Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Игровая терапия.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
1.57 Mб
Скачать

Структура личности

Знания ребенка, его интеллектуальный багаж или какая-то «важная» информация, которой располагает терапевт, не имеет, решающего значений для разбития личности; что чувствует ребенок по отношению к своему Я – вот что важно для организации поведения. Каждый ребенок обладает видением собственного Я; мир, являющийся реальностью для ребенка, и его Я – вот что составляет основу его функционирования как личности в его повседневных переживаниях. Этот взгляд на самостоятельность ребенка и его безграничные возможности является основой теории структуры личности, на которой базируется подход к игровой терапии, центрированной на ребенке. Эти принципы позволяют понять сложные переплетения верований, мотивов и установок терапевта, формирующих стиль подхода к детям, В этой точке существует тенденция продолжать писать о детях и о том, каким замечательно свежим и волнующим является их стремление к творческому проживанию жизни, однако все же необходимо поразмышлять и над теорией. Понимание системы теоретических конструктов личности, приверженность к такой системе делают содержательным подход терапевта к детям, и повышает сензитивность терапевта к внутреннему миру ребенка. Сейчас, пытаясь сформулировать свои мысли, я вдруг обратил внимание на то, что меня, окружают побеги фасоли в разных стадиях роста – сыну в школе задали провести опыт. Он поливает эти растения: и некоторые из них ежедневно выставляет на солнце. Они выглядят здоровыми, у них темно-зеленые листья, а некоторые уже дали, маленькие стручки. Эти растения проявили естественное стремление к росту и зрелости. Мой сын – ничего не делал специально, чтобы, заставить их расти. Он только создал условия, благоприятные для роста. А рост осуществляли сами растения. Аналогичное стремление к росту и созреванию обнаруживают и человеческие существа. Две другие группы растений выращивались в темных чуланах: одна – при красном, другая – при синем свете. Разница в развитии этих растений и тех, что росли на солнце, разительна. Обе группы растений, выращенных в темноте, оказались высокими, с малым, количеством небольших зеленых листьев и без стручков. Так же, как растению для здорового роста нужны вода, солнце и плодородная почва, детям для нормального развития нужно безусловное принятие самого себя и принятие себя другими, право выбора, возможность развития ответственности за самого себя и дозволенности быть самим собой. Динамика внутреннего, роста происходит в свете этих переживаний, которые и составляют часть самовосприятия ребенка.

Теория структуры личности, центрированная на ребенке, основывается на трех понятиях: 1) личность, 2) феноменальное поле и 3) самость (Роджерс, 1951). Личность – это все, что есть ребенок: мысли, поведение, чувства и физическое бытие. Феноменальное поле – это весь опыт ребенка, независимо от того, существует ли он на сознательном или бессознательном уровне, внутри или вне его. Все, что ребенок отмечает как имеющее место – для него является реальностью. Самость – это совокупность восприятий ребенком самого себя.

Базовое, предположение состоит в том, что каждый ребенок «существует в непрерывно меняющемся мире опыта, в котором он является центром» (Роджерс, 1951). Поскольку ребенок должен функционировать в этом меняющемся мире опыта, он делает это как организованное целое, иными словами, изменения в любой из его сфер приводят к изменениям в любой другой сфере. Таким образом, происходит непрерывное динамическое интраперсональное взаимодействие, в котором ребенок как целостная система стремится к реализации своего Я. Этот активный процесс направлен на то, чтобы стать более позитивно функционирующей личностью, на совершенствование, независимость, созревание и развитие себя как личности. Поведение ребенка в этом процессе направляется с определенной целью – удовлетворить собственные потребности, возникающие в феноменальном поле, и составляющие для этого ребенка реальность. Следовательно, личностные потребности влияют на восприятие реальности у ребенка. Тогда, если мы хотим понять ребенка, мы должны понять его восприятие реальности. Поэтому терапевту следует стремиться к безоценочному взгляду на поведение ребенка и много, работать над тем, чтобы понять внутреннюю систему понятий ребенка. Терапевт должен понять феноменальный мир ребенка, если он хочет добиться взаимодействия.

Постоянно изменяющееся взаимодействие личности ребенка – его мыслей, актов поведения, чувств и физического существования – с окружающей средой ведут к тому, что взгляды ребенка, его установки и мышление постоянно меняются. Это чрезвычайно важно для терапевта, который видит ребенка, возможно, только раз в неделю. На этой неделе ребенок уже в чем-то иной, и терапевт должен, так сказать, «попасть в ногу». На одни и те же события ребенок может реагировать сегодня совершенно иначе, чем он реагировал на прошлой неделе, поскольку внутренний мир ребенка меняется. Жизнь представляет собой непрерывный процесс личностных динамических переживаний, и у детей постоянно, происходит внутренняя реорганизация мыслей, чувств и установок. Поэтому переживания, встречавшиеся в прошлом, не проживаются снова и снова с той же интенсивностью. Следовательно, терапевту нет необходимости обращать ребенка к прошлому опыту, потому что с тех пор малыш уже подрос, и события из прошлого уже не действуют на него так, как они, действовали прежде. Поэтому терапевт позволяет ребенку самому прокладывать путь, уносить с собой опыт, приобретаемый в игровой комнате.

Третьим центральным понятием центрированной на ребенке теории структуры личности является «самость». Посредством взаимодействий с другими людьми и окружающей обстановкой и на основе общего феноменального поля, ребенок, еще будучи младенцем, постепенно начинает воспринимать определенную часть этих переживании как собственное Я. Согласно Паттерсон (Patterson, 1974), ребенок может стать личностью и развить собственное Я только во взаимодействии с другими людьми. Собственное Я ребенка растет и изменяется в результате непрерывного взаимодействия в феноменальном поле. Роджерс (Rogers, I951), описывает структуру самости как «организованную конфигурацию восприятии самости, которые доступны осознанию. Она состоит из таких элементов, как восприятие собственных черт и способностей, восприятие и понимание себя в отношениях с другими людьми и с окружающей обстановкой; ценностные качества, наблюдаемые в связи с переживаниями и объектами; а также цели и идеалы, относительно которых была установлена их положительная или отрицательная валентность. Она является, таким образом, существующей; в сознании организованной картиной собственного Я и Я в системе отношений, вкупе с положительными или отрицательными ценностями, которые связаны с этими качествами и отношениями – такими, как они наблюдались в прошлом, настоящем или будущем» (стр. 502).

Осознание собственного Я привносит потребность, в позитивной оценке со стороны других. Эта потребность в позитивной оценке направлена в обе стороны: коль скоро индивид удовлетворяет потребность другого человека в положительной оценке, он тем самым восполняет собственную аналогичную потребность. Удовлетворение или фрустрация потребности в позитивной оценке в сочетании с собственным, опытом способствует развитию потребности в самооценке. Это «чувство самооценки» становится всепроницающим конструктом, влияющим на поведение организма в целом и живущим собственной жизнью независимо от реального опыта оценки со стороны других». (Meador, and Rogers, 1989, стр. 154). Суммируя основные положения, касающиеся личности, можно сказать, что ребенок рассматривается как существо, которое:

может наилучшим образом очертить собственную реальность;

ведёт себя: как организованное целое;

желает; усилить собственное Я;

видит свою цель в удовлетворении возникающих потребностей;

в своем поведении подчиняет рациональное начало чувствам;

умеет отлично понимать собственное Я;

заинтересовано в построений позитивной Я-концепции;

ведет себя в соответствии с имеющейся Я-концепцией;

не признает поведения, противоречащего его внутренней сущности;

продуцирует психологическую свободу или напряженность путем принятия или недопущения, определенного опыта в структуру Я-концепции;

отвечает на угрозу ожесточением собственного поведения;

может допускать в сознание переживания, несоответствующие Я-концепции, если Я-концепция свободна от угрозы;

лучше понимает других, если обладает развитой Я-концепцией;

движется от ценностей, разрушающих его Я, к ценностям созидающим;

вырабатывающее систему ценностей;

осознанно откосится к собственному Я (Boy and Pine, 1982, стр.1.7).