Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты пока что есть1.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
20.04.2019
Размер:
1.29 Mб
Скачать

Вооруженное восстание и переворот

Как отмечает исследователь Нефёдов С. А., царское правительство, вопреки распространённому мнению, предвидело «неизбежные волнения», разработав в январе-феврале 1917 года план борьбы с возможными массовыми беспорядками. Однако этот план не предусматривал массового мятежа дислоцированных в Петрограде запасных батальонов гвардейских полков. По словам командующего войсковой охраной и гвардейскими запасными частями Петрограда, генерал-лейтенанта Чебыкина, «подавлять беспорядки будут назначены самые отборные, самые лучшие части — учебные команды [состоявшие из лучших солдат, обучавшихся на унтер-офицеров (сержантов)]». Однако и эти расчёты оказались неверными — восстание началось именно с учебных команд.

27 февраля (12 марта) в Петрограде началось вооружённое восстание. Первой подняла мятеж учебная команда запасного батальона Волынского полка в числе 600 человек во главе со старшим фельдфебелем Т. И. Кирпичниковым. Солдаты и раньше не желали стрелять в демонстрантов, но в этом случае начальник команды штабс-капитан И. С. Лашкевич был убит, а сама команда присоединилась к рабочим. Затем к мятежному Волынскому полку присоединились Литовский и Преображенский полки (точнее, дислоцированные в Петрограде запасные батальоны данных полков, укомплектованные новобранцами. Сами же полки лейб-гвардии находились в действующей армии). К вечеру бунтовал уже весь петроградский гарнизон. Оружие бесконтрольно распределялось среди демонстрантов.

Как и во время Французской революции нападениям подверглись тюрьмы, из которых толпа освобождала заключённых. Были захвачены городские тюрьмы «Кресты», Литовский замок, следственная тюрьма — Дом предварительного заключения (ДПЗ «Шпалерка») на Шпалерной улице, 25, — выпущены все заключённые, в том числе уголовники. Тюрьмы «Литовский замок» (у пересечения реки Мойка и Крюкова канала) и «Шпалерка» были сожжены полностью. Также было сожжено здание Окружного суда (Шпалерная, 23). По городу начались убийства полицейских и городовых, грабежи и мародёрства. Толпа блокировала пожарных, пытавшихся потушить здание Окружного суда, сожгла дом министра императорского двора Фредерикса Б. В., как «немецкий». На самом деле Фредерикс действительно имел иностранное происхождение, но не немецкое, а шведское.

Политические заключённые присоединились к восставшим и возглавили колонну демонстрантов под красными флагами. Восставшие солдаты и рабочие заняли важнейшие пункты города, правительственные здания и арестовывали министров. Приблизительно к 14 часам тысячи солдат пришли к Таврическому дворцу, в котором продолжала заседать мятежная Государственная Дума под председательством октябриста М. Родзянко. Дума оказалась в двусмысленной ситуации: с одной стороны, она получила указ царя о собственном роспуске, и опасалась подхода к Петрограду предполагаемой «карательной экспедиции». С другой же стороны, она оказалась осаждена толпой революционных солдат и рабочих, пришедших к Думе, как к основному на тот момент центру оппозиции. В результате Дума решила, формально подчинившись указу о роспуске, вместе с тем продолжить собираться под видом «частных совещаний». Под предлогом организации восстановления порядка в городе Дума образовала Временный комитет Государственной думы из 13 человек. В ночь на 28 февраля (13 марта) Временный комитет объявил, что берёт власть в свои руки.

Однако Временному комитету Родзянко не удалось в полной мере взять власть в свои руки, так как у него появился конкурент в виде Временного Исполкома Петроградского Совета рабочих депутатов, который создали в том же Таврическом дворце депутаты левых фракций. Он распространил по заводам и солдатским частям листовки с призывом выбирать своих депутатов и присылать их к 19 часам в Таврический дворец по 1 депутату от каждой тысячи рабочих и от каждой роты. В 21 час в левом крыле Таврического дворца открылись заседания рабочих депутатов и был создан Петроградский Совет рабочих депутатов во главе с меньшевиком Н. С. Чхеидзе, заместителями которого стали трудовик А. Ф. Керенский и меньшевик М. И. Скобелев. Все трое были депутатами Госдумы и масонами.

В тот же день 27 февраля (12 марта) поздно вечером члены царского правительства собрались на своё последнее заседание в Мариинском дворце, на котором решено было направить Николаю II в Могилёв телеграмму, где указывалось, что Совет министров не может справиться с создавшимся в стране положением, предлагает себя распустить и назначить председателем лицо, пользующееся общим доверием — составить «ответственное министерство». Кроме того, правительство отправило в отставку министра внутренних дел Протопопова А. Д., как вызывавшего особое раздражение оппозиции. На практике это привело только к ещё большему параличу царского правительства, во время массового восстания в столице оказавшегося без министра внутренних дел.

На следующий день 28 февраля (13 марта) — Председатель Временного комитета Родзянко ведёт переговоры с начальником штаба Верховного главнокомандующего генералом от инфантерии М. В. Алексеевым о поддержке Временного комитета со стороны армии, а также ведёт переговоры с Николаем II, принуждая его к отречению от власти.

1 (14) марта еще до отречения царя мятежный Временный комитет Родзянко получает признание Великобритании и Франции. Тем временем Петроградский Совет издает Приказ № 1 по Петроградскому гарнизону. Этим приказом Совет революционизировал армию и завоевал политическое руководство ею. Этим приказом Совет подчинял себе Петроградский гарнизон в решении всех политических вопросов и лишал Временный комитет возможности использовать армию в своих интересах. Возникло двоевластие: официальная власть находилась в руках Временного комитета Государственной Думы, а затем — Временного правительства, а фактическая власть в столице — в руках Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Временный комитет добивается поддержки со стороны руководства армии и генералитета.