Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
тычко шпорыы.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
03.08.2019
Размер:
413.18 Кб
Скачать
  1. Прызначэнне мастацтва. Элітарная і антыэлітарная канцэпцыі.

Искусство имеет самое прямое отношение к миру ценностей, эстетических и иных. По словам Н. Гартмана, известного немецкого философа XX в., "тайна всякого великого искусства" является "надэстетической". Начиная разговор о назначении искусства, мы обратимся к одной из важнейших для гуманитариев категорий - к понятию ценности.

Функционирование литературы отмечено резкой диспропорцией между тем, что создано и накоплено, осуществлено и достигнуто в сфере словесного искусства, и тем, что может быть сколько-нибудь полно воспринято и понято широкими кругами читающей публики. Разнородность, художественных интересов и вкусов общества породили две концепции искусства и литературы: элитарную и антиэлитарную.

Элитами называют, во-первых, общественные группы, с достаточной полнотой приобщенные к определенной области культуры (научной, философской, художественной, технической, государственной) и активно в ней действующие. Во-вторых, социальное явление, в основном негативное. Это – надменная изолированность представителей привилегированных групп, их отчужденность от жизни общества и народа. Поборники элитарной концепции утверждают, что художественное творчество предназначено для узкого круга знатоков. Такому пониманию искусства отдали дань романтики, в частности иенская школа в Германии. Подобным представлениям отдали дань Вагнер, Шопенгауэр и, в частности, Ницше. В XX в. элитарные (можно сказать - "гениоцентрические") концепции искусства бытуют весьма широко. По словам 0ртеги-и-Гассета, искусство "предназначено только очень немногочисленной категории людей"; упрочивающееся ныне искусство, за которым будущее, - это "искусство для художников, а не для масс, "искусство касты, а не демоса". Такого рода воззрения неоднократно подвергались суровой критике как в XIХ, так и в XX столетиях. Так, в одном из писем (1946) Т. Манн утверждал, что элитарно-замкнутое искусство его эпохи со временем попадет в ситуацию "предсмертного одиночества".

Антиэлитарная концепция, а именно: резкое и безусловное отвержение художественных произведений, которые не могут быть восприняты и усвоены широкой публикой. Скептически отзывался об «ученом» искусстве Руссо. Подлинное, высокое искусство (художественная классика и все, что ей сродни) находится вне данной антитезы, не подчиняется ей, ее преодолевает и отрицает. Оно далеко не всегда становится достоянием широкой публики, но так или иначе устремлено к контактам с нею; оно нередко возникает и упрочивается в малых, узких общественных группах (вспомним «Арзамас» в пору молодости Пушкина), но позже оказывается достоянием больших сообществ.

Границы между элитарной «замкнутостью» искусства и его общедоступностью (популярностью, массовостью) являются подвижными и колеблющимися: то, что недоступно широкой публике сегодня, нередко оказывается внятным ей и высоко ею ценимым завтра.

  1. Упл. Асаб. Біягр. На тв. Лёс мастака. М. І грам. – прабл. Ўзаемаадн.

Основное место в лирике Ахматовой занимает любовная тема. В феврале 1916 года в Царском Селе Ахматова встретила художника Бориса Анрепа, знавшего об Ахматовой по письмам своегоблизкого друга Николая Недоброво. Анреп, живший в Париже и Лондоне, вернулся на родину, чтобы участвовать в войне. Подробности встреч и расставаний с Анрепом проступают в ее стихах. Большая часть "Белой стаи" посвящена ему, а одно стихотворение - "Песенка" - акростих с его именем.

Любовь Ахматовой к Анрепу и невозможность дарить этим же чувством Недоброво, милого драгоценного друга, неизменно вызывали горечь и ощущение вины, что вылилось в одно из самых прекрасных и безжалостных ее стихотворений «Есть в близости людей заветная черта…»

Ещё одно увлечение Ахматовой – Владимир Шилейко, поэт. Но Шилейко нужна была жена, а не поэтесса, и он сжигал ее рукописи в самоваре. С самого начала свое чувство к нему она описывала далеко не в радужных красках. В стихотворении 1917 года она говорила: «Но любовь твоя, о друг суровый, Испытание железом и огнем…»

Тема России в творчестве Ахматовой. Ни у кого не вызывает сомнение, что события той грозной эпохи, в которой жила и творила Ахматова, нашли отражение в ее творчестве. Решение Ахматовой остаться в России, вопреки уговорам друзей, стало для нее важной жизненной вехой. Постепенно она утвердилась в сознании, что она и ее многострадальная страна мистически неразрывно связаны. Другим открыта дорога, но не ей. Ее решение не уезжать, впервые высказанное уже в 1917 году в стихотворении "Когда в тоске самоубийства...", получило подтверждение в 1921 году. Тот, кто зовет ее покинуть родину, воспринимается ею как изменник ("Нам встречи нет…"). Ее чувства к эмиграции выражены предельно ясно: «Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам».

Сейчас можно было бы найти в стихотворениях "Anno Domini" отражение некоторых внешних событий того времени, но в 1923 году для читателя в Париже или Берлине решение Ахматовой не покидать своей страны представлялось скорее добровольным мученичеством, чем источником силы, возникающей от сознания того, что и у нее есть свое предназначение в хаосе, страданиях и возрождении России.

После "Anno Domini" новые стихи Ахматовой стали появляться в печати все реже и реже. Жила она в этот период в самых разных домах. Болезненно и трудно происходит примирение со своей судьбой. Стихотворение 1925 года звучит чуть ли не ироническим перепевом "Музы".

ХУДОЖНИК И ОБЩЕСТВО. С одной стороны художник является порождением социума, но с другой – прослеживаются некоторые проблемы их взаимодействия. Художник - креативная личность, обладающая от природы способностью создавать произведения искусства. Социум – совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.

Рассматривая взаимодействия художника и социума можно проследить несколько моментов: несомненно, художник является представителем общества, его частью; кроме того общество не может существовать без искусства, так как оно отражает ценности общества; также нельзя не отметить что искусство удовлетворяет эстетические потребности общества. При всем этом существует парадокс: художник сознательно отделяет себя от общества и подчеркивает, то что не может просто войти в ряды социума как обычный человек, но при этом полностью отделить себя от общества тоже не может поскольку является его неотъемлемой частью и черпает стимулы для творчества, темы и формы выражения из общества. Традиционно художник и общество являются оппозиционерами и существуют по разные стороны баррикад. Художник сознательно подчеркивает свою индивидуальность, несхожесть с остальными, и выбирает отстраненность и одиночество.

Часто художник избегает общество: 1. из-за новизны видения мира, его оценки и воплощения 2. из-за того, что сознание художника не сопоставимо с обыденным сознанием, распространенным в обществе ; 3. так как художник часто приходит в мир сломать существующие общественные и художественные стереотипы.

Из всего этого следует закономерность: чем значительнее художник, тем больше его противостояние обществу. Однако художник одновременно нуждается в одиночестве и признании.

  1. Вык-е дак., рэальн. факта, лаканізм, філас. як прык. нов. часу

ДОКУМЕНТ, РЕАЛЬНЫЙ ФАКТ. В произведениях современных писателей (как отечественных, так и зарубежных) прослеживается неподдельный интерес к событиям военной истории, к документам. Обсуждение понятия “документальность” указывает на актуальность темы, на высокий интерес к проблеме достоверного изображения событий в художественной литературе.

Художественно-документальная проза специфична своей дуалистической природой. С одной стороны, фактологическая база: следование документу, факту; с другой - художественно-изобразительные средства, приёмы собственно художественной литературы природы.

Типы документов, включенных в повествование и в конечном итоге определяющие стиль документально-художественной и художественно-документальной прозы: информационные сообщения, исторические справки, прямые репортажи, оригиналы документов, разного рода личные свидетельства и т.п.

Выделяются способы передачи документального содержания в современной военной прозе: введение в тексты произведений непосредственных (неимитирующих) документальных сведений; введение в тексты произведений опосредованных документальных сведений (ссылка на чужие письма, дневники, мемуары); построение художественного произведения на автобиографической и мемуарной основе (документальное начало - личные воспоминания); стилистическое обрамление диалогов; детализация описываемого пространства.

Документальными современными романами можно назвать роман Пикуля “Площадь павших борцов” и роман В. Николаева “Живый в помощи”. Так, оба автора дают представление о фактах военной истории России, но затрагивают разные эпохи (Роман В. Пикуля о защите Сталинграда периода Великой отечественной войны, а роман В. Николаева - о войне в Афганистане 80-х -90-х г.г. XX века).

Документальное начало в романе В.Н. Николаева основывается не столько на архивных исследованиях, сколько на фактах биографии писателя. Главный герой, которым является сам автор-повествователь, вспоминает о пережитом, начиная с 1979 года, когда он был еще юным курсантом военного училища, и в последующие годы афганской войны. Уже тот факт, что Николаев оставляет герою свое имя, не изменяет его на какое-либо другое, подсознательно вселяет в нас уверенность в том, что мы узнаем правду со страниц книги.

В книге нет выдуманных персонажей и вымышленных событий, ибо автор писал о собственной жизни, о людях, с которыми столкнула его судьба.

Валентин Саввич Пикуль осмысливает традицию в изображении военных событий, в работе над произведением (исследование архивов, писем,интервью и др.).

ЛАКОНИЗМ.-изложение мыслей с использованием наименьшего количества слов. Для того чтобы излагать кратко, необходимо отделять главное от второстепенного, концентрировать изложение на контексте, убирать из текста нагромождение лишних слов.

В манере лаконизма пишет Анатолий Гаврилов, современный писатель. Произведения - “В преддверии новой жизни”, “К приезду Н: Рассказы”, “Берлинская флейта” и т.д. Когда читаешь Гаврилова, кажется, что в тексте нет не то что лишнего слова, но даже слога. Гаврилов – чуть ли не единственный современный русский прозаик, который может себе позволить обильно использовать фразы, состоящие из одного слова, и это выглядит не нарочито или нелепо, а естественно и гармонично. Удельный вес гавриловского слова огромен. Его лучшие тексты напоминают миниатюрные предметы, сделанные из какого-то сверхтяжелого металла. Хармс говорил: “стихотворение должно быть таким, что если его кинуть в окно, то стекло разобьется”. Гаврилов в своей прозе в значительной мере приблизился к этому недостижимому идеалу.

ФИЛОСОФИЧНОСТЬ. Новый философский роман возникает на стыке науки и литры. Пример - Дмитрий Галковский «Бесконечный тупик». Роман «Бесконечный тупик» (1988) имеет небольшой по объему исходный текст (гипертекст), написанный в течение 1984—1985 гг., и основной текст, который состоит из 949 примечаний к первоначальному тексту.

«Структура «Бесконечного тупика» достаточно сложна. Большинство «примечаний» являются комментариями к другим «примечаниям», то есть представляют собой «примечания к примечаниям», «примечания к примечаниям примечаний» и т.д.»,- пишет автор в предисловии.

Смысл названия – «Русская история бесцельна… - это тупик. Русская история бесцельна – это бесконечность. Всякая культура конечна. Но русская культура будет существовать… всегда… Она будет погибать и возрождаться как феникс».

Цель романа – самопознание и познание России, ее культуры на основе книг Розанова. По прочтении «Бесконечного тупика» складывается мнение о писателе, как человеке высокообразованном, философе милостью божьей, избравшем для самовыражения литературную форму, как единственно возможную, по его словам, для русского мышления.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]