Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
научка.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
4.96 Mб
Скачать

2.Отличительные особенности фэнтэзийной картины мира.

В предыдущем разделе мы проводили черту между тремя родственными, но в то же время далекими друг от друга литературными феноменами. Сказка, научная фантастика и фэнтэзи, как мы выяснили, имеют множество принципиальных различий.

Как уже было сказано, фэнтэзийные произведения вобрали в себя черты мифов, и средневековых романов, и сказок, и эпоса, превратившись в уникальное ответвление фантастики, которое трудно назвать жанром из-за его масштабности, фэнтэзи сформировало свои собственные каноны, по которым строятся вторичные миры.

  • Важнейшим признаком фэнтэзийной картины мы считаем иной или вторичный мир, созданный специально, с определенной целью и обладающий свойствами, не характерными для реального мира. Например, Плоский мир, созданный Терри Пратчеттом: «Этот мир, как следует из названия, совершенно плоский и покоится (точнее, едет верхом) на спинах четырех огромных слонов. Слоны стоят на панцире гигантской звездной черепахи по имени Великий А'Туин. Диск обрамлен водопадом, пенистые каскады которого бесконечной лавиной обрушиваются в космос. Ученые подсчитали, что шансы реального существования столь откровенно абсурдного мира равняются одному на миллион. Однако волшебники подсчитали, что шанс "один на миллион" выпадает в девяти случаях из десяти»[8];

Также необходимым элементом фэнтэзи является создание особой, авторской мифологии и веры, которые бы вписывались в рамки вторичного мира.

  • Магия и фольклорные персонажи как необходимый элемент. В качестве примера подойдет едва ли не любое произведение фэнтэзи. Сверхъестественное предполагает магию, которая и объясняет все непонятное легко и просто. В произведении фэнтэзи, допустим, герой использует ковер-самолет или шапку-невидимку. Это волшебные предметы, и пояснять принципы их действия нет ни необходимости, ни смысла. В научно-фантастическом произведении читатель столкнулся бы с пространным и, скорее всего, нудным объяснением, почему и как работает шапка-невидимка, да и называлась бы она каким-нибудь мудреным термином. Фэнтэзи не любит раскрытия тайны волшебства, так как оно (волшебство) теряет от этого свое очарование.

  • Если в фэнтэзи действуют некие высшие, надчеловеческие силы, то в научной фантастике, как правило, их нет. Фэнтэзи может себе позволить обращаться с законами природы как ей угодно, вплоть до прямого их нарушения. Понятно, что научная фантастика на такое и не замахнется, ибо она излишне рационалистична и не допускает подобных вольностей. Все чудеса в научной фантастике получают научное объяснение, в фэнтэзи же никакие объяснения не нужны, ибо чудо в ней – нечто само собой разумеющееся.

  • Важным признаком так же является противостояние добра и зла как основной сюжетообразующий стержень. В этом фэнтэзи напоминает обычную сказку с ее эстетическими нормами. Однако и здесь существуют определенные отличия от сказки. В фэнтэзийном мире Добро и Зло равнозначны. Здесь достаточно привести в пример описание масштабных кровопролитных войн Толкиена. А вот в сказке Добро побеждает без потерь. Еще одним, немаловажным отличием будет финал. В фэнтэзи он может быть непредсказуем, и еще не факт, что победит именно Добро. В сказочных трафаретах по-другому и быть не может.

  • Еще один признак фэнтэзийного мира - полная свобода автора: он может повернуть сюжет самым неожиданным образом, поскольку волшебный мир фэнтэзи предполагает, что в нем возможно все. Он четко отграничивает фэнтэзи и научную фантастику, потому что научная фантастика описывает вероятное, и автор стеснен определенными рамками. Он вынужден дать объяснение невероятному, обосновать научно или псевдонаучно (что чаще всего и происходит).

  • Чаще всего авторы традиционного фэнтэзи в качестве основы для вторичных миров выбирают средневековую обстановку.

Стоит также отметить родство фэнтэзи и романтизма. Исследователи фэнтэзи называют это явление неоромантизмом, подчёркивая тем самым сходство мира фэнтэзи с миром романтизма. В.Л. Гопман отмечает, что герой фэнтэзи близок романтическому герою: он такой же «одинокий, отверженный, в одиночку борющийся с выпавшими на его долю испытаниями» [2]. На близость фэнтэзи к романтическим произведениям указывает и то, что фэнтэзи обладает характерными для романтизма тремя основными линиями романтической типизации: открытием (или созданием) неведомых стран, созданием героических характеров, идеей рока и гимном творческой личности. Близость фэнтэзи эстетике романтизма заключается в том, что в фэнтэзийных произведениях вымышленный мир противопоставлен реальному. Изображение вымышленного мира есть своеобразный способ ухода от реальности. В эссе Толкиена «О волшебных сказках» это явление именовалось эскапизмом (эскапизм – стремление личности уйти от действительности в вымышленный мир иллюзий и фантазий [6, с.1323]).

В вымышленном мире фэнтэзи добро побеждает зло, а герой, как правило, идеален. Само по себе создание вымышленного мира – определённый протест против реальности. Подобно тому, как романтики создавали произведения, действие которых происходит в вымышленном мире, в далёком прошлом, авторы фэнтэзи создают вымышленный мир, подобный нашему миру в далёком прошлом, мир фантастический, в котором волшебство является естественным для персонажей. Также стоит отметить, что подобно романтикам, авторы фэнтэзи используют национальный фольклор в своих произведениях.