Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
01 - Кун ИФК.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
09.07.2019
Размер:
868.86 Кб
Скачать

2.1.2. Древний Египет

С опозданием примерно на полтысячи лет в долине Нила развернулся такой же процесс развития, как в Месопотамии. В конце IV тысячелетия до н. э. в местах обитания крупных племен Северного и Южного Египта образовалось несколько относительно небольших центров политической власти. По преданию -— примерно в 3000 г. до н. э. — мифический царь Менес основал первую единую империю. Наиболее древний из известных рельефов на спортивную тематику изображает победу Джосера (2778—2723 гг. до н. э.) в культовом состязании по бегу. Бег древнеегипетского царя-бога со всей очевидностью объясняется теми же мотивами, что и испытания героев греческой мифологии и современных вождей отдельных африканских племен, в ходе которых кандидаты физическими достижениями подтверждают, что они достойны быть избранными.

Ашшурбанипач охотится на львов (из книги А. Парро «Ашшур»)

Позднее испытания в беге при избрании царя-бога были вытеснены борьбой, лучше выражающей превосходство в силе и ловкости, приемы которой напоминают современную вольную борьбу, акробатики и охоты на стене гробницы Фиоххотена в Саккаре (середина III тысячелетия до н. э.). Наиболее ранний памятник, связанный с этой борьбой, — изображение серии движений, извлеченное из гробницы Фиоххотена (середина III тысяче­летия до н. э.) в Саккаре Оно свидетельствует о владении фараоном техникой борьбы и его боевом настрое. Требование, чтобы властители обладали всесторонней физической подготовкой, соответствовало сущности примитивного классового государства Древнего Египта, в котором фараоны, будучи царями-богами, обладали почти безграничной централизованной властью. В то же время на других изображениях заметны черты, характерные для физической культуры Месопотамии. А именно признаки процесса, в результате которого в период правления V—VI династий господствующие классы уже присвоили себе военную подготовку, способствовавшие культу власти охоту, борьбу, фехтование на палицах и ритуальные танцы.

Заслуживает внимания то обстоятельство, что в изображениях танцующих фигур было бы напрасно искать мотивы нежности и чувственности. Фигуры женщин столь же плоски и сухопары, сколь и мужские. Движения рук, похожие на те, которые делаются, при гребле, «мосты», упражнения с переворотами на руках по нынешним понятиям ближе к гимнастике, нежели к танцу. Все это свидетельствует о том, что разграничение полов в период Древнего царства было еще не.столь резким, каким оно стало позднее.'

По мере всеобщего распространения рабовладельчества в области социальной роли и структуры физической культуры также происходил важный процесс перестройки. Магический обряд оттеснялся на задний план, все большее значение приобретал эстетический аспект публичного зрелища Фараоны Среднего царства (2040—1730 гг. до н.. э.) стремились создать социальный слой и одновременно новую базу власти из торговцев, ремесленников, мелких чиновников и военных. Эта политика вызвала значительные изменения в образе жизни, мировосприятии, что в конечном счете привело и расширению базы физической культуры. В результате различных реформ образования физическое воспитание, первоначально распространения: только в семьях родовой знати, стало практиковаться и в заседаниях, готовивших чиновников и жрецов. Образовались также училища для подготовки и отбора храмовых танцовщиц для мистерий Изиса — Озириса — Гороса О большой популярности физических упражнений свидетельствует то обстоятельство, что в книгах правил приема гостей, писанных для привилегированных кругов, специальные главы посвящались указаниям о развлечения гостей акробатическими и танцевальными упражнениями.

Изображение борьбы, бега, игры в салки, акробатики и охоты на стеке гробницы Фи оххотена в Саккаре (середина III тысячелетия до н. э.)

К периоду Среднего царства относятся и самые древние надписи, содер­жащие обстоятельное описание парных игр с мячом. Заслуживает внимания, что различные рельефы, рисунки и скульптурные фигуры изображают: только бросающих мяч или бьющих по нему 'игроков — в основном в женских одеждах, — которые никогда не борются за мяч. На этом основаны: можно сделать вывод, что физической культуре Древнего Египта были не известны командные игры. С другой стороны, это свидетельствует о том, что в играх с мячом, которые культивировались для эстетического воспитания и веселого времяпрепровождения женщин из господствующих слоев общества, цель действия не была связана с качественными критериями результата (в широком смысле этого слова). Аналогичная ситуация была характерна и для танцев. Как сопутствующее явление этого процесса появились и рабы, профессионально развлекающие зрителей эффектной ловкостью своих движений. Аргумент очень авторитетного специалиста по египетским играм А. Видеманна, согласно которому «игроками в мяч и гимнастами могли быть только рабы, поскольку восточный человек никогда не любил двигаться, предпочитая этому созерцание движения», делает маловероятным изображения одежд игроков и танцоров, а также ту широкую общественную активность, с которой относились к физической культуре восточные народы древнего мира11.

Изображение древнеегипетских парных игр с мячом. Фигуры э женских одеждах изображают бросающих мяч.

Физическая культура наступившего после свержения господства гиксо-сов периода Нового и Позднего царства (1562—332 гг. до н. э.) с самого начала стала обогащаться новыми чертами. На созданных при правлении Аменхотепа II (1447—1420 гг. до н. э.) знаменитых изображениях сфинксов впечатлены уже соревнования гребцов и воины, бегущие за колесницами. В соревновательном характере этих действий можно судить по тому, что скульптор показал фигуры бегунов в виде беспорядочной толпы, а не фронтально, как мы наблюдаем на барельефах, изображающих строй воинов. В период правления наследников этого фараона появились первые документы, свидетельствующие о распространении состязаний лучников и кулачных бойцов. На храмовых празднествах Рамзеса II (1290—1223 гг. до н. э.) стали уже проводиться соревнования по борьбе и фехтованию на палицах с представителями Нубии, Ливии и других народов, которыми в соответствии с установленными правилами руководили судьи. Все чаще увековечивались бои на лодках, отражающие борьбу за дающую жизнь воду, но затем превратившеся в традиционные зрелищные состязания. В ходе таких баталий — в отличие от позднейших лодочных турниров в Западной Европе — состязающиеся, вооруженные длинными шестами, стремились не только столкнуть друг друга в воду, но также потопить судно противника. После завоевания Египта Персидским царем Камбюзесом II (529—522 гг. до н. э.) здесь также стало распространяться конное поло. Однако и персидское владычество не внесло кардинальных перемен в сам строй, театрализованные каноны физической культуры египтян.

В рамках данной монографии невозможно в деталях проследить все моменты физической культуры. Древнего Египта. Однако хвалебные строю из воспоминаний Платона о посещении Египта относительно искусства борьбы, физического воспитания в школах являются прямым свидетельством того, что даже в IV веке до н. э. не произошло того перелома, о котором особым пристрастием упоминают позднейшие хроники.

О своеобразном процессе развития физической культуры свидетельствуют характерные рельефы различных эпох, надгробные камни, настенные изображения в гробницах фараонов и предметы, помещенные рядом мумиями. Изображенные на надгробных памятниках в Саккаре и Бени-Гас-сане играющие в мяч, выполняющие групповые упражнения, делающие «мостик», танцующие девушки, фигуры борцов, охотников, пловцов и фехто­вальщиков в различных фазах выполнения приемов с точки зрения современного человека выглядят как настоящие наглядные пособия. На их основании, разумеется, еще нельзя сделать выводы о том, что древние египтяне достигли уровня гармонического духовного и физического воспитания в классическом греческом смысле, хотя среди государств Древнего Востока именно здесь обращали наибольшее внимание на физическое воспитание женщин из господствующих классов.

Бой на палицах египтянина и негра. Справа изображен судья со­ревнований (Мединет Хабу, конец II века до н. э.)

В то же время жесткая социальная иерархия и жрецы, строго хранившие традицию, делали невозможным создание стадионов, расположенных обосо­бленно от мест совершения религиозных обрядов, а также систем периодически проводимых соревнований, выпадающих из религиозного ритуала. Во время поединков, которые можно назвать ранними предтечами международных соревнований, определяющее значение имело не сопоставление степени владения спортивной техникой, спортивных достижений. Подобные встречи организовывали прежде всего для того, чтобы показать перед посланцам! окружающих народов власть фараона, воплощенную в победе египтянина, которая была заранее предрешена, продемонстрировать устрашающее превосходство воинов фараона. В отличие от других областей жизни состязания на палицах, борьба и лодочные сражения не носили кастового характера, но в то же время представители привилегированных сословий получали преимущества в соответствии со своим социальным положением. Так, при фехтовании на палицах они получали более длинную палку, в лодочных баталиях — более острые шесты, а при борьбе имели право применять больше приемов и, очевидно, имели возможность освоить больше приемов, нежели их менее знатные партнеры. Египтяне жестко ограничивали себя от обычаев остальных народов. Этим можно объяснить тот факт, что среди памятников физической культуры Древнего Египта почти не встречается следов соревнований на боевых колесницах, игры в пешее и конное поло, получивших распространение почти у всех народов древнего мира. Их отрицательное отношение к этим соревнованиям и одновременно специфический для Древнего Востока подход к оценке результатов отражены в записях, связанных с приемом олимпийских послов из Греции.

Перестройка своеобразной системы канонов древнеегипетской физиче­ской культуры произошла под влиянием эллинизма, распространившегося здесь после завоевания страны Александром Македонским (332 г. до н. э.). Временный расцвет эллинистической культуры был сведен на нет христианской церковью, а затем арабским владычеством, укреплявшимся с 641 г. н. э.

Самое древнее из всех известных изображений йоги на пластине, изготовленной в III тысячелетии н. э. Бычьи рога — символ весеннего солнцестояния — свидетельствуют о магическом предназначении пластины