Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Луначарский зеньковский.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
60.18 Кб
Скачать

Декларация народного комиссариата просвещения усср о социальном воспитании детей

(...) Социальное воспитание ребёнка — это давняя мечта лучших педагогов, которую ежедневно разбивал буржуазный строй, — находит теперь для себя новые, неожиданные возможности для осуществления, выступает содержанием всей воспитательной системы комму­нистического строя. (...)

Педология решительно выдвигала лозунг единства всей воспитательной работы с ребёнком, подразумевая под этим и единство воспитания от рождения ребёнка до юношества, и единство воспитания в каждый отдель­ный момент жизни ребёнка, подчёркивая, что каждый детский шаг является шагом воспитания.

А педагогическая наука, опираясь на наблюдения социологии о распаде семьи в эпоху капитализма, — ус­тами лучших своих представителей — за последние де­сятилетия неуклонно выдвигала новую проблему вос­питания — воспитание не «в семье и школе», а воспита­ние социальное, общественное. Судьба этого особого су­щества, которое нарекается ребёнком, которое педоло­гия так осторожно и старательно отделяет от человека, определяя всю детскую жизнь не просто жизнью, а вос­питанием, — судьба ребёнка должна волновать не толь­ко родителей, не только семью, но и всё организованное общество. Воспитание ребёнка должно осуществляться не только в форме «школы», которая знает ребёнка на протяжении лишь 4-5 ч. в сутки, отправляя его после уроков домой, «в семью», — однако с распадом семьи и эти, семейные функции должен взять на себя весь «со­циальный организм», создавая таким образом новую со­циальную функцию — социальное воспитание. (...)

Империалистическая война и революционная классовая борьба на востоке Европы так разрушили за последнее время старую жизнь, так изуродовали ста­рую, наполовину патриархальную «семью и школу», что эта новая социальная функция — воспитание — стоит (наряду с другими) уже почти как «боевое» задание, требующее величайшей поспешности в осуществлении чрезвычайных мероприятий и относительно широты, и относительно точности выполнения.

Сотни тысяч пролетарских детей оказались без ка­ких-либо средств к жизни — воспитанию, так как у их родителей нет возможности самим дать ребёнку всё не­обходимое. (...)

11ролетарская республика, создавая новую воспита- |г 'Ц|Цук) систему социального воспитания, ставит задачу осуществить прежнюю педолого-педагогическую мечту: пи пятить правильно поставленным единым трудовым воспитанием всю жизнь каждого ребёнка, реализовать, никонсц, права ребёнка, а не только высасывать из него мынолнсние «его долга». «Декларация о социальном вос­питании» выступает декларацией прав ребёнка.

11ок|)ыть всю завоёванную рабоче-крестьянской I«роимо землю детскими домами — это наша задача. 1дес|. каждый ребёнок найдёт для себя не только вре- мгимый или постоянный приют, здесь он сможет полу­чи II. неё, что необходимо ему для жизни, или, как гово­ри! недолог, для воспитания. Открытые или закрытые дс гскне дома, где ребёнок живёт со своими младшими и с nipniими товарищами, со своими воспитателями, где он и дружеском коммунистическом союзе с подобными | I'fic существами растёт, развивается и обучается жить mi.шью человека в новом человеческом обществе, — вот ЫМ1Н детская коммуна — это является тем маяком, ко- lupiiiit светит путеводной звездой для всей пролетар- I Mill нос питательной системы. (...)

...Следует внимательно прислушиваться к требова- ничм буквально минуты. Может быть, не столько вое­нным,, сколько сохранить детей; не столько социальное |ин'питание, сколько социальная защита ребёнка, — вот что диктуется настоящим моментом. «Охрана детст- 1ы« это является тем призывом, под которым должна проходить наша работа сегодня. Охрана не только того рг(кч1ка, который случайно попал к нам в школу или в редкий у нас детский сад с улицы, а каждого пролетар- | косо ребёнка, где бы мы ни встретили его, каким бы он ни был: больным ли, здоровым ли, способным к «науке» пми неспособным, выдержал он экзамен или нет. (...)

...Такая старая форма, как, правда очень ещё редкая V нас, постоянная трудовая детская колония, является in условно чем-то таким, что полностью удовлетворяет I рсбонания нашей новой системы, которую легко и про- сто превратить в ту новую форму, которую мы обозначаем словами «детский дом». Очевидно, к тому же тяготе­ют и наши летние (временные) наполовину трудовые, наполовину санитарные детские колонии, которые так­же (хотя и на время) охватывают жизнь — воспитание ребёнка. Близкими к этой форме являются детские ясли и очаги, которые принадлежат по сути к группе откры­тых детских домов. В конце концов и постоянный дет­ский сад, и летняя детская площадка тоже в определён­ной мере удовлетворяют нас как готовые формы соци­альной охраны и воспитания детей. (...)

Капиталистическая эпоха оставила нам в наследст­во только одну распространённую форму — знаменитую «словесную школу» с 4-5-часовой учёбой — вот и всё, что давала она. Мы старались реформировать её, на­стойчиво и горячо превращали её в «единую трудовую социалистическую школу-коммуну». (...)

В мёртвую тишину школьных классов и коридоров принесли мы радостный шум трудовых процессов, сво­бодных «четвергов», кормление детей, а особенно — ког­да во время детских праздников мы приглашали в шко­лу и так называемых детей улицы. Задрожали мёртвые школьные стены и — хотели они этого или нет — вынуж­дены были впустить к себе свободную атмосферу дет­ского клуба, который становится всё более и более гос­подствующей формой на обломках старой «школы». (...)

Мы возьмём к себе школьника на целый день — с утра до вечера; мы возьмём его под свою «охрану» и в воскресенье, и в праздник, и на рождество, и на пасху, и летом. Летом мы поведём его на детскую площадку, по­везём в колонию, словом, мы заставим школу стать ры­чагом социального воспитания.

И вот перед нами эти два пути: мы организовываем детские дома, сады, очаги, постоянные трудовые коло­нии, и параллельно мы объединяем в единую систему всю так называемую школьную и внешкольную работу с детьми (школа плюс клуб, студия, колония, площадка и т.д.), ориентируясь всё время на детский дом.

При этом мы должны не забывать, что наша зада­ча — охватить социально-воспитательным влиянием не

in и,ко всего ребёнка, но и всех детей до периода юнос- 1н (приблизительно до 15 лет).

I )десь же мы встречаемся и с ребёнком больным, и и фгкгивным, и так называемыми малолетними право­нарушителями, и целыми группами детей, которые тре- fiyioi специального воспитания. И только удовлетворив IрсГмшлния и этой специальной педагогики, мы можем Пришить нашу систему законченной. (...)

П только тогда мы разрешим эту громадную про- Гин'Му педагогики и жизни, когда школа перестанет fiuiii школой, когда она выйдет из своих четырёхчасо- мых берегов «учёбы», когда ей будут одинаково близки и in с дети и весь ребёнок — с его образованием — обуче- iiiHM, кормлением, развлечениями — играми, отдыхом, г и ■ иминми, «правонарушениями» и т.п. Но тогда это бу- де I иг школа, а нечто большее. (...)

«Охрана детства» — это первый и самый главный ло­щи II ясно, что охрана эта должна быть одновременно и Miip.i и шли нем, и воспитанием, и кормлением, и одевани- i м С 'гарая школа боится, что мы в детском доме забудем иь учении (образовании). Пет! Мы только заявляем: сей- ||iii но время разрушения семьи — не может быть обуче- iiint f»i i охраны, без социального обеспечения ребёнка; а и diiiiimh и действительно педагогический, воспитыва­ющий уход за ребёнком — это то, что почти не знала и не mi н 'и шать школа как таковая. Образование ребёнок по- 'Ivim не только из школьных учебников (мы ими вос- |ц I п. |усмся), а из самой жизни, которую мы должны взять in пиком под нашу охрану, т.е. сделать её действительно inн ишанием. Образование мы не забывали и не забудем, ми I лииственный признанный ещё старой педагогической iiii\ кой метод обучения — трудовой — разрушает стихий- |Ц| рамки школы и рвётся на свежий воздух детского клу- |щ, и приводит нас всё же к детскому дому.

Пусть же не будет у нас больше просто школы! Она in I i lia органично слиться с детским клубом, продолжа- щ I. и'гом в форме колонии или площадки. Пусть покро- • н и иен земля наша детскими приютами, садами и дома­ми I дс дети наконец смогли бы получить свои права. (...)