Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основные направления прокурорской деятельности.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
693.76 Кб
Скачать

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности

При определении специальных полномочий прокуроров по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД, необходимо руководствоваться ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», которая содержит бланкетную (отсылочную) норму. В ней дается ссылка на положения уголовно-процессуального законодательства и действующие федеральные законы Российской Федерации. Однако УПК РФ каких-либо полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, прокурору не предоставляет. Рассматривая характер надзорных полномочий прокурора в оперативно-розыскной сфере, нужно помнить, что ОРМ проводятся не только в связи с расследованием уголовных дел, но и до возбуждения уголовных дел, а также для установления обстоятельств, не имеющих отношения к уголовному судопроизводству.

Других федеральных законов, на положения которых также дается ссылка в ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», определяющих полномочия уполномоченных прокуроров, не принято. В свою очередь, ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указывает круг оперативно-служебных и учетно-регистрационных документов, ведомственных актов, которые могут быть истребованы и изучены уполномоченным прокурором, не раскрывая при этом способы выявления нарушений законности и не перечисляя акты реагирования на выявленные нарушения. При этом как Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», так и Федеральный закон «О федеральной службе безопасности», иные правовые акты, регламентирующие компетенцию оперативно-розыскных органов, лишь упоминают о прокурорском надзоре и его пределах в сфере регулируемых ими отношений, не раскрывая форм и способов его осуществления.

В условиях фактической пробельности действующего законодательства практика идет по пути использования при проведении проверок в поднадзорных оперативно-розыскных органах надзорных полномочий, закрепленные в ст.ст. 22 и 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В связи с тем что все органы, уполномоченные на осуществление ОРД, являются органами исполнительной власти, такой подход является допустимым, поскольку в ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов органами исполнительной власти.

В результате средства прокурорского надзора за законностью ОРД определены и систематизированы в актах Генерального прокурора Российской Федерации. В развитие требований Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации» и «Об оперативно-розыскной деятельности» Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33, в соответствии с которым, осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов оперативно-розыскными органами, прокуроры обладают следующими полномочиями, одновременно являющимися как их правом, так и обязанностью:

знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;

получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона;

требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;

опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;

по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Используя предоставленные полномочия, прокуроры вправе и обязаны пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и (при наличии оснований) привлечению виновных к установленной законом ответственности.

В соответствии с ч. 5 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность. Согласно п. 11 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33 случаи незаконного отказа от выполнения требований уполномоченного прокурора в зависимости от обстоятельств должны рассматриваться как воспрепятствование его законной деятельности. При наличии оснований виновных должностных лиц следует привлекать к предусмотренной законом ответственности.

По выявленным фактам нарушений законности прокурор вправе принимать акты прокурорского реагирования (направлять в оперативно-розыскные органы протесты, представления, требования, выносить постановления).

Уполномоченные прокуроры обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных им документах и материалах. Эти сведения составляют государственную тайну и не подлежат разглашению.