Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Особенности современной лексики СМИ на примере англоязычных источников.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
10.06.2019
Размер:
188.61 Кб
Скачать

Глава 2. Лексические особенности современной англоязычной прессы

2.1 Типологические особенности изданий «The Guardian» и «The Sun»

История «The Guardian» начинается в 1821 году. Газета была основана в Манчестере, под названием «Manchester Guardian» группой бизнесменов во главе с Джоном Эдвардом Тейлором [40, с. 53] (здесь и далее перевод наш. – М.П.). Первое издание вышло 5 мая 1821 года, в то время газета выходила еженедельно, по субботам, по цене 7 пенсов за номер. В этом же году её тираж достиг 1 000 экземпляров. Высокий Гербовый сбор (4 пенса за штуку) не позволял газете издаваться чаще. Когда в 1836 году сбор был снижен, «The Manchester Guardian» добавила выпуск по средам, а когда в 1855 году налог был отменен, газета начала выходить ежедневно по цене 2 пенса.

Скотт, ставший самым известным редактор газеты, сделал «The Manchester Guardian» изданием национального масштаба. Он занимал пост главного редактора в течение 57 лет с 1872 года, а в 1907 году выкупил газету у сына ее основателя. Став ее собственником, он заявил, что это исключительно независимое издание, которое не предназначено для отстаивания чьих-либо личных интересов.

В июне 1936 года форма собственности газетой была преобразована в Scott Trust (в честь ее последнего владельца Джона Рассела Скотта, который являлся первым председателем Trust). Этот принцип владения газетой гарантирует изданию полную независимость и в наши дни.

Поначалу на первой полосе печатаются не рекламные объявления, а новости. В 1952 году газета решила печатать новости на первой полосе, где до этого размещались объявления. Редактор Уодсворф написал: «Мне самому эта мысль не очень нравится, но, похоже, что специалисты СМИ восприняли ее как модную тенденцию» [39].

В 1959 году газета убрала из названия слово «Manchester» и стала называться просто «The Guardian». В 1961 году газета начинает издаваться не только в Манчестере, но и в Лондоне. В 1964 году редакция переезжает в столицу Великобритании, не осуществив часть своих региональных планов, но, продолжая получать серьезную финансовую поддержку от продаж менее интеллектуальной, но более прибыльной газеты «Manchester Evening News». В 1970-х г.г. финансовое положение было по-прежнему тяжелым, одно время даже велись переговоры с «The Times» о слиянии. Газета усилила свою левоцентристскую позицию в 1970-х, 1980-х.

12 февраля 1988 года «The Guardian» радикально меняет свой дизайн Кроме того, что улучшилось качество типографской краски, газета делится на две секции и в ней начинают использовать новый принцип броских заголовков. Изменился стиль написания названия на знакомое сочетание «The» шрифтом talic Garamond и слова «Guardian» шрифтом bold Helvetica, которое использовалось до изменений в 2005 году. В том же году в Европе запущена международная версия издания.

В 1992 году газета выпустила свое тематическое приложение под названием G2, в формате таблоидного издания. Такое нововведение подхватили и другие солидные широкоформатные газеты, что, в конечном счете, добавило популярности «компактным» газетам.

В 1995 редактором «The Guardian» назначен Алан Русберг. Это лишь восьмой редактор за 130-летнюю историю газеты.

В 1999 начала свою работу сеть веб-сайтов The Guardian Unlimited. «The Guardian» стала первой национальной газетой, которая предложила кроссмедийную рекламную платформу (т.е. такую систему размещения, при которой можно было размещать рекламу сразу на нескольких медианосителях) [36, с. 353].

В 2004 Запущена электронная версия «The Guardian».

В 2005 «The Guardian» меняет формат на берлинский. Последний широкоформатный выпуск «The Guardian» вместе с анонсом о переходе на берлинский формат и сообщении о конкуренте «Independent» вышел 10 сентября 2005 года. Новый вид газеты был изображен в масштабе на листе А4. В 2004 году «The Guardian» объявила о своем намерении перейти на берлинский или «усредненный» формат. Изменения планировались на осень 2005. 1 сентября 2005 года «The Guardian» объявила, что в понедельник 12 сентября 2005 года газета выйдет в новом формате. Воскресная газета «Observer» перешла на тот же формат 8 января 2006 года.

Новые печатные машины позволяли печатать от края до края, по полоске в центе страницы, в результате чего газета публиковала потрясающие изображения на развороте на две полосы. Новые печатные машины сделали «The Guardian» первой в Великобритании газетой, способной на каждой странице использовать многоцветную печать.

Изменения стоили «The Guardian» £80 млн., которые были также потрачены и на установку новых печатных машин на востоке Лондона и в Манчестере. Дело в том, что до «The Guardian» в Великобритании ни одна печатная машина не могла воссоздать берлинский формат. Возникли дополнительные сложности, так как совладельцами одной из машин были компании, выполняющие заказы для «Daly Telegraph» и «Daly Express», и договор аренды был составлен до 2009 года. Еще одна машина использовалась совместно с местными таблоидными газетами на западе страны, принадлежащими Guardian Media Group, а они не желали переходить на берлинский формат.

Расходы оправдались, так как тираж значительно вырос. В декабре 2005 года средний показатель ежедневных продаж составил 380 693 экз., почти на 6% выше цифры декабря 2004 года. В 2006 году американское Общество дизайна новостей (Society for News Design) признало дизайн «The Guardian» и польскую ежедневную газету «Rzeczpospolita» лучшими в мире среди 389 номинантов из 44 стран.

Кроме основного ежедневника, по воскресеньям выходит приложение - «The Observer».

Как часть группы «The Guardian» «The Observer» издается с 1993 года. До этого газета выходила самостоятельно; «The Observer» считается самой первой из вышедших в свет воскресных газет Великобритании [40, с. 57].

Аудиторию газеты представляет средний класс Великобритании. 59% аудитории мужчины, 41% – женщины, в большей степени это жители Англии в возрасте от 35 до 55 лет (36%). Право назначения редакторов «The Guardian» закреплено за её издателем – Скоттом Трастом, который каждый раз непременно советует новым редакторам «продолжать издательскую политику газеты в том же духе, что и ранее». Руководство компании придерживается политики невмешательства в принятие решений главным редактором. Такой принцип позволяет редакторам находиться на занимаемых должностях достаточно долго: к примеру, нынешний главный редактор Алан Расбриджер на посту с 1995 года, он имеет репутацию журналиста с большой буквы, придерживается концепции «открытости прессы».

Открытая журналистика – это журналистика, полностью включенная в сеть информации, которая существует в мире сегодня. Она ссылается на нее (информацию); просеивает, фильтрует ее; сотрудничают с ней и главное использует возможность каждого публиковать и делиться материалами, предоставляя более качественное освещение мировых событий.

Основные принципы «открытой журналистики» Расбриджер выразил в десяти постулатах во время фестиваля Guardian Open Weekend:

1. Она поощряет участие. Она приглашает к обсуждению и/или позволяет откликнуться.

2. Это не инертная «от нас к ним» форма публикации.

3. Она поощряет обсуждение. Мы можем следовать, равно как и вести. Мы привлекаем всех к опубликованию.

4. Она помогает формировать сообщества людей с общими интересами вокруг различных тем, проблем или персон.

5. Она открыта для всемирного пространства Интернет. Она ссылается на материалы других сервисов Сети, и тесно сотрудничает с этими сервисами.

6. Она агрегирует и/или курирует работу других.

7. Она признает, что не только журналисты могут рассказать что-то интересное.

8. Она стремится отражать разнообразные общественные ценности.

9. Она знает, что публикация материала может быть лишь началом процесса журналистики, а не его концом.

10. Она прозрачна и открыта для вызовов, будь то исправления, пояснения или дополнения.

Исходя из этих утверждений, можно сделать вывод, что «The Guardian» придерживается позиции максимального сотрудничества с аудиторией, равноправия с читателями в производстве массовой информации, отсутствия монополии у СМИ на производство массовой информации в современных условиях.

Основными целями и задачами, которые ставит перед собой издание, являются открытая журналистика, правдивое освещение событий, поддержка среднего класса Великобритании.

Сегодня в авторский состав газеты входят 350 штатных журналистов, среди которых новостные журналисты, репортеры, а также специалисты в различных областях знаний, кроме того «The Gurdian», прибегает к опубликованию материалов своих читателей, блоггеров и внештатных корреспондентов.

Газета имеет четкую внутреннюю структуру, строгую рубрикацию, новостные материалы и аналитические четко разграничены, также каждая сфера освещения имеет свою рубрику. На страницах издания представлены практически все новостные и аналитические жанровые формы.

«The Guardian» выходит в формате берлинер, размер которого является не стандартным – 470 × 315 мм. Такая газета выглядит чуть больше обычного таблоида. Это промежуточный формат между A3 и A2. Основные цвета, которые использует газета – черно-белый, присутствуют синий и зеленый, иллюстративный материал – цветной. Одно из преимуществ именно такого формата в том, что, несмотря на то, что газета немногим шире таблоида, ее также удобно читать в транспорте, а ее большая высота дает больше возможностей для оформления страниц. Тираж газеты составляет 192 376 экземпляров.

По политическим взглядам издание относят к леволиберальным, считается, что редакция при этом состоит в достаточно близких отношениях с Лейбористской партией. По территории распространения «The Guardian» является британской национальной газетой, однако, несмотря на это, издание публикует большое количество материалов, касающихся политической, экономической и социальной ситуации в мире, на сайте издания есть раздел «World», посвященный мировым новостям. Данные типологические характеристики газеты позволяет с большой степенью уверенности причислить её к разряду качественных.

Качественность газеты подтверждает и широкий круг охваченных ею тем – от новостей политики и экономики, до освещения спортивных мероприятий. В газете преобладают аналитические материалы, здесь публикуются мнения и комментарии авторитетных лиц.

«The Sun» впервые увидела свет 15 сентября 1964 года. Тогда это была широкоформатная газета, с большим оранжевым диском на первой полосе в качестве логотипа. Издателем была Международная издательская корпорация, которая запустила «The Sun», взамен провалившейся «The Daily Herald». Однако возложенных на нее ожиданий газета не оправдала, и её тираж стал резко падать. К 1969 году «The Sun» уже потеряла больше денег, чем «The Daily Herald», и корпорация решила продать газету. Магнат Роберт Максвел предложил выкупить её, пообещав сохранить приверженность либеральной партии, однако, признался, что проведёт серию увольнений, особенно среди наборщиков.

Руперт Мёрдок в то время купил сенсационную воскресную газету «The News of the World», но его печатные станки в подвале дома на Бувери стрит в Лондоне простаивали без дела 6 дней в неделю. Мёрдок пообещал не проводить столь грандиозных увольнений, если ему позволят выкупить «The Sun». Под давлением профсоюзов корпорация отказалась от предложения Максвела, и Мёрдок приобрёл газету за £800,000, которые выплачивал в рассрочку. Позже он говорил: «Я всегда удивлялся тому, как легко я вошел в Британские газеты».

«The Daily Herald» издавался в Манчестере с 1930 года, с 1964 года – издавался The Sun. Но Мёрдок остановил издательство в Манчестере из-за износа станков.

Мёрдок назначает Ларри Лэмба на должность редактора. За очень короткое время Лэмб набрал в штат около 125 сотрудников. Набирал всех желающих, мало обращая внимание на их способности. Штат «Mirror» на тот момент был примерно в 4 раза больше. Незамедлительно Мердок восстановил выпуск «The Sun» как таблоида, и запустил его, как сестринскую газету «The News of the World». «The Sun» печаталась на тех же печатных станках, и теперь две газеты управлялись совместно.

Таблоид «The Sun» был впервые опубликован 17 ноября 1969 года, заголовок на первой странице гласил: «Сенсация! У лошади нашли допинг!» – эксклюзивный материал, в котором тренер признался, что он давал допинг лошадям. Газета копировала своего конкурента «The Daily Mirror» в нескольких направлениях. Она была того же размера, а заголовок был написан белым шрифтом на красном прямоугольнике, так же как в «Daily Mirror».

Секс был использован в качестве важного элемента в маркетинге газеты с самого начала. В то время как «Daily Mirror» часто публиковала очаровательные фотографии молодых женщин в бикини или нижнем белье, якобы, в знак следованию моды, в «The Sun» печатали то, что называется гламурной женской фотографией. На моделях «The Sun» одежды было значительно меньше. Первая модель появилась топлесс на третьей странице номера 17 ноября 1970 года, это была девушка немецкого происхождения Стефани Ран. В течение последующих 4ех лет на третьей странице таблоида постоянно печатались фотографии обнаженных девушек, позы которых становились все откровеннее. Член парламента от лейбористской партии Алекс Лион показал «The Sun» в палате общин и предложил привлечь таблоид к ответственности. В газете уже появлялись материалы с такими заголовками как «До сих пор ли мужчины хотят жениться на девственницах?» и «Путь в постель женщины». На страницах таблоида печатались по частям эротические романы.

При Мёрдоке газета оставалась лейбористской и на выборах 1970 года поддержала лейбористскую партию, но к февралю 1974 уже поддерживала консервативную партию. В октябре того же года в редакторской статье было написано: «мы будем голосовать за любого политика, который сможет назвать себя социал-демократом» [44, с. 72].

В 1979 газета поддержала Маргарет Тэтчер. В мае 1979 заголовок на первой полосе гласил: «В этот раз голосуем за Тори».

В 1980-х продажи «The Sun» значительно выросли, редактором тогда был Кельвин Маккензи, именно при нем газета была «более возмутительной, самоуверенный и непочтительный, из всех когда-либо созданных в Англии».

«The Sun» стал ярым сторонником Маргарет Тэтчер и консервативной политики партии, в том числе и во время Фолклендской войны.

Во время всеобщих выборов 1983 «The Sun» поместила на первой странице нелестную фотографию Майкла Фута, которому тогда было 70, «The Sun» утверждала, что он не годится на роль премьер-министра по причине его возраста, внешности и политики, заголовок материала гласил «Вы действительно хотите, чтобы этот старый дурак управлял Британией?» Год спустя, в 1984, «The Sun» выразил свою горячую поддержку Рональду Рейгану, который переизбирался на пост президента США. Рейгану было 74 года, когда он начал свой второй срок, в январе 1985ого [37, с. 445].

В конце 80х «The Sun» освещала трагедию на футбольном стадионе в Хиллсборо, в Шеффилде 15 апреля 1989 года, в которой погибло 96 человек. На первой полосе под заголовком «The Truth» («Правда»), газета завила, что несколько фанатов обирали карманы жертв, другие мочились на членов скорой помощи, а некоторые даже набрасывались на сотрудников полиции. Несмотря на заголовок, написанный Маккензи, история основывалась на показаниях источников, чьи имена были неизвестны, или вообще на слухи. Хотя трагедию снимали на телекамеры, и за ней наблюдали спортивные журналисты, подтверждения словам «The Sun» так и не нашлось.

В Ливерпуле газета вызвала волну возмущений, она потерла около трех четвертых своих ежедневных продаж и по сей день продается очень плохо. Многие новостные агентства отказывают ей в сотрудничестве, многие газетные киоски отказываются ее продавать.

В 2008 году вышел документальный фильм, из которого ясно видно, что ливерпульцы просто не берут газету даже бесплатно, а те, кто берет – просто сжигают или разрывают, несмотря на то, что инцидент произошел 20 лет назад. В 2012 году газете пришлось принести свои официальные извинения, которые она изложила в материале под названием «Настоящая правда» [42].

Политически «The Sun» оставалась верной Маргарет Тэтчер вплоть до ее отставки в ноябре 1990 года. В день выборов 9 апреля 1992 года на первой полосе таблоида появился заголовок, пронизанный антипатией к лидеру лейбористов Нилу Кинноку, он гласил: «Если Киннок победит сегодня, последний, кто покинет Великобританию, пожалуйста, не забудьте выключить свет» [39, с. 210–249].

В феврале 1994 года «The Sun» напала на лидера лейбористов Джона Смита, за то, что он заявил, что большая часть британских войск должна быть отправлена в Боснию. В период с 1994 по 1996 год, тираж «The Sun» достигла своего пика. Самая высокая средняя продажа была на неделе, закончившейся 16 июля 1994 года, когда ежедневный показатель составил 4 305 957 экземпляров. Рекордная однодневная продажа была 18 ноября 1995 года (4 889 118 экз.), тогда розничная цена была сокращена до 10 пенсов. А рекордная однодневная продажа за полную стоимость была 30 марта 1996 года (4 783 359 экз.).

«The Sun» начинает поддерживать лейбористов 18 марта 1997 года, за шесть недель до того, лидер лейбористской партии Тони Блэр стал премьер министром с большим отрывом голосов. И это несмотря на нападки в его сторону со стороны газеты месяц назад. Газета не раз обвинялась правительством за характер информации. Однако несмотря на постоянную критику «The Sun» поддержала лейбористскую партию в обоих последующих выборах. Сегодня «The Sun» - популярный британский таблоид. Свои политически взгляды редакция газета определила как популизм [37, с. 460].

Аудитория газеты на апрель 2013 года составляла около 7,3 млн., при этом около 34% из них это средний класс и выше среднего, 64% – рабочий класс, безработные и пенсионеры. Средний возраст читателей The Sun – 45 лет, примерно 45% читателей составляют женщины. Основными целями, которые преследует издание, являются привлечение как можно большей аудитории, развлечение читателя, а также информирование о самых ярких событиях в жизни Великобритании и в мире. Газета имеет строгую рубрикацию, каждая сфера освещения имеет свою рубрику. Сообщения о самых ярких, сенсационных материалах вынесены на первую страницу.

Среди жанров, представленных на станице издания, преобладают новостные, в большинстве случаев это информационные заметки и интервью, которые имеют очень яркое оформление на полосе.

Также характерен и формат издания, газета выходит в форме таблоида, который обуславливает многие аспекты дизайнерского оформления газеты и ее верстки. Таблоид – формат, характерный для массовых печатных СМИ. Его размер в два раза меньше, чем привычный для всех качественных газет. Формат обычной газеты – А2, в то время, как формат таблоида это А3. Небольшой размер газеты делает ее более удобным для прочтения, например, в общественном транспорте, где переворачивать страницы большого размера крайне неудобно.

Форматом газеты обусловлен и размер печатных материалов на полосе. Чаще размер текста не превышает 1000 печатных знаков, что позволяет быстро ознакомиться с материалом, но в тоже время лишает его каких-либо подробностей и глубины изложения (что неприемлемо для массового издания). Практически все материалы сопровождаются большим количеством иллюстративного материала, и фотографиями.

Заголовки рубрик и материалов в них очень броские, выделены большим кеглем, иногда другим цветом. Тираж газеты – 2 269 238 экземпляров. Тираж «The Sun» является девятым по величине тиражом в мире, и самым большой тиражом среди всех ежедневных газет Великобритании.

Газета «The Sun» широко известна своими историями о жизни звёзд, в том числе скандальными и провокационными, а также об индустрии развлечений. Газета публикует большее количество историй и слухов о поп-музыке, современных телевизионных сериалах и тому подобное.

Большое внимание газета уделяет темам, способным привлечь внимание широкой аудитории. Одна из важнейших тем издания – спорт, особенно футбол, который является одним из самых популярных как в Великобритании, так и во всём мире.

Языковые различия в материалах вышеназванных периодических изданий присутствуют на всех уровнях, однако наиболее четко прослеживаются на морфологическом и синтаксическом уровнях. Это обусловлено тем, что «The Guardian» является типичным образцом качественной прессы, в то время как «The Sun» – популярной.

В качестве синонимов для качественной прессы используется «пресса новостей», а для популярной - «пресса мнений». Рассмотрим, каким образом лексико-стилистические особенности подачи материала проявляются в публикациях изданий данных типов.

Соседние файлы в предмете Журналистика