Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТОРИЯ. ответы на билеты.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
06.12.2018
Размер:
1.38 Mб
Скачать

41.Власть и общество в ссср (1964 – 1982 гг.)

При ответе на данный вопрос студенту необходимо сосредоточиться на процессе нарастания кризисных явлений в политической и социальной жизни общества в 1960-е и 1970-е гг.

Со сменой руководства страны в 1964 г. наступил длительный период (почти два десятилетия), когда коммунистическая партия стремилась обеспечить устойчивость системы за счет ее консервации, приглушения наиболее острых проблем. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев, провозгласивший главными принципами коллективность руководства, стабильность и устойчивость. В лице Л.И. Брежнева и его окружения советская номенклатура – государственная, хозяйственная, военная и наиболее влиятельная партийная – нашла послушного проводника своей коллективной воли. Новое высшее руководство страны добросовестно и, как правило, без ненужной «самодеятельности» проводило в жизнь принципиальные установки, формировавшиеся в этом узком и всевластном слое советского общества.

Как и десятилетие назад, в числе первых оказались решения, напрямую затрагивавшие интересы номенклатуры. Уже в 1965 г. было ликвидировано разделение партийного аппарата по производственному признаку. Задуманное Н. С. Хрущёвым с целью повернуть КПСС «лицом к жизни», оно подводило верхушку партии к опасной черте, за которой следовала личная ответственность за управление экономикой. Был отменен и включенный в Устав КПСС в 1961 г. пункт об обязательной ротации: при каждых выборах полагалось менять одну треть членов парткомов от Президиума ЦК до районных комитетов. Этим вводился принцип нестабильности партийных работников, с чем аппарат был категорически не согласен.

Правящая элита замкнулась в себе. Почти прекратилось ее пополнение и обновление за счет функционеров низовых организаций КПСС, традиционно выполнявших в советском обществе роль своеобразного «политического инкубатора». И это – при значительном увеличении рядов самой партии в послевоенный период (с 6,8 млн. человек в 1952 г. до 18,3 млн. человек в 1985 г.). Номенклатура неустанно окружала себя все новыми привилегиями и материальными благами. Началось сращивание ее наиболее коррумпированных групп с теневой экономикой.

Принимались некоторые меры и для успокоения населения. Так, были свернуты гонения на личные подсобные хозяйства, затихли возобновленные Н. С. Хрущёвым преследования церкви и религии.

В 1966 г. были восстановлены Политбюро и пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Произошла частичная реабилитация Сталина. С 1968 г. ужесточилась цензура в научных изданиях, возрос порог секретности для многих видов публиковавшейся информации, началось глушение западных радиостанций; в 1969 г. введена обязательная цензура художественных выставок в Москве. Главным идеологом партии был М. А. Суслов.

Теоретической основой политической системы стал курс на «возрастание руководящей роли партии». Возникла ситуация, когда для занятия любой руководящей должности, для любого продвижения по служебной лестнице необходимо было иметь билет члена КПСС. Сама КПСС состояла как бы из двух частей. Рядовые коммунисты практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел. Прием в партию осуществлялся также по разнарядке. В первую очередь принимались рабочие, доступ интеллигенции был затруднен. Выборы центральных органов были многоступенчатыми. Первичные организации выбирали депутатов на районные конференции, районные на городские, городские на областные, областные на съезд партии, а съезд выбирал ЦК. При такой системе решающая роль принадлежала аппарату. Формировалась наследственная партийно-государственная номенклатура (передача должностей «от отца к сыну»), ставшая руководящим слоем общества. Пребывание на руководящих должностях стало пожизненным. Члены Политбюро ЦК КПСС покидали свой пост только в случае смерти. Их средний возраст в 1980 г. составил 71 год. Правящий слой стал приобретать черты геронтократии (власть стариков).

Курс брежневской администрации на свертывание либеральных начинаний хрущевской эпохи покоился на двух выдвинутых с партийных трибун тезисах:

– о перманентном обострении идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем;

– о построении в СССР «развитого социалистического общества» (позже дополненного положением о необходимости «совершенствования развитого социализма» как главной задаче на обозримое будущее).

Первый из них, созвучный печально известному сталинскому тезису 1930-х гг. (обострение классовой борьбы по мере продвижения к социализму), призван был «обосновать» в глазах общественности преследование всех несогласных с партийным диктатом как проводников буржуазного влияния внутри страны. Второй – устранив из политического обихода полностью дискредитированный хрущевский лозунг развернутого строительства коммунизма, дать теоретическую базу для нескончаемых пропагандистских упражнений на тему о продвинутости и зрелости советского общества по отношению к предшествующим этапам, о коренных преимуществах развитого социализма перед загнивающим капитализмом.

Власти поспешили законодательно оформить эти преимущества. В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В ней констатировалось, что советское государство, «выполнив задачи диктатуры пролетариата, стало общенародным», и в стране построено «развитое социалистическое общество». По Конституции, это было «общество зрелых социалистических отношений, в котором сложилась новая историческая общность людей – советский народ», «общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся, законом жизни которых является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех».

В Конституции впервые законодательно закреплялась роль КПСС как «руководящей и направляющей силы», «ядра политической системы». Советы депутатов трудящихся было предписано называть Советами народных депутатов. Конституция содержала положения о всеобщем среднем образовании, о бесплатном образовании и медицинском обслуживании, о праве на труд, отдых, пенсионное обеспечение и жилище. Как и прежде, торжественно провозглашались основные демократические свободы: совести, слова, собраний, демонстраций. Провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто являлись фикцией и не соблюдались.

Диктат партийного руководства был безусловен и непоколебим. Однако влияние «оттепели» существенно изменило советское общество, и наметившаяся к середине 1960-х гг. дифференциация общественно-политических интересов в брежневское время сохранялась и углублялась, несмотря на партийный контроль. Можно выделить несколько общественно-политических направлений.

Наиболее мощным было консервативное направление, выступавшее за сохранение системы, сложившейся в сталинскую эпоху, в неизменном виде. Оно всеми силами боролось против размывания общественного строя, которое неизбежно происходило под влиянием хрущевских нововведений. На этих позициях стояла подавляющая часть партийного аппарата, а также некоторые слои населения (привилегированная часть рабочего класса, занятого в ВПК, часть военных и интеллигенции). Для них Сталин был по-прежнему символом справедливой и эффективной общественной системы, и их можно назвать сталинистами. После отставки Хрущёва давление сталинистов на руководство страны многократно усилилось.

Появилось направление, которое принято называть «шестидесятниками». Они не выходили в своих взглядах за рамки марксизма-ленинизма и социалистического выбора, но выступали за демократизацию системы. Эта часть общества, представленная, прежде всего, интеллигенцией, сформировала свои взгляды под влиянием критики Сталина. Она требовала совершенствования строя в соответствии с характерными для раннего Ленина идеями – Советская власть и коллективная демократия, демократические нормы жизни в стране и партии. «Шестидесятники» апеллировали к Ленину как к высшему авторитету, используя его наследие для критики сталинистов. Они были в целом лояльны к системе, но своими выступлениями меняли общественное сознание, сеяли семена сомнений в ее правильности.

Оппозиционное направление было малочисленным и очень разнородным по политической ориентации и взглядам. Оппозиционность власти выразилась в таких явлениях, как самиздат (нелегальное тиражирование бесцензурных произведений и тайное их распространение), письма протеста, публикация произведений на Западе, контакты с иностранцами. За 1965-1970 гг. самиздатовским способом было опубликовано свыше 400 различных исследований и публицистических статей по экономическим, философским, политическим вопросам, в которых подвергался критике опыт социалистического строительства в СССР. В отдельных из них предусматривалось ограничение или ликвидация монополии КПСС на власть, разрешение деятельности в стране «лояльной социализму» оппозиции. В 1960-х гг. появилась и сугубо нелегальная деятельность: политические собрания и демонстрации, материальная помощь политическим заключенным. С середины 1960-х гг. началось создание подпольных групп, кружков, ассоциаций. Как правило, период их существования был недолгим, но место выявленных КГБ групп занимали новые. Инакомыслие превратилось в серьезное социальное явление, с которым вели непримиримую борьбу КПСС и подчиненные ей органы безопасности.

По отношению к инакомыслящим утвердились понятия «диссидент», «диссидентство». В состав движения также включались национальные, национально-религиозные движения, движения за выезд на историческую родину, за права человека, за социально-экономические права. Ярким движением в общественной жизни страны стало движение за права человека. Правозащитники явочным путем осуществляли провозглашенные в Конституции СССР, но не имевшие отношения к реальности гражданские права (свободу слова, свободу демонстраций и т.п.). Они наладили сбор и распространение информации о положении с правами человека в СССР, стремились разрушать барьеры, отделявшие СССР от западных стран. Своей прямой цели – обеспечить права человека – правозащитники не добились, но они будили мысль, раскачивали общественное сознание. Особое место занимал А. Д. Сахаров. Выдающийся ученый, он никогда не был лидером правозащитного движения, но был признанным выразителем его духа. В нравственном противостоянии беззаконию и жестокости власти он видел реальный путь к оздоровлению общества. В 1975 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира.

Государство активно боролось с инакомыслием. В уголовном законодательстве появились статьи, в соответствии с которыми составление и распространение листовок, самиздата, организация демонстраций и другая деятельность диссидентов рассматривалась как особо опасные государственные преступления. Общее число арестованных деятелей диссидентского движения было не менее 600 человек. Методы применялись не только судебные, но и административные: снятие с работы, лишение прописки в Москве и других крупных городах, запрет на выезд за границу и т.п. Так, в 1980 г. А. Д. Сахаров был выслан в г. Горький (ныне Нижний Новгород), который был закрыт для иностранцев. Расширилась сеть специальных психбольниц в системе КГБ, МВД. Некоторые психиатры доказывали, что инакомыслие – это болезнь. Усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры, науки, литературы, искусства.

В 1966 г. состоялся суд над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем. Им ставились в вину агитация и пропаганда в целях подрыва и ослабления советской власти. Синявский был осужден на 7 лет, Даниэль на 5 лет заключения. Усиление цензуры, практика запрета публикаций имели место и в дальнейшем. В 1970 г. с должности главного редактора журнала «Новый мир» был снят А. Т. Твардовский. Определенная часть интеллигенции вынуждена была уехать из СССР (А. Тарковский, А. Галич, Ю. Любимов, Э. Неизвестный, М. Ростропович, В. Некрасов и др.). В 1974 г. был выслан из страны А. И. Солженицын. Таким образом, в СССР и за рубежом в конце 1960-х - начале 1970-х гг. сложилась духовная оппозиция режиму, которая сыграла большую роль в размывании идеологических основ советского режима. Властителями дум становились скептически относившиеся к власти писатели, художники и музыканты. Студент может привести примеры творчества оппозиционных писателей, поэтов, музыкантов и режиссеров этого периода – В. С. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы, А. И. Галича, Ф. А. Абрамова, А. И. Солженицына и др.

Однако все эти течения охватывали в основном интеллигенцию. Большая часть населения приспосабливалась к реальным условиям (конформизм). После стольких лет голода, репрессий, неизмеримых трудностей брежневский период казался простому человеку верхом благополучия – отсутствие безработицы, бесплатное здравоохранение и образование, низкие постоянные цены на продукты, гарантированное пенсионное обеспечение, высокие расходы государства на науку, культуру, спорт. Люди готовы были мириться со многим, лишь бы избежать новых испытаний. Вместе с тем наблюдался нравственный и духовный упадок: воровство, пьянство, бесхозяйственность, двойная мораль, коррупция. По данным социологических опросов, проводившихся в середине 1980-х гг., в полную силу трудилась едва ли не треть работников. Несмотря на это, можно сказать, что тотальная зависимость от государства, отсутствие собственников, коллективизм способствовали сохранению относительного единства общества.

Необходимо сказать о том, что к началу 1970-х гг. советское общество стало высокообразованным. В 1939 г. всего 1,3% населения имели высшее, а 11% – среднее образование. К 1979 г. эти цифры составили 10% и 70,5% соответственно. Число студентов увеличилось с 800 тыс. до 5,2 млн. человек. К 1988 г. в стране насчитывалось 1,52 млн. ученых и исследователей, работавших в области науки и высшего образования.

Результаты этого сказывались на достижениях советской науки и техники. В области математики, теоретической физики и астрономии советские ученые задавали тон примерно до конца 1960-х гг. Но затем наметился заметный спад. Среди советских ученых слышались жалобы на твердолобость и ограниченность руководства, на обстановку всеобщей секретности, вынужденную изоляцию от западных коллег. Часто не хватало компьютеров, современного оборудования и приборов, а подписку на зарубежные журналы отменили. Идеологическая монополия власти не ослабевала. Для общественно-гуманитарных областей науки это было гораздо более губительным, чем для естественных и прикладных дисциплин.

В середине 1970-х гг. в стране начал утверждаться культ Брежнева. В 1977 г. он совместил пост Генсека с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР, став уже и номинально главой государства. Внешние атрибуты величия (четырежды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, Маршал Советского Союза, Ленинская премия по литературе, орден «Победы» и др.) совмещались с усиливающейся дряхлостью. В самых высших сферах процветали протекционизм и кумовство. Сам Брежнев сажал на высшие посты своих друзей и родственников (Предсовмина Н. А. Тихонов, секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко, министр внутренних дел Н. А. Щёлоков, заместителями министров были сын и зять Брежнева). Такая же картина сложилась и в республиках – Грузии, Казахстане, Узбекистане, Молдавии и др., – где руководящая партийно-государственная верхушка формировалась по клановому признаку.

«Новое дворянство» было заинтересовано в стабильности общества. Стабильность, в свою очередь, изменила психологию управленцев, реальную практику управления. Чувствуя себя достаточно уверенно (репрессии теперь были исключены), представители высшей номенклатуры: директора, министры, руководители отраслей и регионов – перешли от роли управляющих (при отсутствии фактических владельцев) к положению реальных хозяев. В самых высших кругах распространялись взяточничество и коррупция. В хищениях были изобличены ряд руководителей страны, союзных республик, горкомов, райкомов партии. Происходило противопоставление номенклатуры как рядовым членам партии, так и всему народу.

Таким образом, в Советском Союзе со второй половины 1960-х гг. основной тенденцией политического развития стали усиление роли партийной и государственной бюрократии, создание условий для складывания нового правящего класса. В политической жизни страны утвердился «неосталинизм», т. е. строжайший контроль и диктат, преследование любого инакомыслия. Рост правящего номенклатурного слоя, исповедовавшего двойную мораль, усиление административных методов управления вызвали к жизни движение диссидентов (инакомыслящих), выступивших с критикой политической системы, в защиту прав человека. В то же время нарастает общественная апатия. Во времена «застоя» происходила стагнация режима, усиление противоречий между уровнем жизни элиты и низов, между провозглашенными и реальными правами.

Основные персоналии:

Брежнев Л. И.

Сахаров А. Д.

Солженицын А. И.

Суслов М. А.

Основные даты:

1964-1982 гг. – Л. И. Брежнев во главе ЦК КПСС (с 1977 г. одновременно Председатель Президиума Верховного Совета СССР – глава государства).

7 октября 1977 г. – принятие Конституции СССР

1974 г. – высылка из страны А. И. Солженицына