Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Образ России в украинских СМИ периода Евромайдана.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.06.2019
Размер:
204.66 Кб
Скачать

1.2 Образ России в украинских сми с российским финансовым влиянием

Первыми изданиями данного вида СМИ в нашем обзоре станут газета «Вести» и журнал «Вести Репортёр». Данные средства массовой информации ряд изданий связывают с Россией. В частности, портал «Медианяня», со ссылкой на Александра Чаленко, заявляет, что «Григоришин не имеет никакого отношения к газете, я неправильно понял информатора; но деньги российские»1, а издание «LB.ua» пишет: «В профессиональной среде газету "Вести" связывают с Виктором Медведчуком, бывшим главой администрации президента Украины Леонида Кучмы, кумом российского президента Владимира Путина» 2

Издание активно привлекает в качестве колумнистов российских публицистов. В частности, главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова. В материале «Нерис не стал Рубиконом» автор, в целом, позитивно представляет и образ России и действия страны предваряющие саммит «Восточное партнёрство», на котором Украина должна была подписать договор об ассоциации с ЕС. Позитивен и образ Владимира Путина, который называется «более весомым» президентом: «эмоции, связанные с победой-поражением, быстро пройдут. Естественно, программа-максимум России – вступление Украины в Таможенный союз, который с 2015 года должен преобразоваться в Евразийский. Многие, правда, считают такой сценарий нереальным – по причине неспособности и нежелания Украины делать какой-либо выбор. Некоторые выражают сомнения в том, что Киев вообще нужно зазывать в ТС, учитывая, наверняка, очень «особую» роль, которую Украина будет играть по любому вопросу, размывая только еще формирующееся объединения. Однако это скорее меньшинство, преобладающая точка зрения – нынешний успех нужно капитализировать в серьезное углубление экономических связей. Это мы уже слышали в 2010 году, когда было заключено Харьковское соглашение, но дальше сделки «газ в обмен на флот» дело не пошло. Сейчас, правда, Россия настроена более серьезно и президент у нее повесомее, чем тогда, но многолетний опыт взаимодействия не позволяет строить большие планы»1 Менее позитивный образ России можно найти в материалах Ивана Давыдова, который изданием представлен как «российский публицист». В январе, в материале «Конструктивное предложение», он предлагает украинскому народу совершить по отношению к России дружеский жест: «Мелькают новости: православные байкеры Хирурга-Залдостанова выступили в поход, чтобы защитить исконно русский город Севастополь. Патриотичные казаки то ли собираются на Украину, то ли проникли уже на ее территорию, чтобы помочь «Беркуту» подавить беспорядки. Наши ряженые, как мне кажется, переоценивают веселость вашего политического карнавала, и рискуют, к радости многихт в России, набить себе некоторое количество шишек. Но я сейчас не об этом. Я вообще гуманист. Бить никого не призываю. Поэтому просто перехожу к сути предложения.

Дорогие и уважаемые украинцы! А не могли бы вы оставить их себе? Вот всех. Карнавальных казаков в разноцветных мундирах, увешанных красивыми жестяными медальками и значками. Грозных татуированных байкеров — тоже. Только поймите правильно. Это будет не наш вам подарок — все-таки очень уж сомнительные, крупные и прожорливые получатся сувениры. Это будет ваш нам подарок. Просто поверьте: очень многие в России скажут вам «спасибо». Так, глядишь, и неловскости загладятся, и речи, в угаре борьбы произнесенные, забудутся. Доброе дело сделаете»1 а в феврале 2014 года в материале «Время, назад», анализируя события на Украине и в России, в частности, давление на телеканал «Дождь», писателя Даниила Гранина, приходит к выводу: «Кому ни сочувствуй в майданных спорах, от одного деться некуда: разговор идет о будущем, выбираются пути движения вперед, и, значит, будущее есть. Иначе не нашлось бы предмета для конфликта. Для России же куда более важным оказывается прошлое. А будущее как раз определит этот неожиданный разворот»2

Большие аналитические материалы предлагает читателям журнал «Вести. Репортёр». В частности, издание сравнивает январские законы, принятые на Украине, и аналогичные законы, изданные после событий 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве. При этом, в целом, действие законов в России представляются как не опасные: «сейчас, в среднем, у каждого украинца две предоплаченные SIM-карты и, при необходимости, одну из них он может продать. Новые же карты можно регистрировать на бомжей, как это происходит в России <...> На данный момент ни одна российская НКО не зарегистрирована в России как иностранный агент <...> Реальных сроков собственно за экстремистские высказывания и призывы в России почти нет, но есть какое-то число условных приговоров, которые, впрочем, тоже лишают граждан части прав»3 что, тем не менее, сложно, в целом, трактовать как позитивный образ России.

Такой же не самый надёжный образ России, как экономически ненадёжного партнёра: «Итог известен — срыв ассоциации, акции протеста, скидка на газ и многомиллиардный кредит от России. Впрочем, и кредиты, и скидки на газ пойдут поступательно — в зависимости от того, как будут складываться российско-украинские отношения. И если последние снова дадут трещину, выдача пряников прекратится. А вероятность этого есть, учитывая нестабильную политическую ситуацию и возможные попытки Запада сделать «альтернативное» предложение»1

Ещё одним изданием, имеющим российскую финансовую составляющую, стала газета «КоммерсантЪ-Украина». Она была закрыта издателями в марте 2014 года, по официальной версии: из-за экономических причин. Однако, по сообщениям СМИ, истинной причиной стал материал, подготовленный изданием, который не понравился российскому руководству2 . На данный момент сайт издания не работает, а все материалы переправляются на российский сайт www.kommersant.ru

В ноябре «КоммерсантЪ-Украина» сообщал о проведении «Русских маршей» на Украине, которые состоялись в Севастополе, Донецке и Одессе. Так, по информации издания, в Севастополе на марш, несмотря на запрет суда, вышло около 700 человек представляющих местные общественные и казачьи организации, а также партию «Русский блок». Параллельно приводятся данные о митинге в Москве, на который пришло «от 8 тыс. до 15 тыс. человек»3

Также в новостном материале, со ссылкой на «Интерфакс», газета сообщает о заочном аресте в России лидера партии «Правый сектор» Дмитрия Яроша4 , а 7 марта 2014 года «КоммерсантЪ-Украина» сообщает о решении правительства Крыма провести референдум и о том, что «официальный Киев незамедлительно отреагировал на решение крымского парламента. Премьер-министр Арсений Яценюк назвал назначение референдума о статусе Крыма нелегитимным. "Референдум не имеет правовых оснований! Мы просим Россию не поддерживать эти нелегитимные решения. Крым был, есть и будет частью Украины"»1

Также на территории Украины функционирует ряд спортивных СМИ, являющихся отделениями российских средств массовой информации.

Освещая события на Олимпиаде в Сочи такие издания стараются искать позитив, рассказывая о негативных явлениях при подготовке к Олимпиаде. Так, издание «Ua.championat.com» которое является украинской версией российского сайта «Сhampionat.com», рассказывая о проблемах с заселением, которые пришлось пережить журналистам издания, тем не менее, заканчивает репортаж позитивом: пришедший после нескольких часов ожидания к журналистам менеджер Юлия Гаврилова «стала первой, кто заставил нас поверить в то, что не всё так плохо в Сочи, как пытаются представить, а если недоразумения и возникают, то их пытаются решать, а не замалчивать»2 То же издание предлагает не относиться с особым вниманием к недоделкам при строительстве объектов в Сочи. В качестве аргумента приводится тот факт, что «многих зданий, которые сейчас являются частью пейзажа, год назад не было в принципе. Причём некоторых не существовало даже на стадии закладки фундамента. Те, кто хотя бы немного знаком с проектированием, инженерным и строительным делом в горах, прекрасно понимают, что это минимальный срок для возведения сооружений экстра-класса, а уж тем более работ по их отделки и облицовке. Естественно, ни о каком ландшафтном дизайне и развёрнутой инфраструктуре в подобных условиях мечтать не приходится. Так стоит ли винить условного мэра или хозяина «Русских Горок» за то, что на улицах посёлка до сих пор наводят красоту рабочие, в то время как дорога по горному серпантину даже для смертных с аккредитацией закрыта?»1 Также изданием проводится нехарактерный обзор иностранной прессы, выполненный в стиле пересказа смысла материала с авторским комментарием. Например, так издание комментирует статью немецкого «Bild»: «В Сочи реализуется программа по восстановлению природных ресурсов, однако все действия несравнимы с тем, какой ущерб был нанесён природе в регионе. Однако виноват во всём этом, по мнению критиков из Bild, МОК»2

Стоит добавить, что у некоторых СМИ, самым ярким примером которых является «Спорт-экспресс в Украине» (украинская версия российской газеты и сайта «Спорт-экспресс»), украинские версии материалов настолько не проработаны, что в них не присутствует не только перевод на украинский язык, но и даже перевод страны из состояния «наша» в контекстный синоним «Россия». Так, в материале, рассказывающем о заявках сборных на Олимпиаду, говорится, что «наша страна впервые выставит больше 200 представителей снежных и ледовых дисциплин»3, имея ввиду именно Россию, а не Украину.

В целом, в российских СМИ образ России можно охарактеризовать как умеренно-позитивный.