливостью и раздражительностью, а биполярные аффективные колебания отличаются присутствием апатического, реже — ипохондрического компонента в негативной аф­фективной фазе и наличием эйфорических и мориоподобных нарушений в фазе подъе­ма. Аффективные нарушения у пациентов с зависимым делинквентным воровством, несмотря на большую яркость клинических проявлений, непродолжительны, обычно от нескольких часов до нескольких дней.

Анализ динамики психопатологической структуры состояний в онтогенезе показы­вает, что с возрастом у пациентов с аддиктивным воровством формируются нарушения влечений, в том числе и за счет оформления общей расторможенности влечений в ка­кой-либо синдром. Среди коморбидных расстройств влечений у лиц с клептоманией чаще всего встречаются расстройства сексуального предпочтения (фетишизм, фротте-ризм, визионизм, мазохизм, раптофилия, эксгибиционизм, педофилия), иногда такие нарушения выражаются в форме полиморфного парафильного синдрома. Для зависи­мых «делинквентных» пациентов более характерны расторможенность влечений и реду­цированные варианты нарушенных влечений в виде «склонностей», «элементов» или «черт», сформированные синдромы наблюдаются реже. Это в основном более «деструк­тивные» формы — пиромания, дромомания, зооцидомания, садомазохизм. Неразвер­нутые синдромы проявляются либо в идеаторной активности (фантазирование на темы мщения, расправы с врагами, фантазирование с парафильной тематикой), или в таком поведении, как вандализм, склонность к разрушительным действиям, жесткость, истяза­ние животных, издевательства, побои и укусы более слабых. В отличие от лиц с клепто­манией, здесь практически не встречается мазохистической активности, напротив, пре­обладают садистический компонент и тенденция к гетероагрессии.

Злоупотребление психоактивными веществами, сверхценные увлечения компью­терными играми, гиперсексуальное поведение встречаются при любом зависимом во­ровстве. Также (несколько чаще среди клептоманов) наблюдается гипобулия, сопровож­дающаяся феноменом «сенсорной жажды» и рискующим поведением.

Характерной чертой зависимого типа воровства является и снижение аффективного фона в период, непосредственно предшествующий деликту (краже), что инициирует формирование механизма эмоциональной саморегуляции.