Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зрение вне глаз.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
20.04.2019
Размер:
1.67 Mб
Скачать

1.2. Начальный этап исследования способностей розы кулешовой

В марте 1962 года на амбулаторный прием к врачу И.М.Гольдбергу пришла Роза Кулешова. Тогда ей было 22 года. Во время приема и последующего наблюдения выяснилось, что Роза может на ощупь определять цвет и рисунок на различных тканях, содержание (текст и цвет рисунков) в газетах и журна­лах, а также читать с завязанными глазами при помощи третьего и четвертого пальцев правой руки обычный плоскопечатный текст. На такие феноменальные способности больной сразу об-

57

ратили внимание врачи и они ее наблюдали до сентября 1962 в Нижнем Тагиле.

Из истории болезни известно, что Роза Кулешова была инва лидом второй группы с диагнозом ревматического арахноиди с эпилептическими припадками. Из перенесенных заболеваний отмечала детские инфекции, ревматизм и желтуху в школьные годы, предъявляла жалобы на припадки с потерей сознания судорогами, а также на особые состояния неясного сознания, в время которых ей куда-то надо идти, производить какие-то действия. Во время таких припадков Роза иногда выходила дома, а, придя в себя, обнаруживала, что она на такой-то улице или другом месте довольно далеко от дома (припадки типа ам-булаторного автоматизма). Роза обычно знала о приближении припадков по косвенным признакам (появление головокруже ния, тошноте).

Она считала себя больной. Отец Розы погиб на фронте, мать вторично вышла замуж. Девочка почти до 16 лет воспитывала у бабушки, с которой была очень привязана и которая к не очень хорошо относилась. После смерти бабушки она стала жить с матерью, отношения к ней и материальное положение ухудшились. Роза вынуждена была пойти работать в пионерский лагерь (летом), а затем работала санитаркой в больнице, этим периодом жизни, совпавшим с заболеванием ревматизмом и связывает Роза появление припадков. Вначале припадки был 4-6 раз в год только ночью во сне, потом раз в месяц и чаще, к днем, так и ночью. В 1960-1961 годах около года припадков не было, а затем появились вновь. После неприятностей, отрицательных эмоций припадки учащались.

Со стороны нервной системы отмечалась незначительная не постоянная органическая симптоматика: сглаженность носогуб

58

ной складки, девиация языка, непостоянный симптом Бабинско-го. Острота зрения, слух - хорошие. Цветоощущение нормаль­ное. Глазное дно без патологии. На электроэнцефалограмме от­мечалась типичная эпилептическая активность: острые, медлен­ные волны, пикообразные колебания, диэритмия (Д.Г.Шефер).

Роза окончила семь классов, в школе училась хорошо. Была активным участником художественной самодеятельности, все­гда любила выступать на сцене и быть в центре внимания. Она сочиняла стихи буквально на ходу и любила их читать; с удо­вольствием по своей инициативе демонстрировала свои способ­ности, подчеркивая, что если бы не болезнь, она бы и не того добилась; любила фокусы, охотно показывала их с постоянным успехом. Настроение Розы иногда было приподнятое, иногда, чаще после припадков, при ощущении недоверия к ней - угне­тенное. По характеру она мягкая, но настойчивая, несколько на­вязчива. Она вышла замуж, родила одного ребенка.

В 1960-1961 гг. Роза работала около года руководителем драматического кружка в обществе слепых. Там она заинтересо­валась чтением слепых по Брайлю и решила попробовать рукой читать обычный текст. Стала настойчиво тренироваться, подра­жая слепым, в чтении обычного плоскопечатного текста паль­цами (под контролем зрения). Вначале училась распознавать крупные буквы, затем более мелкие с закрытыми или завязан­ными глазами. Подобных способностей ни у кого из членов ее семьи не было выявлено.

После длительной целенаправленной тренировки под кон­тролем зрения Роза могла безошибочно с завязанными глазами читать печатный текст, определять содержание рисунков в жур­нале, цвета тканей и т.д. Она выступала несколько раз в концер­тах самодеятельности, показывала свои возможности. Когда в

59

дальнейшем припадки участились, она была вынуждена прекра тить работу в обществе слепых. После ознакомления со способ ностями Розы, врач поставил следующие исследовательские за дачи:

  1. доказать истинность феномена;

  2. определить возможности восприятия ею с помощь пальцев руки различного цветового и графического материала и в различных условиях;

  3. попытаться дать физиологическое объяснение явле нию.

При наблюдении выяснилось, что воспринимающей часть тела у Розы являются в основном подушечки третьего и четвер того пальцев концевых фаланг правой кисти. Но воспринимать цвет, в частности, могут, хотя и в меньшей степени, подушечки остальных пальцев обеих кистей, а также кончик языка.

Перед опознаванием Роза обычно потирала 6-8 раз подушеч ками третьего и четвертого пальцев правой кисти о бумагу или ткань (впечатление, что она как бы «точила пальцы», сенсиби лизируя кожную поверхность перед ощупыванием).

Лист книги, журнала при чтении или определении содержа ния рисунков помещался на гладкую твердую поверхность, так как шероховатая поверхность резко ухудшала восприятие. Тка ни зажимались и мялись пальцами правой руки, а мелкие пред-меты ощупывались либо на твердой поверхности, либо на ладо ни другой руки; при этом глаза были обязательно завязанными Выражение лица Розы становилось сосредоточенным. Чтение третьим и четвертым пальцами правой руки сопровождалось по тиранием и надавливанием с различной силой по изучаемой по верхности.

60

Проверка болевой, температурной, тактильной и вибрацион­ной чувствительности на воспринимающих поверхностях 3-го и 4-го пальцев показала, что все эти виды чувствительности резко обострены. Измерением кожной температуры на подушечках третьего пальца обеих рук было установлено, что температура третьего пальца правой руки на 2,6-2,8 градуса выше, чем на со­ответствующем пальце левой руки.

Способность восприятия на свету пальцами у Розы не всегда была одинаковой. Восприятие улучшалось при ощущении дове­рия, в тишине, в спокойной деловой обстановке, при согревании воспринимающих поверхностей пальцев, и наоборот, ухудша­лось и даже становилось невозможным при охлаждении или смачивании пальцев рук, после припадков, хозяйственных ра­бот, при волнении из-за недоверия к ней или недоброжелатель­ной шумной обстановки, мешающей ей сосредоточиться.

Феноменальные способности Розы заинтересовали многих врачей, некоторые их них допускали ее подглядывание либо внушение, индукцию со стороны врача. Для исключения воз­можности подглядывания, ей стали накладывать по две повязки на глаза, экранировать руку полотенцем или простыней, отво­дить ее руку из поля зрения. Но это не убеждало скептиков.

Тогда был сшит двойной мешок (из белой ткани с темно-полосатым рисунком), пропускавшим свет, но не дававший воз­можности видеть через него. Этот мешок был надет на голову испытуемой. Тут врачи столкнулись с новым непонятным фак­том: способность Розы к восприятию совершенно исчезла, чи­тать и узнавать цвета в этих условиях она не могла. Когда ме­шок снимался, а глаза завязывали обычным способом, опыты шли успешно. Гольдберг пытался объяснить этот факт измене-нием привычных условий восприятия (изменением стереотипа),

61

а также тем, что она чувствует недоверие к себе. Впоследствии было установлено, что экранирование головы прекращает про цесс кожно-оптического восприятия не только у Розы Кулешо вой, но и у многих других испытуемых, в том числе и у слепых.

Пришлось искать новую методику опытов. Был взят тот ж мешок, а окрашенные куски картона либо мотки ниток помеща лись в него и перемешивались. Где и что находится не знали ни Роза, ни экспериментатор. После этого Роза (глаза у нее был завязаны) всовывала в мешок руку, нащупывала один из кусков цветного картона или мешок, называла цвет и после этого вы таскивала руку с этим предметом. Впоследствии в мешок вкла дывались цветные картинки, фотокарточки, игральные карты другие окрашенные твердые или мягкие предметы.

В начале этих опытов у Розы был еще некоторый процент ошибок. Так, плохо определялись некоторые сорта окрашенно бумаги, цветовые оттенки на нитках. Эти предметы откладыва лись в сторону, и Роза с ними дополнительно тренировалась, открытыми глазами она она проводила своими чувствительны-ми пальцами несколько раз по предметам, после одной-двух тренировок Роза безошибочно находила предметы этого цвета мешке. В дальнейшем этот мешок был заменен мешком из чер-ной светонепроницаемой бумаги, применявшейся для предохра­нения фотопленок от засвечивания. Мешок клался на стол, рука всовывалась в него сбоку по локоть, некоторое количество света могло проникать через отверстие. В этих условиях Роза вполне успешно пальцами руки определяла цвета ниток, бумаги, кусков материи, читала фотографии, игральные карты, цветные рисун-ки, печатный гладкий текст. Врач не только настойчиво доказы вал себе реальность существования открытого им феномена, но пытался понять это явление.

62

Наблюдения и опыты проводились при разных условиях ос­вещенности: с естественным и искусственным светом, в темной комнате и в мешке. В первый период наблюдения было установ­лено, что как при естественном освещении, так и при свете электролампочки Роза в равной степени бегло могла читать при помощи пальцев газетный текст, однако шрифт меньше петита прочесть не могла. Она хорошо и быстро определяла содержа­ние рисунков, фотографий в журналах «Огонек» и «Крокодил», на папиросных коробках, хуже на спичечных коробках. Она ося­занием различала цвета, отдельные буквы и цифры на марках, на мелкомасштабной карте Роза определяла обозначенные там го­ры, озера и др. Хорошо определяла содержание фотокарточек с матовой и глянцевой поверхностью. Содержание рисунков луч­ше определялось ею на плотной ровной бумаге.

На цветной бумаге и нитках Роза хорошо различала все ос­новные цвета видимого спектра, хуже воспринимались коричне­вый, серый цвета. На цветных репродукциях, как и на нитках, хорошо определялись все хроматические цвета спектра, хуже различались ею оттенки, полутона. Аналогичные результаты были получены при определении цветовых тонов на каранда­шах, акварельных красках, гобеленах, ситцевой ткани. Хуже оп­ределяла цвет и рисунок на шерстяных. Шелковых и штапель­ных тканях. На свету цвета зеленых листьев и лепестков розы определяла правильно.

Однако определить цвет влажного материала, влажных ни­ток, разноцветного стекла, масляных картин, литых пластмассо-вых изделий Роза в тот период не могла. Не определяла она и цвета металлов.

Изучалось влияние температуры предметов на восприятие. Оказалось что незначительное согревание или охлаждение

63

предметов (при освещении) на восприятие не влияет. Также влияло на восприятие магнитное поле от мощного электромаг нита, в которое помещались рука испытуемой вместе с рассмат риваемым предметом.

Точность цветоощущения у Розы изучалась по таблице Раб кина [9], которыми пользуются для оценки слепоты у лиц, кото рым по роду работы необходимо узнавание цветных сигналов Эти таблицы состоят из множества цветных кружочков разных размеров, окрашенных с разной интенсивностью, размещенных на фоне таких же кружочков иных цветов, варьируемых по светлоте и по яркости. Сочетание более или менее одноцветных кружочков составляет цифру, группу цифр или геометрически фигур. Глазами Роза хорошо узнавала содержание таблиц, паль цами - не все. В ряде таблиц она путала малиновый и красны цвета, плохо определяла серый, коричневый и светло коричневый цвета. Экспериментаторы обратили внимание я, такое явление, когда Роза хорошо определяла цвет различных кружочков и их фона пальцами, но общего впечатления фигуры или цифры у нее часто не складывалось. Обычно глазом удается выделить целостный образ фигуры или цифры, абстрагируясь о цветной мозаики.

Интересны и результаты опытов в темной комнате. Успехи всегда были значительно хуже, чем в освещенной комнате. Роз могла определить лишь отдельные крупные буквы, иногда от дельные слова или содержание отдельных рисунков. Однако отдельные дни правильно определяла цвет галстука, носовых платков, рубашек и даже нижних сорочек у ряда лиц (лиловый, фиолетовый, синий в клеточку и т.д.), а в иные дни определить в условиях темноты вообще ничего не могла. По мнению Гольд берга, неумение распознавать цвет в темноте связано с тем, что

64

Роза не тренировалась в этих условиях. Все упражнения ранее осуществлялись ею на свету.

Для исключения какого-либо влияния или индукции со сто­роны экспериментатора, предметы (нитки мулине, игральные карты, цветные куски картона) одновременно вкладывались в черный бумажный мешок и перемешивались в нем. Что и где находилось не было известно ни экспериментатору, ни испы­туемой. Роза определяла предметы по заданию. Она сначала на­ходила нужный предмет, называла цвет, а потом вытаскивала для контроля. Она хорошо различала основные цвета ниток. Но путала оттенки (фиолетовый, например, называла сиреневым), медленнее вытаскивала заданного цвета куски картона или иг­ральные карты.

Экспериментатора заинтересовал вопрос - может ли Роза оп­ределить цвет лучей, направленных на руку? Для этого поду­шечки 3-го и 4-го пальцев правой руки засвечивались в темноте карманным фонариком с белым, красным и зеленым свето­фильтрами. Ощутить цвет ей тогда не удалось.

Врач допытывался у Розы объяснения ее способности, каким же образом воспринимаются цвета, рисунки и текст. Она расска­зывала, что красный цвет ощущает как крестики, синий как по­лоски, зеленый воспринимается более гладким, чем желтый. Но эти объяснения не были постоянными. Часто Роза настойчиво просила самого экспериментатора просто потрогать пальцами руки и ощутить разницу между белой бумагой, рисунком и тек­стом, различными тонами на рисунках и предметах.

Таким образом, первый период изучения способностей Розы

Кулешовой (в основном контактной чувствительности) был за-

кончен, и испытуемая была представлена в психологическую

лабораторию Нижне-Тагильского педагогического института,

65

где в присутствии доцента М.М.Кожевникова был проведен ряд контрольных опытов. Было решено доложить результаты исследований на конференции Уральского отделения Всесоюзного общества психологов.

Конференция состоялась в конце сентября 1962 года в Нижнем Тагиле. В работе конференции участвовали видны психологи из разных городов Советского Союза. На этой ко ференции И.М.Гольдберг прочитал доклад «К вопросу об уп ражняемости органов чувств» с демонстрацией феномена Роз Кулешовой [2].

Роза безошибочно определяла пальцами цвет предметов, чи тала новый текст и выполняла другие задания. После доклада демонстрации опытов состоялся оживленный обмен мнениям по поводу природы феномена. Было выдвинуто несколько гипо тез. Одни считали, что Роза Кулешова реагирует на тончайшие различия в температуре разно окрашенных поверхностей пред метов, другие говорили об ощущении пальцами структурных различий красящего вещества, об электромагнитной природе явления. В день окончания конференции некоторые из ее участ ников приехали к Розе домой и проверили ее способности обычных домашних условиях. Оказалось, что и дома ее чувст вительность не снизилась, результаты не хуже чем в условия публичной демонстрации.

Первая публикация о феномене Розы была дана в газете «Та гильский рабочий» от 9 октября 1962 г., где была помещена статья доцента кафедры педагогики и психологии Нижне Тагильского пединститута А.С. Новомейского «Научные изы кания психологов на Урале». Эта статья, в которой сообщалось об исследованиях феномена Розы Кулешовой, была перепечата на рядом газет и журналов в Советском Союзе и за границей.

66

Позже один из участников конференции психолог П.Я. Гальпе­рин на страницах газеты «Известия» от 24 октября 1962 г. в за­метке «Цвет на ощупь» рассказал о своих впечатлениях и пред­положениях в отношении природы феномена.