Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава5.Синтаксис.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
436.74 Кб
Скачать

§ 3. Нечленимые предложения

Как уже говорилось, в нечленимых предложениях отражается не ситуация, а реакция говорящего на ситуацию, в них нет позиций членов предложения, откуда и их название. По семантике и способу выражения нечленимые предложения распадаются на несколько групп.

1. Междометные нечленимые предложения в соответствии с двумя семантическими разрядами междометий делятся на эмоциональные и императивные: а) в пьесе А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» Атуева возмущается, так как слуга никак не может прибить колокольчик: «Аааа-ах ты, боже мой!.. Да тут никакого терпенья не хватит! Ты пьян!!!» – выделено эмоциональное нечленимое предложение; б) «Разве закричать, на помощь позвать? Может, услышит кто – лесник или дровосек запоздалый, или охотник какой? Ау!» (С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев) – выделено императивное нечленимое предложение, его частная семантика призыва оговорена в самом контексте («на помощь позвать»).

2. Модальные нечленимые предложения выражают утверждение, отрицание, степень уверенности или неуверенности с помощью частиц и модальных слов: «Правда, дяденька, – самый это и был капитан Енакиев?» – «Разумеется» (В. Катаев. Сын полка) – модальное нечленимое предложение выражено модальным словом; «Ай, пастушок! Ай, друг милый! Такого знаменитого разведчика обдурил. Это ж надо уметь». – «Да. Ничего не скажешь. Силен!» (там же) – утвердительное нечленимое предложение выражено частицей.

3. Если в качестве отдельного предложения выступает обращение, т. е. название того, к кому обращаются с речью, нечленимое предложение является звательным, или вокативным: «Мама! – нежно начал Деточкин, когда она наконец подошла, – Я не виноват, но я сейчас уезжаю в командировку...» (Э. Брагинский, Э. Рязанов. Берегись автомобиля!).

4. К нечленимым предложениям относят и некоторые обороты речевогоэтикета: «Двоеточие (укоризненно). Какой ты, брат, несуразный! (Дает ему денег.) Пустобайка. Спасибо» (А. М. Горький. Дачники).

Обратим внимание на одну интересную особенность нечленимых предложений. Когда мы объединяем в одну конструкцию предложения членимые, получается сложное предложение: «Пошел дождь, и мы отложили прогулку». Когда же соединяются членимое и нечленимое предложения, происходит осложнение структуры простого предложения, но простое остается простым, сложного предложения не возникает: членимое «Ты идешь в кино?», нечленимое вокативное «Миша!», объединим их: «Миша, ты идешь в кино?» Получаем простое двусоставное предложение, структура которого осложнена обращением.

§ 4. Второстепенные члены предложения. Способы осложнения членов предложения

Если мы вспомним схему моделируемой в предложении ситуации, то увидим, что главные члены призваны отразить предикативную связь между предметом речи, его признаком и ситуацией общения. Остальные элементы ситуации отражаются в предложении с помощью второстепенных членов, которые традиционно делятся на три вида. Определительные элементы ситуации – качества предметов, включенных в нее, отражаются с помощью определений, объекты – с помощью дополнений, обстоятельства – с помощью члена предложения, который так и называется обстоятельством.

Определения бывают трех структурных типов: согласованные, выражаемые прилагательными, местоименными прилагательными, причастиями, связанными с определяемым словом с помощью согласования в роде, числе, падеже; несогласованные, выраженные существительными и местоименными существительными, связанными с определяемым словом с помощью управления, а также выраженные инфинитивом или наречием, примыкающим к определяемому слову; приложения, выраженные существительными в согласуемом падеже: «Он строит каменный дом» – согласованное определение; «Он строит дом из камня» – несогласованное; «Он ремонтирует свой дом-развалюху» – приложение.

Дополнения по традиции разделяются на прямые и косвенные. Семантику этих типов можно описать так: прямое дополнение называет объект, на который действие направлено непосредственно и который охватывается действием полностью; косвенное дополнение называет объекты, на которые действие направлено частично, через посредство прямого объекта или еще в какой-то форме опосредования. Эта довольно трудно уловимая семантика сопровождается, однако, весьма ярким грамматическим признаком: прямое дополнение действительного оборота синонимично подлежащему страдательного оборота, так как оба эти члена предложения отражают прямой объект моделируемой ситуации. Все остальные дополнения такой синонимичностью не обладают. Исходя из этого грамматического признака, делаем вывод, что прямое дополнение выражается винительным падежом без предлога: «Бригада строит дом» = «Дом строится бригадой»; родительным падежом со значением части: «Я выпил чаю» = «Чай выпит мною»; родительным падежом при отрицании: «Бригада не строит дома» = «Дом не строится бригадой».

Наш материал показывает, что в ряде случаев форма дополнения расходится с его семантикой: в страдательном обороте дополнение в творительном падеже (бригадой) обозначает субъект моделируемой ситуации, ср. также: «Мне холодно», «Ветром снесло крышу», «Вокруг никого не было», где дательный, творительный, родительный падежи дополнений тоже имеют субъектное значение.

Обстоятельства имеют различную семантику: образа действия, меры, места, времени, причины, следствия, уступительности, цели.

Из школьной грамматики хорошо известно, что часто второстепенный член предложения совмещает в себе два значения – объектное и определительное, объектное и обстоятельственное, и это понятно, так как отношения между явлениями действительности гораздо богаче тех схем, в которые вынужден заключать их язык.

Уже отмечалось, что словосочетание в предложении может претерпевать различные изменения. Зависимый элемент способен сохранять в предложении свою присловную отнесенность: «Мы все перессорились из-за этой книжки». – Здесь форма «из-за книжки» с объектно-обстоятельственным значением относится к сказуемому (сохраняя присловную связь слабого управления). Если же мы поменяем порядок слов (Из-за этой книжки мы все перессорились), компонент устанавливает связь со всей предикативной основой (приосновная связь) и даже получает возможность соотноситься одновременно с двумя предложениями: «Из-за этой книжки мы все перессорились, а Иван с Андреем и до сих пор еще не разговаривают». Именно в таких конструкциях с детерминантом при одиночном союзе И между предложениями не ставится запятая: «За окном завывал ветер и сыпал колючий снег».

Средства осложнения членов предложения

Все члены предложения, главные и второстепенные, в целях экспрессии могут быть осложнены повторами, частицами, фразеологизацией и междометиями.

Повторы как средство осложнения члена предложения различны по структуре:

1. Прежде всего выделяется точный повтор, так называемая фигура удвоения, хотя повтор может быть не только двойным, но и тройным, а изредка ряд бывает еще длиннее: «И снова пески, пески, пески»(Ю. Нагибин. Директор) – осложнено подлежащее; «Стала его барыня урезонивать, говорила-говорила, причитала-причитала и о боге, и о добродетели, и о будущей жизни, и о жене и детях и довела его до слез» (Л. Н. Толстой. Поликушка) – осложнено сказуемое; «На третьей полке, поджав колени, в худом вагоне ехать, ехать, ехать, ехать синею весной» (В. Луговской. Синяя весна) – осложнено сказуемое инфинитивного предложения.

2. Используется повтор слова в разных его формах: «Правда ли, говорят, будто бы я на барышню похожа?» – «Какой вздор! Она перед тобой урод уродом» (А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка) – осложнено составное именное сказуемое.

3. Повтор может оформляться с помощью частиц: «Значит, будем загорать?» – «Нет. Приказано финишировать раздельно». – Он положил перед Зворыкиным телеграмму. – «Раздельно так раздельно» (Ю. Нагибин. Директор) – здесь повтором с частицей осложнено обстоятельство.

4. В повторе могут объединяться однокоренные слова, это словообразовательный повтор: «Сюды-сюды, весь дол и бор, по новости-новиночки!» (М. Цветаева. Егорушка) – словообразовательным повторомосложнено обстоятельство цели, точным повтором осложнено обстоятельство места «сюды-сюды»; «Посмотри, каких красивых двух коней золотогривых наш дурак себе достал: ты и слыхом не слыхал» (П. Ершов. Конек-горбунок) – повтором осложнено простое глагольное согласованное сказуемое (оно осложнено также частицей и, о чем будет сказано далее).

5. Встречается синонимический повтор: «Яшка заклялся-забожился: – Никогда не откажусь! И барыня так велела. Разве можно против барынина приказу идти?» (П. П. Бажов. Травяная западенка) – осложнено простое глагольное согласованное сказуемое; «Поздним вечером, поздним вечером тоска-грусть встает, боль извечная» (М. Цветаева. Егорушка) – осложнено подлежащее.

Повторы в основном передают значения интенсивности, длительности, иногда имеют модальную семантику, например, согласия: «раздельно так раздельно».

Частицы также могут осложнять разные члены предложения: «Мастер развивал перед Маргаритой ту мысль, что вот-вот начнется какая-то совершеннейшая чепуха» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита) – осложнено простое глагольное согласованное сказуемое; «Надо было бы хоть запасные рукавицы иметь» (Н. Тихонов. Мороз-Красный нос) – осложнено согласованное определение.

Фразеологизация – тоже средство осложнения члена предложения: «Я полагаю, что шахматные журналы заплатили бы большие деньги, если бы имели возможность ее напечатать» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита). Осложнено составное глагольное сказуемое, в котором модальный модификатор выражен описательным сочетанием иметь возможность = мочь (описательное сочетание включает неполнознаменательный глагол-компенсатор и имя существительное).

Междометия могут входить в состав члена предложения и тем осложнять его: «Дарьюшка ох не любит ждать» (С. Цвигун. Мы вернемся). Осложнено составное глагольное сказуемое.

Литература

Бабайцева В. В. Система членов предложения в современном русском языке. М., 1988.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]