Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП Забабурова. Раннее Средневековье-2.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
2.28 Mб
Скачать

Модуль 4. Ирландские саги

ЦЕЛЬ: ознакомить студентов с основными памятниками ирландского эпоса.

Кельтские памятники письменности являются одними из древнейших в Европе. Их самобытность связана, в первую очередь, с историей этого народа. В VI-III тысячелетии до н.э. кельты занимали значительные территории современной Европы, затем в V-IV в.в. до н.э. их племена были частично ассимилированы другими народами, частично оттеснены на периферию. Кельтские национальные традиции сохранялись в Ирландии. Шотландии, Уэльсе и на севере Франции. Главным же очагом кельтского фольклора, мифологии и эпоса на протяжении веков оставалась Ирландия, которая до первых набегов скандинавов в конце VIII в. развивалась обособленно. Христианизация Ирландии, прошедшая в V в., принесла охране письменность, – но значительного влияния на традиции и нравы общества не оказала. В Ирландии сохранялся культ племенных богов, высок был и авторитет друидов, жрецов-заклинателей. У кельтов мы находим развитую мифологию, включающую космогонические и героические мотивы, которые отразились, в первую очередь, в сагах. Саги представляют собой прозаическое повествование, в котором присутствуют стихотворные вставки, иллюстрирующие особый эмоциональный подъем в тексте (например, плач Кухулина по умершему Фердиаду) или лирическое отступление от основного сюжета (например, рассказ Либан о сказочной стране в саге «Болезнь Кухулина»). Первые записи ирландских саг были сделаны монахами в VII-VIII в.в. Хранителями древней поэтической традиции были барды и филиды. Сфера знания филидов – предания о старине, тесно связанные с мифологическими представлениями, поэтические пророчества, создание песен о героях прошлого и настоящего. Барды разрабатывали лирическую поэзию, связанную с музыкой. Ирландский эпос, как ни один другой, сохранил черты древнего общества: пережитки матриархата и группового брака, обычай усыновления и кровной мести, культ – природных сил и духов, древние келыты – мореплаватели и скотоводы, земледельцы и охотники, среди их племен шла постоянная борьба за плодородные земли. Отсюда и постоянные сюжеты саг: похищение скота и месть за нанесенное оскорбление, плавание в далекие сказочные страны, охота на диковинного зверя и т.д.

Ирландские саги традиционно разделяются на героические, исторические и фантастические.

Исторические, в том виде, в котором они изложены в «Книге Захватов Ирландии» призваны объяснись становление священного устройства Ирландии с ее делением на пять королевств, системой празднеств и священных мест.

В фантастических сагах самыми распространенными являются сюжеты о чудесных плаваниях в страну блаженства, страну вечной юности (например, «Плавание Брана», «Приключения-Кормака в обетованной стране», «Плавание Майн-Дуйна» и др.), а также о любви смертного и феи-сиды (например, «Любовь к Этайн», «Смерть Муйрхербаха»). Заметим, что ирландцы были смелыми мореплавателями, и есть сведения о том, что еще до скандинавов они достигли берегов Америки.

Среди героических саг выделяется древнейший и основной цикл ирландского эпоса – уладский. Расселению древнего племен ладов соответствием исторический Ольстер. Главным героем уладов и всего ирландского эпоса является Кухулин, живший, согласно хронике, в I в. н.э. Героика образа Кухулина выражает своеобразие ирландского эпоса. С одной стороны, в его образе есть черты архаического демонизма (у него по семь пальцев на руке, несколько зрачков, во время боя он искажается внешне и т.д.), с другой – он глубоко человечен и, фактически, выражает этический идеал древних кельтов: он красив и мудр, добр, благороден, великодушен.

Он способен на сильные и глубокие чувства в любви и дружбе и, наконец, он – подлинный защитник своего народа. Образ Кухулина трагичен: ему, сыну бога и смертной женщины, уготовлена, подобно Ахиллу, короткая, но яркая и героическая судьба. Это отчетливо просматривается в саге о его смерти. В уладском цикле наблюдается большое разнообразие женских образов, по сравнению, например, с греческим эпосом, что свидетельствует о значительной роли женщины в древнем ирландском обществе. Так, племя уладов несет на себе проклятие за оскорбление женщины, гордая красавица Дейрдре предпочитает любви короля собственный выбор и платит за это смертью. Значительную роль играют женщины и в судьбе Кухулина: его женой становится прекрасная и рассудительная Эмер, волшебницы-воительницы обучают его военной доблести, любовь к фее-сиде Фанд заставляет его отправиться в сказочную страну, и, наконец, гибель героя происходил из-за того, что он не может отказать просьбе женщин о защите.

Кроме саг о Кухулине уладский цикл рассказывает о короле Конхобаре, о событиях, сыгравших важную роль в жизни народа (например, «Недуг уладов», «изгнание сыновей Уснеха» и др.). Вторым по значению является цикл Финна, сложившийся на юге Ирландии.

Ниже приводятся саги, которые последовательно воспроизводят биографию Кухулина. Особняком стоит лишь первая сага «Изгнание сыновей Уснеха». История рождения и судьбы Дейрдре, а также ее любви к Найси принадлежит к традиции кельтских сказаний о «любви сильнее смерти», напоминающих более поздний знаменитый сюжет о Тристане и Изольде.

Сага «Недуг уладов» ставит своей задачей объяснить происхождение имени Эмайн, столицы уладов. О глубокой ее древности свидетельствует еще в большей степени, чем отсутствие в ней Кухулина, второй мотив – странный недуг уладов, который является отражением древнего магического обряда. По своему сюжету, лишенному героического элементу (перед нами рассказ о любви неземной женщины к смертному, которая может длиться до тех пор, пока он хранит тайну этой любви), сага могла быть включена в состав фантастических, однако она играет особую роль именно в уладском цикле, объясняя бессилие воинов Эмайн-Махи и подвиги Кухулина, на которого не распространяется недуг уладов и который вынужден в одиночестве защищать свою страну от врагов.

Группа сказаний о Кухулине открывается сагой о его рождении. В ней можно выделить искусственное слияние нескольких мотивов:

1. Отец Кухулина – бог света Луг, покровитель искусств и ремесел (отсюда и распространенный его эпитет – «искусная рука» или «бог с длинной рукой»), вошедший в Дехтире в виде насекомого с глотком воды (довольно распространенный мотив в сказаниях о «чудесных зачатиях»). Отметим, что эта версия является наиболее распространенной и объясняет необычность как внешнего облика героя (например, его «чудесное искажение» во время битвы), так и его силу, мудрость и др. черты характера.

2. Некий бог, им мог быть и Луг, похитил Дехтире, а затем со своими помощниками, приняв облик принца, заманил Конхобара в свой призрачный дом к моменту рождения ребенка. Рожающая женщина – Дехтире, а младенец – Кухулин.

3. Кухулин – сын Дехтире от улада Суалтама, а Луг – его «духовный отец» и покровитель. Данная версия, вероятно, является самой поздней.

4. Кухулин – сын Дехтире и Конхобара, брата и сестры, вступивших в брак. Древнейший мотив подобного брака можно обнаружить во всех мифологиях (например, Зевс и Гера, Осирис и Исида).

Сага «Сватовство к Эмер» служит ключом к пониманию многих событий из жизни Кухулина (например, боя между ним и Фердиадом). Ее тема значительно шире названия. Наряду со знакомством и сватовством к Эмер она повествует о подвигах героя, а также о его воинском обучении у волшебниц Скатах, Уатах и Айфе, в образах которых можно увидеть след матриархата. «Похищение быка из Куальнге» – центральное произведение уладского цикла, которое часто называют «ирландской «Илиадой». Серия героических сказаний о Кухулине, совершенных им величайших подвигах и перенесенных испытаниях оформилась в национальный эпос, подчиненный главной идее защите родной земли. В основе сюжета лежит мифологический мотив похищения священного животного, характерный для ирландских саг (например, «Похищение коров Дартады», «Похищение стад Фроэха»). В саге рассказывается, как королева Медб и король Айлиль, давние враги уладов, решив добыть чудесного быка, находящегося во владениях улада Дайре, собирают для военного похода войска четырех королевств Ирландии. Их единственный противник – могучий Кухулин в котором сосредоточены мужество и героизм его народа, т.к. только он один, сын бога, не поражен болезнью уладов и может защитить рубежи своего края. В композиции саги отсутствует цельность и последовательность; она распадается на ряд мелких эпизодов, позволяющих показать один за другим подвиги – поединки Кухулина, главный из которых – бой с Фердиадом. Эта сцена – кульминационный момент саги, и особый трагизм обусловлен тем, что Кухулин и Фердиад – побратимы, не питающие друг к другу никакой вражды, вынуждены вести смертельный бой. После смерти Фердиада Кухулин лишается чувств – так сага подчеркивает глубину переживания героя. Ниже приводится именно эта часть саги, которая, по единодушному мнению исследователей, существовала как самостоятельное повествование. Вскоре после поединка героев проходит срок магической болезни уладов, и они вступают в бой. Коричневый бык из Куальнге убивает своего соперника – белоногого быка – и мчится по земле королевы Медб, неся ужас и разрушения, пока не разбивается о холм. Война прекращается, враждебные стороны договариваются о мире, а победившие улады захватывают богатую добычу. Сага «Болезнь Кухулина» обогащает биографию героя двумя важными мотивами: мотивом страстной любви Кухулина и сиды Фанд и путешествием в сказочную страну, куда его приглашают сиды, Кухулин и здесь выступает в привычной роли благородного защитника – он бьется с бессмертными и побеждает их.

Одна из самых прекрасных саг о Кухулине – сага о его смерти. На первый взгляд, герой становится жертвой своего благородства и нарушения зароков, т.к. не может отказать в помощи женщинам, не выполнить законов гостеприимства, но, фактически, он исполняет свой долг, жертвуя собой ради своей родины. После его смерти другой уладский герой – Конал Победоносный – мстит за убийство друга. А женщины уладов видят дух Кухулина, парящего в воздухе со словами: «О Эмайн-Маха! О Эмайн-Маха! Великое, величайшее сокровище!»