Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г., Психиатрия.doc
Скачиваний:
813
Добавлен:
21.04.2019
Размер:
3.75 Mб
Скачать

19.3. Острые и транзиторные психотические расстройства

Симптоматика психозов, включенных в подкласс F23, отли­чается крайним полиморфизмом, остротой и неодинаковой продолжительностью (от нескольких дней до нескольких не­дель). Набор симптомов включает различные виды аффектив­ных расстройств, параноидных и галлюцинаторных проявле­ний. Выделяют психотические приступы без симптомов ши­зофрении, шизофреноподобныс и приступы с симптомами шизофрении. В последнем случае, если продолжительность приступа свыше 3 мес, рекомендуется ставить диагноз шизоф­рении. Если бредовый приступ длится более 3 мес, но отсут­ствуют свойственные шизофрении симптомы, рекомендуется диагноз «хронические бредовые расстройства». Начало болез­ни с острыми и транзиторными приступами возможно в дет­стве, зрелом и позднем возрасте. Характерно чрезвычайно быстрое формирование психоза (в течение 48 ч).

У ряда больных возникновению приступа предшествуют вне­шние неблагоприятные факторы, тяжелые эмоциональные стрессы (судебное разбирательство, утрата близких, военные действия и т.д.). В отечественной психиатрии в таких случаях устанавливается диагноз реактивного параноида (см. раздел 21.2.1). Поскольку дифференциально-диагностические крите­рии, отличающие реактивный параноид от других транзитор-ных бредовых психозов, недостаточно разработаны, в МКБ-Ю

380

подобные психозы объединены с другими острыми паранои-дами. Наличие предшествующей психотравмы отмечается пя­тым знаком в шифре [F23.31].

Индуцированный бред (folie a deux) [F24] также формирует­ся под влиянием психогенных воздействий. Но такие воздей­ствия исходят от душевнобольного. Человек, страдающий бре­довыми идеями, как бы навязывает свои болезненные идеи, взгляды другому лицу. Это бывает, как правило, при тесном общении с ним, причем активный носитель бредовых идей (индуктор) занимает доминирующее, лидирующее положение по отношению к партнеру с индуцированным бредом (инду­цируемому). Такой бред обычно нестоек. К нему предраспо­ложены лица с интеллектуальной недостаточностью, инфан­тильностью, внушаемые и т.д. (см. также раздел 5.2.1).

Крайне редко возникают острые психотические состояния с клинической картиной тяжелого токсикоза, описанные ранее как фебрильная шизофрения (гипертоксическая шизофрения, смертельная кататония). У больных отмечается высокая темпе­ратура. Внешне они выглядят, как больные в состоянии вы­раженного токсикоза. Сознание нарушено по типу онейроида или аменции, наблюдается хаотичное возбуждение (яктация). Одновременно с психическими расстройствами нарастают со­матические нарушения (тахикардия, обезвоживание, кровоиз­лияния на коже и во внутренних органах). Отсутствие необхо­димых терапевтических мер может привести к летальному ис­ходу (см. раздел 25.6). У некоторых больных подобные при­ступы в дальнейшем повторяются, что делает их сходными с проявлениями периодической (рекуррентной) шизофрении.

Клиническая квалификация острых транзиторных психозов и определение их нозологической принадлежности представля­ют большие сложности. Термин «острое психотическое рас­стройство» считается наиболее оправданным. Эти расстройства могут проявляться онейроидными, аффективно-бредовыми и галлюцинаторными острыми состояниями. Чем более остро возникает психотическое расстройство, тем оно менее продол­жительно.

Больной 40 лет. Наследственность психическими заболевания­ми не отягощена. Родился первым ребенком в семье, есть еще два младших брата. Родители всегда работали. Взаимоотношения в се­мье были очень хорошими и теплыми. Раннее развитие без особен­ностей. В школу пошел с 7 лет. Учился хорошо. По характеру был веселым, активным, «всегда становился в компании лидером, хотя к лидерству не стремился». После школы отслужил в армии. Затем закончил с отличием институт. Потом защитил диссертацию и пос­ле защиты работает в одном из институтов РАН. Не пьет и не ку­рит. Женат и имеет двоих детей. Отношения в семье хорошие.

По характеру всегда был очень энергичным, деятельным. «На работе взвалил на себя все дела, 6 лет не брал отпуска». Настрое­ние было обычно приподнятым. Всегда был очень уверенным в себе,

381

упрямым, старался достичь своей цели; отличался сдержанностью в проявлении чувств. По словам жены, «при внешней открытости, оставался всегда вещью в себе». Осенью ему предложили возглавить кафедру. Был очень доволен. Начал работать на ней, не оставляя прежнего места. «Дневал и ночевал на работе». Однако не смог осуществить своих планов и,ушел с должности заведующего. Неде­лю переживал, было снижено настроение, не спал ночами. Затем вроде бы самочувствие нормализовалось. С удвоенной энергией ис­полнял прежние обязанности ученого секретаря института.

Как-то повез сына в свой кабинет показать компьютерные игры, в тот же день вечером ходили с женой в гости. Вел там себя, как обычно: смеялся, шутил. Ночью проснулся и увидел перед собой, как в кино, экран компьютера с надписью на неизвестном языке. Сразу понял, что это надпись на словацком языке. В ней сообща­лось, что он влез в «платный файл» и должен заплатить за это ог­ромную сумму денег. Ему стало ясно, что эту сумму не сможет за­платить не только он, но и институт. Решил, что его институт за­кроют, сотрудников уволят и безработные люди начнут мстить его семье; а так как эту огромную сумму денег не сможет оплатить и го­сударство — может начаться третья мировая война. Утром ушел на работу и бросился к компьютеру, однако не смог найти надпись, которую видел ночью. Обратился к программистам, но они убежда­ли его, что ничего не могут найти в компьютере. После этого ре­шил покончить жизнь самоубийством: пытался утопиться в ванне, надевал на голову полиэтиленовый пакет. Неожиданно услышал «го­лос Бога», сообщивший ему, что он стал центром мира в борьбе Бога и дьявола, что черные силы сделали его необыкновенным су­ществом, призванным погубить всех людей на земле. Со слов жены, внешне выглядел ошеломленным; не отвечал на вопросы; начинал что-то делать; вдруг замирал в одной позе. Не объясняя ничего род­ным, ушел из дому и бродил несколько часов по улицам. В это время жена, начав рыться в его вещах, нашла записи по поводу по­пытки самоубийства и позвала друзей на поиски больного. Нашли его только поздно вечером. Когда его привели домой, он рассказал всем об истории с компьютером, после чего было решено обратить­ся к психиатру. При поступлении в стационар был активен, много­речив. Считал себя необыкновенным человеком, который станет причиной гибели мира. Высказывал мысли, что окружающие его люди являются переодетыми посланцами Бога и дьявола. Периоди­чески застывал в необычных позах, не отвечал на вопросы.

Такое состояние продолжалось около недели. Все это время по­лучал большие дозы галоперидола внутримышечно. Еще через неде­лю стал спокойнее, сдержаннее; советовался с врачом, надо ли ему идти и сообщать обо всем в генеральную прокуратуру. После дли­тельных уговоров неохотно признал, что, может быть, все надпи­си, увиденные на компьютере, ему померещились. После выписки продолжает получать поддерживающую терапию. Прежнее состояние психического здоровья полностью восстановилось. Вернулся на пре­жнее место службы и продолжает успешно работать. С критикой от­носится к перенесенному психозу.

В приведенном примере психоз возник без явной причи­ны, остро, в течение нескольких часов. Преобладали несис­тематизированные бредовые идеи отношения и инсценировки.

382

На высоте психоза развилось онейроидно-кататоническое состо­яние. Быстрое разрешение психоза и отсутствие изменений личности по миновании острого приступа болезни позволяют воздержаться от установления диагноза «шизофрения» и кон­статировать «острый онейроидно-кататонический транзиторный психоз».