Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
заруба реферат.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
27.04.2019
Размер:
75.09 Кб
Скачать

Глава 3. Политическая организация.

Античные авторы почти ничего не сообщают о пле­менном союзе во главе с одрисами; Одрисское цар­ство так, как оно обрисовано в наших источниках, предстает перед нами уже в сложившемся виде. Это создаст огромный пробел в наших знаниях. Мы ли­шены возможности проследить существование союза родственных племен именно у того племени, кото­рое возглавило в дальнейшем первое государствен­ное объединение Фракии. Можно лишь предпола­гать, как это делают, например, А. Хок и М. Кэри19, что возникновению Одрисского царства, включавшего различные ветви фракийцев и охва­тывавшего почти всю Фракию, предшествовало объединение более близ­ких одрисам (территориально и этнически) фракийских племен. Весьма вероятно, что такими племенами были племена тинов, кайнов, астов, витинов и сиров — юго-восточные соседи одрисов, а также боссы и койлалсты, жившие к северо-западу от них.

Возникновению крупных пле­менных объединений предшествовало появление мелких союзов, вклю­чавших малое (два-три) число племен. При этом степень объединения была различной. В одних случаях .входящие в союз племена имели значительную самостоятельность, что проявлялось в сохранении своего наименования. В других же слияние было более полным и иногда до­ходило до поглощения одного племени другим. В дальнейшем объеди­нение этих малых союзов приводило к возникновению более крупных племенных объединений, носивших устойчивый характер. Полной централизации всей власти в крупном союзе, однако, не происходило: это была более или менее прочная система мелких племенных объединений. При этом входившие в нее отдельные племена или мелкие сою­зы племен могли одновременно принадлежать и другому крупному союзу, вероятно для выполнения различных целей и задач.

Характер организации этих крупных союзов фракийских племен дает основание считать их постоянной конфедерацией, т. е. относить к наиболее развитому этапу в развитии межплеменных объединений.

Борьба за руководство в союзе часто приводила к завоеванию одним племенем других; при этом племя-победитель приобретало роль господствующего и захватывало большую долю богатств, получаемых при военных походах и в качестве дани с покоренных племен. Возник­новение союзов было -вызвано различными причинами, главной из ко­торых, как представляется, были общие фракийские экономические свя­зи, политические (часто военные) причины и религиозные мотивы.

Система организации политической власти в племенах и племенных объединениях доодрисского периода отражала переходный характер фракийского общества, во многом сохранявшего еще черты родоплеменной эпохи, сочетавшиеся с чертами, характерными для раннеклас­совых обществ. Функции управления в племенах не были четко поде­лены между племенными органами управления и царем-басилевсом.

Вожди фракийских племен раннего времени (IX—VIII вв. до и. э.) были главным образом военными и религиозными руководителями, ли­шенными единовластия. Руководители союза племен конца VII—VI в. до н. э. в отличие от них были наделены не только властью единого во­енного руководителя, но обладали и функциями управления. Их власть передавалась по наследству; наследование шло не обязательно от отца к сыну, а включало и 'более широкий круг родственников, ограничен­ный членами одного и того же рода, приобретавшего черты царского. При этом, однако, сохранялась еще видимость выборности главы союза племен: наиболее знатные решали каждый раз возрос об избрании за­ново. Роль рядовых фракийцев была при этом целиком или почти це­ликом сведена на нет. Архаические черты в избрании вождя заметны, однако, в обряде обращения к божеству, помогавшему якобы решению этого вопроса, и в обсуждении личных достоинств кандидатов.

На наследственном принципе была основана не только преемствен­ность власти одрисских царей, но и парадинастов. Появление династи­ческих линий в Одрисском царстве указывает на глубину проникнове­ния принципа наследования царской власти. Касаясь характеристики власти 'предводителей фракийцев в доодрисский период, мы отмечали, что эта власть основывалась не только на происхождении, но и на лич­ных качествах правителя.

Царь Одрисского царства стоит во главе фракийского войска: ру­ководит непосредственно военными действиями, созывает армию для похода и т. д. Храбрость, военный опыт и талант остаются теми каче­ствами, которыми источники очень часто наделяют фракийских пра­вителей начальной эпохи Одрисского царства.

Судя по источникам об Одрисском царстве, лишь в ранний период его существования можно уловить признаки ограниче­ния воли и самостоятельности царя во внешней политике влиянием и авторитетом членов царской семьи. Что касается более позднего вре­мени (конец V—IV в. до н. э.), то все имеющиеся в нашем распоряже­нии источники указывают на единовластное решение царем всех вопро­сов, связанных с внешней политикой Одрисского царства.