Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тайны подземной Москвы.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
2.6 Mб
Скачать

Храм Христа Спасителя

В последние годы не раз появлялись публикации, посвященные подземелью, существовавшему под храмом Христа Спасителя21. Первая статья была написана А. Ф. Ивановым22, побывавшим в подземелье летом 1933 года со своим другом Б. Н. Коноплевым. Есть в этом повествовании потайная дверь, ведущая в подземные средневековые лабиринты, завалы и груды человеческих костей на пути исследователей и, наконец, скелет, прикованный в нише. Спелеологи-любители нашли подземные ходы, идущие, как они предполагали, к Кремлю и к Ваганьковскому холму. В журнале «Наука и жизнь», опубликовавшем статью Иванова, приводится красочная схема подземных ходов. По этим ходам, пишет Иванов, шел когда-то дьяк Макарьев, увидавший в подземельях сундуки с книгами библиотеки Ивана Грозного.

Пожалуй, эта статья не привлекла бы внимания автора книги - мало ли сочиняют сказок о подземной Москве, но воспоминания А. Ф. Иванова принялись пересказывать писатели и журналисты. И если Н. А. Шестакова23, говоря о тайных ходах из-под храма Христа Спасителя, осторожно ссылалась на людскую молву, то А. Г. Марчик24 прямо утверждает: «Они (Коноплев и Иванов. - Т.Б.) установили, что несколько ходов вели к Ваганьковскому холму, где в свое время был двор Ивана Грозного25, а также - через подворье Малюты Скуратова26 - к палатам царя в Кремле; из кремлевского подземелья был установлен ход до Большого Харитоньевского переулка, где находился Сокольничий дворец Грозного27. Все это позволило предположить, что обнаруженные тайные сообщения ведут к легендарной библиотеке царствовавшего монарха».

Непосвященный читатель, поверив А. Г. Марчику на слово, будет и впрямь уверен: все перечисленные ходы «установлены» и «обнаружены». Со всей ответственностью автор книги заявляет, что вышесказанное о подземных ходах храма Христа Спасителя не соответствует действительности.

И. Я. Стеллецкий побывал в подземном лабиринте под храмом в то же время, что и А. Ф. Иванов, то есть летом 1933 года. Описание и схема подземной части храма Христа Спасителя взяты автором книги из докладной записки археолога начальнику Метростроя П. П. Ротерту, носящей название «Подземные ходы по первоочередной трассе метро». До 1989 года этот документ находился в спецхране.

И.Я.Стеллецкий в подземной галерее под Храмом Христа Спасителя. 1933 г.

По неглубокой канаве Стеллецкий добрался до входа в подземелье, который когда-то преграждала железная дверь. Сорванная взрывом, она стояла рядом с дверным проемом.

«Самый коридор в рост человека; свод и стены хорошей кладки, пол из кирпича в ребро, залитый цементом. На 7-м метре из правой пяты свода выступает железная труба водоотвода диаметром в 4 сантиметра. На 15-м метре ход загораживает решетка из восьми чугунных рельс. Между третьей и четвертой, считая снизу, человеку пролезть. За решеткой ширина галереи один метр, высота 2,84 метра. Вскоре за решеткой галерея впадает в поперечный однотипный коридор, правое ответвление которого впадает в другую поперечную галерею, в которой далеко влево, метров приблизительно на 35, брезжит слабый свет. Свод и стены галереи в направлении к свету цементированы. Дно залито цементом и сухое, постепенно понижается. На 26-м метре встречена идущая по дну, вдоль стены, водопроводная, свободно висящая труба, которая поднимается здесь на 5-6 метров вверх, теряясь в кирпичной замуровке шестигранного люка. В этот последний на различной высоте входят две, по-видимому, гончарные трубы, диаметром около 0,20 метра каждая. На 40-м метре на полу появляется большая сырость, и свод, уже цементный, круто падает вниз: 4 метра надо идти сильно согнувшись. Затем ход справа повышается до прежнего уровня и становится суше. По дну, вдоль левой стены тянется упомянутая водопроводная труба, заставляющая вспомнить «водные течи» Пьетро Антонио Солари. На 75-м метре - сквозной люк 90х70 сантиметров, покрытый вогнутой решеткой, обитой железными пластинами. Сквозь решетку виднеется густолиственное дерево. На 100-м метре снова крутое падение свода и дна по направлению к выходному отверстию на реку, метрах в сорока. Не доходя до него, на 105-м метре, в левой стене, на высоте полуметра от пола, сводчатое, диаметром в 25 сантиметров, отверстие, очевидно, сточной трубы, полузасыпанное землей и супесью. Отсюда снова падение коридора вниз - идти нагибаясь. На 116-м метре обнажается сбоку на дне водопроводная труба длиною в один метр, уходящая в землю. На 120-м метре тоннель суживается до 0,90 метра, свод и стены становятся сырыми, пол занесен песком и кучами наносной земли. Наконец, на 140-м метре узкое, до 40 сантиметров в диаметре, отверстие выводит на реку. Но ни в ту, ни в другую сторону пройти берегом невозможно: вода на метр заходит в самую галерею».

Выход на Москву-реку из подземной галереи Храма Христа Спасителя. 1933 г.

Левое ответвление имело такое же устройство, что и правое, в стене его виднелась арка заложенного водостока, ведущего в сторону памятника императору Александру III (он стоял на берегу Москвы-реки неподалеку от храма Христа Спасителя).

План подземных галерей под храмом Христа Спасителя А - памятник Александру III

После осмотра подземной части храма Стеллецкий готов был согласиться с тем, что его лабиринты представляют собой водостоки, но Игнатия Яковлевича смущали размеры сооружения. Неужели для стока воды и размещения водопроводных труб надо было устраивать такие коридоры? Пытаясь объяснить назначение галерей, археолог позволил себе пофантазировать. И рассуждал он следующим образом.

Алексеевский монастырь28, на месте которого в XIX веке возвели храм Христа Спасителя, находился вблизи Крымского брода. Этим бродом не раз пользовались татары во время своих набегов на Москву. Потому-то рядом с обителью для обстрела переправы построили Семиверхую башню Белого города. По описи 1701 года, она имела диаметр 28 метров, высота ее достигала 22 метров. Пять ярусов башни соединялись потайными лестницами в стенах. «Не стояли ли подземные галереи под нынешней площадью Дворца Советов в какой-либо связи с этой Семиверхой башней,- допытывался Стеллецкий, - весьма возможно, что готовым монастырским тайником к Москве-реке пользовались защитники Семиверхой башни. Последняя возникла с каменной стеной Белого города. [...] Строил стены обрусевший итальянец Федор Конь, строитель Годуновских стен Кремля в Смоленске. Он не мог, конечно, оставить такую сверхударную башню без потайного хода для бегства к реке, на случай осады, но предпочел связать ее с монастырским, позднее бывшего храма, тайником...» При постройке храма древние лабиринты могли отремонтировать и приспособить под водостоки. Такова была одна из версий, выдвинутых Стеллецким.

Однако о реставрации старинных монастырских подземных сооружений и возведении над ними громады храма речи быть не может. Строительство храма нашло отражение в ряде зарисовок, на одной из них изображен огромный и глубокий котлован, где начинают закладывать фундаменты храма. Следов подземелий Алексеевского монастыря нет и в помине.

Повторный осмотр подземелья храма привел Стеллецкого к выводу, что «это просто симметрически правильно построенные под площадью массива бывшего храма водоотводы и «водные течи» с выходом на Москву-реку для стока воды».

Какое же сооружение описывал в таком случае А. Ф. Иванов, спросит любознательный читатель, и не пригрезились ли ему скелеты?

В 1990 году на страницах ежемесячника «Совершенно секретно» появились фотоснимки галерей храма Христа Спасителя, сделанные И. Я. Стеллецким. Иванов признал в них «тайные ходы», по которым он путешествовал со своим другом. Поскольку эти люди не имели археологического и спелеологического опыта, то водоотводы храма вполне могли казаться им тайными ходами. Иванов и Коноплев, вероятно, размуровали арку водостока в левом ответвлении лабиринтов храма и попали в подземелья, располагавшиеся под памятником императору Александру III. Именно там был обнаружен скелет. «При первом осмотре подземелья, - писала газета «Вечерняя Москва» в сентябре 1932 года, - не найдено ни одного выхода, ни одного ответвления. Примерно в центре подземелья, под аркой, лежали части человеческого скелета». Спустя месяц газета сообщала, что под памятником оказалось еще одно «загадочное» подземелье в форме правильного круга с пересекающими его в разных направлениях коридорами.

Эти подземелья обследовал И. Я. Стеллецкий, и вот каково было его заключение: «При сооружении бывшего памятника применен тот же принцип, что и при построении Иерусалимского храма на гористой площадке Мориа29, на целом лесе высоких колонн, известных под названием «конюшен царя Соломона», была построена обширная площадь, на которой уже потом воздвигнут храм Соломонов. И здесь в Москве также для массивного монумента была построена ровная площадь, по возможности полая внутри».

Вернемся теперь к Алексеевскому монастырю. Стеллецкий полагал, что он не только имел тайный выход к реке, но и соединялся тоннелем с палатами Аверкия Кириллова30, стоящими на противоположном берегу. До революции это здание принадлежало Императорскому Московскому археологическому обществу. В 1909 году некий архитектор Рязанов сообщил Стеллецкому о подземном ходе из палат. Археолог осмотрел подвалы дома, но входа в тайник не нашел и решил, что «люк в подземный ход в доме Малюты Скуратова31 надо искать не в его подвалах, а где-то во дворе, как то в древности бывало нередко (в Рижском замке, во дворе дома Голицына в Охотном ряду и пр.). На входной люк именно во дворе ма-лютинского дома указывает предание и провал, обнаруживший белокаменную лестницу, спускавшуюся к реке». Лестницу эту в том же 1909 году Стеллецкий начал раскапывать, однако работы были остановлены по указанию председателя Московского археологического общества П. С. Уваровой.