Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава5.Синтаксис.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
436.74 Кб
Скачать

§ 2. Согласование

Основные типы связей между словами объясняются их грамматической природой и их лексическим значением.

Обратимся к имени существительному. Оно обозначает предмет как самостоятельную совокупность признаков. А прилагательное, глагол, местоименное прилагательное обозначают признаки предмета, процессуальные и непроцессуальные. Такое «наложение» частеречных значений не может не отразиться на связях этих слов. Связи тоже характеризуются своеобразным наложением. Сравним грамматические признаки слов в сочетании большая комната = существительное женского рода, единственного числа, именительного падежа + прилагательное женского рода, единственного числа, именительного падежа. Если мы изменим грамматические характеристики существительного, прилагательное откликнется на эти изменения: большой кабинет, к большому окну. Прилагательное уподобляет свои категории одноименным категориям существительного. Такая связь называется согласованием.

Рассмотрим, с какими еще частями речи у существительного устанавливается эта связь. Вот сочетания: «Ученик читает», «Ученики читают». Число глагола явно уподоблено числу имени существительного. Перед нами тоже согласование, которое наблюдается и в прошедшем времени, и в сослагательном наклонении, где в единственном числе добавляется согласование по роду: «Ученик читал», «Ученица читала», «Ученики читали».

Случаи совмещения согласования с другими связями мы рассмотрим в дальнейшем.

§ 3. Координация

Вернемся к сочетаниям «Ученик читает», «Ученики читают». Мы рассмотрели только связь глагола и существительного по числу, обнаружив здесь уподобление одноименных категорий, т. е. согласование. Но у глагола много категорий. Связаны ли они с существительным? Вид, наклонение и время явно не связаны, поскольку выбор их свободен: при неменяющемся существительном ученик мы можем употребить любое время (читает, читал, будет читать), любое наклонение (читает, пусть читает, читал бы) и глагол любого вида (читал, прочитал). А как ведут себя лицо и залог? У глагола три формы лица, существительное этой категории не имеет, следовательно, согласования быть не может. Что же приходится делать говорящему, чтобы употребить личную форму глагола при существительном ученик? Ему приходится выбирать из трех форм ту, которая подходит по семантике к моделируемой ситуации. Он не выберет первое лицо, потому что действие читать совершает не сам, не выберет он и второе лицо, так как действие совершает не адресат. А третье – вполне устроит говорящего, ведь действие производит лицо, не участвующее в прямом обмене репликами.

Связь, при которой говорящий должен выбирать из нескольких форм зависимого слова ту, которая подходит по своей семантике для моделирования данной ситуации, называется координацией. Таким образом, по лицу глагол читает координирует со словом ученик, а по числу, напомним, согласуется с ним.

Теперь нам проще разобраться с залогом. Если говорящий решил моделировать ситуацию так, чтобы предметом мысли стал субъект действия, он изберет действительный залог. Если он решил моделировать ситуацию так, чтобы предметом мысли стал прямой объект действия, он изберет форму страдательного залога. Мы видим тот же выбор форм в зависимости от семантики, необходимой для моделирования ситуации. Следовательно, перед нами снова координация.

Координация наблюдается в выборе рода в прошедшем времени и сослагательном наклонении глагола при местоимениях я, ты. Мы помним, что род выбирается в зависимости от пола действующего лица, а в фантастическом мире, где говорят животные и предметы, род избирается в соответствии с родом замещаемого существительного. То же самое касается рода прилагательных, занимающих позицию сказуемого при таких местоимениях. Вспомним у Пушкина: «Ветер, ветер! Ты могуч».

В языке есть случаи, когда координация тесно переплетается с согласованием. Рассмотрим примеры.

Когда мы употребляем приложение, мы используем согласование существительного с существительным: «Я увидел старика сторожа», «Я подошел к старику сторожу». Падеж приложения уподобляется падежу определяемого слова, следовательно, это согласование. Наблюдается и согласование по числу: «Она приехала со своей красавицей дочерью», «Она приехала со своими красавицами дочерьми». Но вот что происходит с родом? Введем еще предложение: «Она приехала со своими красавцами сыновьями». Похоже на согласование, не правда ли? Для выяснения вопроса вначале отвлечемся от приведенного материала и рассмотрим случаи дом-развалюха, поле-кормилец. По падежу и числу между словами согласование. А род у определения и определяемого слова не совпадает. Это происходит потому, что существительные не изменяются по родам, значит, язык должен был допустить разницу в роде двух существительных, если у говорящего возникла потребность сделать одно из них приложением к другому.

А сейчас вернемся к сочетаниям «красавец сын» и «красавица дочь». Мы видим в них иную связь по сравнению с синонимичными «красивый сын» и «красивая дочь». Прилагательное имеет изменяемый род и поэтому может уподобить свою форму рода роду существительного. Но существительное красавец имеет мужской род, а существительное красавица – женский, и изменить свой род они не могут. Что же делает говорящий? Он выбирает не форму, а слово, род которого удовлетворяет условиям моделируемой ситуации. Таким образом, операция выбора роднит эту связь с координацией. Но есть и отличия. Во-первых, как уже говорилось, выбирается слово, а не форма. Во-вторых, до сих пор мы видели, что координируемая категория принадлежит зависимому слову, а главное слово ее не имеет: существительное не имеет лица – глагол координирует с ним свою личную форму; местоимения я, ты не имеют рода, глагол или прилагательное координируют с ними свою форму рода. Здесь же род есть и у зависимого, и у главного слова, и в результате выбора они оказываются одинаковыми, как при согласовании. Мы имеем синтаксическую связь, объединяющую признаки координации и согласования, и можем назвать ее координацией-согласованием.

Такую же связь, только по категории лица, мы наблюдаем между личными местоимениями я, ты, мы, вы и глаголами первого и второго лица настоящего и будущего времени, а также повелительного наклонения: я пишу, ты пишешь. Мы видим совпадение лиц у местоимения и глагола, что и напоминает согласование. Однако тождества с этим типом связи здесь нет. Почему? Во-первых, лицо местоимения отнюдь не тождественно лицу глагола. У глагола это словоизменительная категория, три лица – это формы одного слова. У местоимений это классифицирующая категория: я и ты – два разных слова. Таким образом, устанавливается связь между лексическим значением местоимения и грамматическим значением формы глагола. Во-вторых, посмотрим на сам глагол. Так ли уж он нуждается в местоимении? Если мы услышим предложение «Иду», мы не будем задавать вопрос «Кто?» На субъект однозначно указывает окончание, и местоимение я ничего нового к содержанию высказывания не прибавляет. Вот и получается, что мы скорее из местоимений выбираем то слово, которое подходит к глагольной форме, уже обозначившей субъект ситуации. Снова возникают отношения типа координации-согласования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]