Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Современная внешняя политика России.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
3.29 Mб
Скачать

12.2.Национальная модернизация и взаимодействие с Европейским Союзом

Россия и Европейский союз являются крупнейшими торговыми партнерами. Сегодня ЕС потребляет 13% российской нефти и 24% российского газа. И замены этих энергоносителей у ЕС на данном этапе нет. В целом же ЕС обеспечивает более 50% от общего объема наших внешнеэкономических связей, из которых 75% приходится на нефть и газ. В структуре внешнеэкономических связей ЕС Россия составляет пока более скромное место — 4%, однако это больше, чем, например, объем таких связей с КНР (2%) и Индией (1%). Европейский Союз является главным внешним инвестором в российскую экономику: на его долю приходится порядка 40% иностранных инвестиций. Промышленные инвестиционные проекты осуществляются, в основном, в нефтедобыче и нефтепереработке, авиационной и автомобильной промышленности, добыче алмазов и золота, в машиностроении и средствах коммуникации, в конверсии оборонных предприятий, в целлюлозно-бумажной промышленности, АПК и пищевой промышленности.

Однако российская продукция, за исключением энергосырьевых ресурсов и некоторых видов продукции с низким уровнем добавленной стоимости, неконкурентоспособна на европейских рынках.

Стоящие перед российско-европейской интеграцией стратегические задачи требуют взаимопроникновения именно экономических операторов России и ЕС, которое позволило бы создать в России подлинно рыночные условия функционирования экономики, что в свою очередь создало бы в России предпосылки для повышения ее конкурентоспособности на мировых рынках. В современной России модернизация не может быть навязана обществу «сверху». Она должна быть свободным выбором граждан. В то же время такой выбор должен сопровождаться государственной инновационной политикой, содержащей инструменты адаптации хозяйствующих субъектов к условиям либерализации и глобализации мировой экономики путем формирования правовой и организационно-экономической среды, содействующей повышению конкурентоспособности предприятий.

Однако, на практике, активность предпринимателей направлена не в то русло, которое соответствует общим стратегическим задачам России и ЕС, связанным с объединением европейского инновационного и российского ресурсного потенциала для целей повышения конкурентоспособности российско-европейского интеграционного образования в контексте глобального рынка и совместного участия наших стран в ВТО. Так, несмотря на то, что российский инвестиционный потенциал оценивается очень высоко, сегодняшние инвестиционные потоки проходят мимо тех секторов российской экономики, которые будут определяющими для целей конкурентоспособности постиндустриальных обществ. В этих условиях заблуждение о том, что Россия обречена на успех в деле привлечения прямых иностранных инвестиций, сменилось осознанием необходимости государственного стимулирования предпринимательской активности в определяющих конкурентоспособность секторах экономики.

При конструктивном политическом диалоге экономическое сотрудничество России и Европейского союза уже сегодня может ощутимо продвинуться вперед при достижении необходимой степени взаимного доверия и создании соответствующих институциональных и финансовых условий. Это прежде всего следующие направления: объединение научно-технических потенциалов России и ряда стран ЕС в развитии фундаментальных и прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок (ядерная энергетика, космос, авиация, связь); осуществление общеевропейских проектов в сфере энергетики, как это предусмотрено Энергетической хартией; создание новых европейских транспортных систем и транспортной инфраструктуры, включая воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный и трубопроводный транспорт; охрана и оздоровление окружающей среды. Не существует серьезных препятствий для развития регионального и приграничного сотрудничества, включая его Северное, Балтийское и Черноморское «измерения». При этом европейские стандарты вполне могут стать критериями конкурентоспособности для России.

Главная проблема в торговых отношениях России и ЕС на ближайшую и долгосрочную перспективу заключается в архаичности структуры российского экспорта, низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности, неразвитости системы стимулирования экспорта, включая его кредитование и страхование. Не внешнеторговый режим ЕС, а именно низкая конкурентоспособность российской продукции является основным фактором, сдерживающим взаимную торговлю.

Несмотря на огромную разницу в уровнях развития перед Россией и ЕС стоят схожие цели модернизации. Это не просто создание некой конкурентоспособной экономики, а некий прорыв на пути к созданию новой, инновационной экономики, что предусмотрено в известной Лиссабонской стратегии, которая, если верить материалам Евросоюза, по-прежнему является его приоритетной стратегией. Однако присоединение к ЕС 10 новых стран, конечно, замедляет осуществление этой стратегии. Таким образом, расширение интеграции происходит в ущерб ее углублению. Создание общего пространства в науки, техники и образования России и ЕС является поэтому приоритетным. Ведь именно объединение научно-технического потенциала России и ЕС могло бы дать толчок к модернизации и России, и ЕС, к повышению конкурентоспособности их экономик на новой технологической основе. Но без определения базовых принципов, на основе которых создается такое пространство, невозможно говорить о продвижении к этой цели.

Конкурентоспособность находится в противоречивом взаимоотношении с идеей стратегического партнерства: ведь состязательность конкурирующих субъектов не должна преследовать цель разрушения равновесия через уничтожение конкурента. Вместе с тем важно заметить, что вопрос глобальной конкурентоспособности России (который был определен В.Путиным в качестве национальной идеи в его беседе с доверенными лицами накануне президентских выборов 2004 г.) является приоритетным не только на достаточно длительную стратегическую перспективу, а навсегда или, по крайней мере, до тех пор, пока в мире будут существовать национальные государства.