Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IMO (1).doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
753.66 Кб
Скачать

Вопрос 15. Аландский вопрос в мо в хх веке

Аландский архипелаг исторически занимал очень важное стратегическое положение на стыке двух морей - кто владел Аландами, тот контролировал транспортные потоки в Балтийском море. В XVIII веке через Аланды проходил важный почтовый путь из Петербурга в Стокгольм.

18 марта 1809 года во время русско-шведской войны русский корпус под командованием князя Багратиона занял Аландские острова, которые после окончания войны в составе Великого княжества Финляндского были присоединены к Российской империи. В 1832 году построена русская крепость Бомарсунд, вокруг которой вырос первый город. В 1856 году Парижский мирный договор присвоил Аландским островам статус демилитаризованной зоны, который сохраняется и в настоящее время (Аландские острова — полностью демилитаризованная территория. Здесь нет воинских частей, военно-морских или авиабаз вооружённых сил. В отличие от всех остальных граждан Финляндии, жители Аландских островов не призываются на воинскую службу. Также запрещено хранение и ношение любого огнестрельного оружия, кроме охотничьего). Фактически Аландские острова на 100% шведоязычны.

Совершенно очевидно, что в течение Первой мировой войны Аландские острова приобрели в международных отношениях Балтийского региона геостратегическое и политическое значение, несоизмеримое с их экономическими и людскими ресурсами. В 1915 г. Германия пыталась использовать архипелаг в качестве приманки для втягивания Швеции в войну на стороне Центральных держав. В немецкой скандинавской политике 1917-1918 г. Аланды являлись средством давления на Швецию. При этом в Швеции либералы и социалисты мечтали о демилитаризации и нейтрализации островов. Король и консерваторы стремились к аншлюсу Аландов. Сами жители островов также выступали за включение Аландов в состав Швеции (по плебисциту 1917г). В итоге победили последние и решив воспользоваться ситуацией Гражданской войны в Финляндии, высадили шведский десант 23 февраля 1918 года. Предлогом были якобы «посягательства русского гарнизона». Это была чистой воды провокация и правительственный заказ, но ситуация вызвала ажиотаж в СМИ. Надо отметить, что Финляндию в это время активно поддерживала Германия. В Финке очень негативно восприняли шведскую акцию. Примечательно то, что и Совет Уполномоченных К. Маннера и сенат в Вазе проявили редкое единодушие. В Германии же ситуация была сложнее. У них была дилемма кого поддержать, в итоге существовало два лагеря: первые хотели поддержать Стокгольм и вызвать в шведском обществе симпатии к Германии и нейтрализовать проантантовские настроения (это были нем. Посланники в Стокгольме и Копенгагене). Противоположную позицию заняли офицеры (в т.ч. Людендорф), которые делали ставку на Финку и считали её главным опорным пунктом немецкой политики на Балтике. Они усмотрели в этой шведской акции поддержку Антанты. В итоге победили вторые и почти сразу же сформировали корпус под руководством Мейера и под предлогом просьбы помощи от финского сената, стали использовать Аланды в качестве немецкой базы для дальнейших операций в Финке. Швеции во избежание конфликта, пришлось вывести свои суда. Но возникал вопрос о реакции самой Финки. Небезызвестный нам Карл Густав Маннергейм заявил Берлину о незаконности внешнего вмешательства и подчеркнул, что они «сами справятся с мятежом». Но всё решил финский посланник в Германии Э.Ельт, который посчитал интерес Германии к Финке благом для бывшей «национальной окраины». Именно такое развитие событий описано у Новиковой в книге «Финская карта в немецком пасьянсе».

Если шведская «гуманитарная интервенция» в целом соответствовала принципам международного права, германская «интервенция по приглашению» была обычной военной оккупацией архипелага, которая должна была закрепить гегемонию Германии на Балтике и устранить российское влияние.

Аландцы, вероятно, получили в конце концов больше, чем если бы присоединились к Швеции. И боязнь нестабильности и гражданской войны была одним из факторов, стоявших за попыткой отделения от Финляндии. Однако, до сих пор ведутся споры том, что почти единодушное пожелание аландцев было отвергнуто. Как сказал аландец Johanes Salminen: «Когда двадцать тысяч человек хотят идти своим путём, вы говорите про сепаратизм и измену. Когда три миллиона человек хотят того же, вы играете на стороне Финки.» Иными словами: сыграло роль то, что Финляндия в период Аландского кризиса занимала более агрессивную позицию, чем Швеция. В итоге по окончании Гражданской войны в Финке, Аландским островам было предложено самоуправление. Их это предложение не устроило и они обратились в Лигу Наций, на тот момент единственную силу, которая могла помочь. Аландцы хотели решения проблемы по примеру Шлезвиг-Гольштейна, а именно плебисцита. Но дело в том, что Швеция не хотела Аландских островов в 1920, по крайней мере не за счёт каких-либо трений с правительством Финляндии, которая не была побеждённой стороной в Первой Мировой, как Германия. Однако, в то время - 94% или 96% аландцев - хотело принадлежать Швеции. Им в этом было отказано, и Швеция, по существу, не допустила никакой суеты. В 1920 аландский парламент послал представителей в шведское правительство, чтобы напомнить о желании присоединиться к Швеции, они были впоследствии посажены в тюрьму в Финляндии по обвинению в государственной измене. Таким образом, в 1921 году Лигой Наций было принято окончательное решение оставить суверенитет за Финкой, но обязать её сохранить шведский язык. При этом позиция стран была таковой: Англия и Франция поддерживали Финку, а Россия по Советско-финскому договору 1920 года выбила для себя гарантию, что острова не будут укрепляться.

Дальнейшая история показала, что Советский Союз всё же имел интерес к данной территории. В этой связи хотелось бы привести выдержку из доклада Молотова накануне Второй Мировой ( 31 мая 1939).

Предлагается всем для прочтения: «Из вопросов международной жизни, которые приобрели в последнее время большое значение для СССР, следует остановиться на проблеме Аландских островов. Вы знаете, что эти острова в течение более чем 100 лет принадлежали России… В 1921 году 10 странами: Финляндией, Эстонией, Латвией, Польшей, Швецией, Данией, Германией, Англией, Францией и Италией — была подписала конвенция, запрещающая, как это было и раньше, вооружение Аландских островов. Правительства капиталистических стран сделали это без участия советских представителей. В 1921 году подорванная войной и иностранной интервенцией Советская Республика могла только протестовать против этого беззаконного акта в отношении СССР. Но и тогда с нашей стороны было ясно и неоднократно заявлено, что Советский Союз не может остаться в стороне от этого вопроса, что изменение юридического статуса Аландских островов невозможно в нарушение интересов нашей страны.

Важность Аландских островов заключается в их стратегическом положении в Балтийском море. Вооружения Аландских островов могут быть использованы во враждебных СССР целях. Находясь недалеко от входа в Финский залив, вооруженные Аландские острова могут послужить к тому, чтобы закрыть для СССР входы и выходы в Финский залив. Поэтому теперь, когда финляндское правительство, вместе со Швецией, хочет провести большой план вооружений Аландских островов, Советское правительство запросило у финляндского правительства данные о целях и характере намеченных вооружений. Вместо того чтобы пойти навстречу этому вполне естественному желанию Советского Союза, финляндское правительство отказало СССР в даче соответствующих сведений и разъяснений. Последовавшие при этом ссылки на военную тайну, как нетрудно понять, совершенно неубедительны. Сообщило же финляндское правительство свой план вооружений Аландских островов другому правительству — правительству Швеции. И не только сообщило, а привлекло его к участию в осуществлении всего этого плана вооружений. Между тем согласно конвенции 1921 года Швеция никакими особыми правами в этом отношении не пользуется. С другой стороны, заинтересованность Советского Союза в вопросе вооружений Аландских островов не только не меньшая, а большая, чем у Швеции.

По предложению финляндского и шведского правительств вопрос о пересмотре конвенции 1921 года обсуждался на только что закончившемся совете Лиги наций, без санкции которого эта конвенция не может быть пересмотрена, так как конвенция 10 государств была заключена на основе соответствующего решения совета Лиги наций от 24 июня 1921 года. Ввиду возражений со стороны представителя Советского Союза в совете Лиги не могло быть единогласия, необходимого для решения совета. Результаты обсуждения в совете Лиги известны. Совет Лиги наций не одобрил предложения Финляндии и Швеции. Он не дал санкции на пересмотр конвенции 1921 года. Должно быть, финляндское правительство сделает соответствующий вывод из этого положения. В свете международных событий последнего времени аландский вопрос приобрел для Советского Союза особенно серьезное значение. Мы не считаем возможным мириться с допущением какого- либо игнорирования интересов СССР в данном вопросе, имеющем большое значение для обороны нашей страны.»

Вывод для непосредственно ответа: события накануне Второй мировой, а именно прошение Финляндии о пересмотре конвенции 1921 года о демилитаризации островов, очень беспокоили Советскую Россию, которая опасалась того, что острова станут немецкой военной базой. Несмотря на то что Лига Наций отказала Финляндии, СССР понимал эту угрозу и учитывал её.

Исследователи: Новикова, Salmon, Luntinen

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]