Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по ИГиПЗС (1).doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
1.84 Mб
Скачать

88.Декларация прав человека и гражданина 1793 г.

Конституция 1793 г. открывается «Декларацией прав человека и гражданина». Новая Декларация воспроизводила основные положения Декларации 1789 г., но отличалась от нее большим демократизмом и революционностью, более радикальным подходом к проблеме политических свобод и прав.

Декларация начинается с заявления о том, что «целью общества является общее счастье». «Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами». Это равенства, свобода, безопасность и собственность (ст. 1 и 2). В таком качестве права на равенство не было в Декларации 1789 г., и это не случайно. Подобно Руссо, якобинцы признавали юридическое равенство в полном объеме. Но имущественное равенство объявлялось Робеспьером «химерой», а частная собственность - «естественным и неотъемлемым правом каждого». Вместе с тем якобинцы высказывались против концентрации богатства в руках немногих. Утопичность такой политики стала очевидна несколько позже, но она не могла не привлечь симпатий простых людей.

Как и в первой Декларации, закон определялся как выражение общей воли, «он один и тот же для всех как в том случае, когда оказывает покровительство, так и в том случае, когда карает». В его определение вносится важное уточнение: «… Он может предписывать лишь то, что справедливо и полезно обществу… Закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих».

Верховенство закона, рассматриваемого как «выражение общей воли», неразрывно связывается с понятием суверенитета народа. «Суверенитет в народе: он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем».

Вместо понятий «нация» и «суверенитет нации», вводятся понятия «народ» и «суверенитет народа». Нация, трактуемая в духе творцов первой Конституции, рассматривалась как целое - совокупность граждан, от каждого их отдельности не зависящая. Ее воля не сводится к простой сумме воль отдельных граждан, поэтому она по своему усмотрению установить порядок избрания определенного круга лиц, которым доверяются формирование этой национальной воли, осуществление национального суверенитета. Народный суверенитет не может быть передан одному лицу или группе лиц.

В этом видели теоретическое обоснование демократической республики, непосредственного участия народа в законотворчестве и государственном управлении, недопустимости имущественных цензов. Каждый гражданин имеет право участвовать в образовании закона и в назначении своих представлений». Названные принципы должны были стать основой государства, которому предстояло быть гарантом провозглашенных прав и свобод.

Среди провозглашенных прав особое место отводилось свободе. Она определялась, как «присущая человеку возможность делать все, что не причиняет ущерба правам другого, обеспечение свободы есть закон» (ст. 6) - формула, традиционная для идей Просвещения. Это: свобода печати, слова, собраний (ст.7). Право подавать петиции представителям государственной власти (ст. 32). Свобода совести (ст. 7); б) свобода заниматься каким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей (ст. 17). Запрещались рабство и все виды феодальной зависимости.

Право на безопасность рассматривалось как право на защиту государством личности каждого члена общества, его прав и его собственности (ст.8). В Декларации последовательно проводился принцип законности. Исключительное внимание уделялось праву собственности: никто не может быть лишен ни малейшей части собственности без его согласия, кроме случаев, когда этого требует установленная законом необходимость и лишь при условии справедливости и предварительного возмещения (ст. 19). Декларация дает определение собственности как права каждого гражданина пользоваться и распоряжаться по усмотрению своим имуществом, доходами, плодами труда и промысла (ст.16).

Согласно Декларации 1793 г. «общественная гарантия состоит в содействии всему, направленному на то, чтобы обеспечить каждому пользование его правами и охрану этих прав. Отсюда был сделан принципиально новый для французского конституционного права вывод: «Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть священнейшее право и неотложнейшая обязанность» (ст. 35). Новым было в декларации право коллективных петиций, «которое не может быть отменено, приостановлено или ограничено».

Декларация прямо говорит об обязанностях общества давать пропитание неимущим, приискивая им работу и обеспечивая средства существования нетрудоспособным; содействовать народному просвещению и сделать образование достоянием всех граждан.

Конституционный акт 1793 г.

Демократические принципы Декларации были конкретизированы в конституционном акте, устанавливавшем государственный строй. Представшая на утверждении первичных собраний избирателей Конституция 1793 г. была одобрена голосами 1800 тыс. человек (против 11 тыс.).

Между этими документами в отличие от конституционных документов 1798-1791 гг. не было принципиальных расхождений. В Конституции 1793 г. воплотились некоторые важные демократические принципы организации государства. Торжественно подтверждалось установление республики: «Французская Республика едина и неделима» (ст.1). Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, и как следствие этого устанавливалось всеобщее (о только мужское) избирательное право. Возможность избирать предоставлять всем гражданам, имеющим постоянное место жительства не менее шести месяцев (ст. 11). Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики (ст. 28).

Французское гражданство предоставлялось каждому родившемуся и имеющему место жительства во Франции. По достижении 21 года он допускался к осуществлению прав французского гражданина. Эти права мог получить также каждый иностранец по достижении 21 года, проживающий во Франции в течении одного года, живущий своим трудом, приобретший собственность или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение старика; наконец, каждый иностранец, имеющий, по мнению Законодательного корпуса, достаточные заслуги перед человечеством (ст. 4).

89.Конституционная хартия 1814г. во Франции

Конституционная хартия 1814г. во Франции.

После поражения империи во Францию под защитой штыков союзных армий вернулись дворяне-эмигранты. Была реставрирована монархия Бурбонов. Роялисты захватили командные позиции в государственном аппарате и армии и требовали восстановления дореволюционного абсолютизма. Однако даже им вскоре стало ясно, что восстановить прошлое в полной мере невозможно. Революция до основания разрушила устои старого порядка. Король Людовик XVIII (брат казненного короля Людовика XVI) был вынужден согласиться на введение конституционного правления. В 1814г. оно было оформлено Хартией. Хартия гарантировала неприкосновенность собственности: "Все виды собственности неприкосновенны. Закон не делает никакого различия между ними". Обеспечивались все обязательства государства по отношению к его кредиторам. В Хартии провозглашались, хотя и в весьма урезанном виде, некоторые политические свободы. Говорилось о равенстве всех перед законом, о личной свободе: "Никто не может быть подвергнут преследованию или задержанию иначе, как в предусмотренном законом случае и в предписанной форме". Впрочем, все это фактически осталось только на бумаге. В стране восстанавливалась легитимная конституционная монархия (легитимная монархия в данной ситуации понималась как монархия, где вновь правила "законная" династия Бурбонов). Причем прерогативы короля, особа которого объявлялась "священной и неприкосновенной", значительно расширились по сравнению с тем, что фиксировала конституция 1791 г. Королю вручалась вся полнота исполнительной власти. Он назначал на все должности в государственном аппарате, армии, полиции и суде. В области законодательства он имел право издания указов и законодательной инициативы. Законопроект, принятый парламентом, приобретал силу закона лишь после утверждения его королем. Законопроект, отвергнутый им, не мог быть представлен вторично в течение года той же сессии парламента. Парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты - депутатов. Королю принадлежало право пожалования титула пэра. Оно могло быть пожизненным или наследственным. Пэрами по праву рождения были члены королевской семьи и принцы крови. В выборах в палату депутатов имели право участвовать лица, достигшие 30-летнего возраста и платящие не менее 300 франков прямого налога. Избранными могли быть лица, достигшие 40 лет и уплачивающие не ниже 1000 франков прямых налогов. Имущественные и возрастные цензы отстраняли от участия в выборах значительную часть взрослого мужского населения страны. Из 31-миллионного населения право выбирать имели около 50 тысяч, а избранными могли быть не более 15 тысяч. Легитимная монархия в основном сохранила военно-бюрократический и судебный аппарат, созданный при Наполеоне. Восстановленная монархия Бурбонов вызывала острое недовольство в стране, которое усугублялось произволом и беззаконием крайне правых монархистов, не терявших надежды отобрать у крестьян земли, приобретенные ими в годы революции.