Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пат.лд 23.11.11..doc
Скачиваний:
46
Добавлен:
06.12.2018
Размер:
3.32 Mб
Скачать

Общая патология (патологическая анатомия и патологическая физиология)

Патологическая анатомия (от греч. pathos —болезнь)—наука, изучающая структурные основы патологических процессов,— выделилась из анатомии в середине XVIII в. Ее развитие в новой истории условно делится на два периода: макроскопический (до середины XIX в.) и микроскопический, связанный с применением микроскопа. 

МАКРОСКОПИЧЕСКИЙ   ПЕРИОД

О необходимости изучения анатомии не только здорового, но и больного организма писал еще Френсис Бэкон (Bacon, Francis, 156I — 1626) — выдающийся английский философ и государственный деятель, который, не будучи врачом, во многом определил пути дальнейшего развития медицины.

Во второй половине XVI в. в Риме Б. Евстахий первый ввел в римском госпитале систематическое вскрытие умерших и, таким образом, способствовал становлению патологической анатомии. Начало патологической анатомии как науке положил соотечественник       Евстахия — итальянский анатом и врач Джованни Батиста Морганьи (Morgagni, Giovanni Battista, 1682—1771). В возрасте 19 лет он стал доктором медицины, в 24 года возглавил кафедру анатомии Болонского университета, а через пять лет — кафедру практической медицины Падуанского университета. Производя вскрытия умерших, Дж. Б. Морганьи сопоставлял обнаруженные им изменения пораженных органов с симптомами заболеваний, которые он наблюдал как практикующий врач при жизни больного. Обобщив собранный таким образом огромный по тем временам материал —700 вскрытий и труды редшественников, в том числе и своего учителя —профессора анатомии и хирургии Болонского университета Антонио Вальсальвы (Valsalva, Antonio Maria, 1666—1723), Дж. Б. Морганьи опубликовал в 1761 г. классическое шеститомное исследование «О местонахождении и причинах болезней, открываемых посредством рассечения» («De sedibus et causis morborum per anatomen indagatis») (рис. 119).

Дж. Б. Морганьи показал, что каждая болезнь вызывает определенные материальные изменения, в конкретном органе и определил орган как место локализации болезненного процесса (органопатология).

Важный этап в развитии патологической  анатомии связан с деятельностью французского анатома, физиолога и врача Мари Франсуа Ксавье Бита   (Bichat, Marie    Francois    Xavier, 1771—1802).      Развивая      положения Морганьи, он впервые    показал,    что жизнедеятельность  отдельного органа слагается из функций различных тканей, входящих в его состав, и что патологический     процесс     поражает   не весь орган, как полагал Морганьи, а только отдельные его ткани   (тканевая патология). Не используя микроскопическую    технику,    которая в то время была еще несовершенна, Бита заложил основы    учения о тканях — гистологии (см. с. 228). 

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ  ПЕРИОД

В середине. XIX в. развитие патологии проходило в  борьбе    двух направлений; гуморального (от лат. humor—влага, жидкость), уходящего корнями в философские учения древнего Востока и древней Греции, и появившегося позднее, солидарного (от лат. solidus — плотный, твердый), первые представления о котором развивались Эразистратом и Асклепиадом (см. с. 109 и 120).

Ведущим представителем гуморального направления был венский патолог, чех по национальности Карл Ро-китанский (Rokitansky,    Karl,    1804— 1878), член Венской и Парижской академий наук. В  1844 г. он создал первую в Европе кафедру патологической анатомии.   Его   трехтомное   «Руководство       патологической        анатомии» («Handbuch  der speciellen    pathologi-schen Anatomie». 1842—1846), составленное на основе    более    чем    20 000 вскрытий,    произведенных с применением макро- и микроскопических методов исследования, выдержало три издания  и было переведено на  английский и русский языки. Основной причиной  болезненных изменений    Рокитанский    считал    нарушение    состава жидкостей   (соков)     организма — дискразию  (термин древнегреческих врачей) . В то же время местный патологический процесс он рассматривал как проявление, общего    заболевания. Понимание болезни как общей реакции организма было положительной стороной его концепции.

В середине XIX в. гуморальная патология Рокитанского вступила в резкое противоречие с новыми фактическими данными. Применение микроскопа вывело естествознание на уровень клеточного строения и резко расширило возможности морфологического анализа в норме и патологии. Принципы морфологического метода в патологии • заложил Рудольф Вирхов (Virchow, Rudolf, 1821—1902)—немецкий врач, патолог и общественный деятель (рис. 120).

Взяв на вооружение теорию клеточного строения (1839), Р. Вирхов впервые применил ее к изучению больного организма и создал теорию целлюлярной (клеточной) патологии, которая изложена в его статье «Целлюлярная патология как учение, основанное на физиологической и патологической гистологии» («Die Cellular-pathologie...», 1858).

По Вирхову, жизнь целого организма есть сумма    жизней    автономных клеточных территорий; материальным субстратом болезни является клетка (т. е, плотная часть организма, отсюда термин «солидарная» патология); вся патология есть патология клетки: «...все наши патологические сведения необходимо свести на изменения в элементарных частях тканей, в ячейках».

Некоторые положения целлюлярной теории патологии, основанные на механистическом материализме, противоречили учению о целостности организма. Они были подвергнуты критике (И. М. Сеченов, Н. И. Пирогов и др.) еще при жизни автора. Но в целом теория, целлюлярной патологии была шагом вперед по сравнению с теориями тканевой патологии Биша и гуморальной патологии Рокитанского. Она быстро получила всеобщее признание и оказала положительное влияние на последующее развитие медицины. Р. Вирхов был избран почетным членом научных обществ и академий почти всех стран мира.

Рудольф Вирхов внес большой вклад в становление патологической анатомии как науки. Используя, метод микроскопии, он впервые описал и изучил патологическую анатомию воспаления, лейкоцитоз, эмболии, тромбозы, флебиты, лейкемии, амилоидоз почки, жировое перерождение, туберкулезную природу волчанки, клетки нейроглии. Вирхов создал терминологию и классификацию основных патологических состояний. В 1847 г. он основал научный журнал «Архив патологической анатомии, физиологии и клинической медицины», в наши дни издаваемый под названием «Архив Вирхова» («Virchow's Archiv»). P. Вирхов является также автором многочисленных тру-дов по общей биологии, антропологии, этнографии и археологии.

На смену целлюлярной теории патологии, сыгравшей в свое время прогрессивную    роль в развитии    науки пришло функциональное Направление, основанное на учении о нейрогуморальной и гормональной регуляции. Однако роль клетки в патологическом процессе не была перечеркнута: клетка и ее ультраструктуры рассматриваются как интегральные составные части целостного организма.В России начало патологическойанатомии и судебно-медицинским вскрытиям было положено в 1722 г., когда вышел «Регламент» Петра I о госпиталях. В нем предписывалось обязательное вскрытие умерших насильственной смертью. В 1835 г. «Уставом о госпиталях» было введено обязательное вскрытие всех умирающих в больницах. Первая кафедра патологической анатомии в России была создана в 1849 г. в Московском университете. Ее возглавил Алексей Иванович Полунин (1820—1888)—основатель первой в России патолого-анатомической школы. Большой вклад в развитие патологической анатомии в России внесли М. Н. Никифоров (1858—1915)—автор одного из первых в стране учебников по патологической анатомии, многократно переиздававшегося; Н. И. Пирогов, который с 1840 г. вел курс вскрытия трупов в Медико-хирургической       академии;М. М. Руднев (1823—1878)—основатель петербургской школы патологоанатомов и другие.

В середине XIX века в российской патологии сформировалось экспериментальное направление (получившее позднее название «патологическая физиология»). Впервые курс общей и экспериментальной патологии в России читал в Московском университете известный патологоанатом А. И. Полунин.

Рождение патологической физиологии как науки связано с деятельностью Виктора Васильевича Пашутина (1845—1901) — основоположника первой отечественной школы патофизиологов (рис. 121). В 1874 г. ой организовал кафедру общей и экспериментальной патологии в Казанском университете, а в 1879 г. возглавил кафедру общей и экспериментальной патологии в Военно-медицинской академии в Петербурге.

Будучи учеником И. М. Сеченова и С. П. Боткина, В. В. Пашутин ввел в общую патологию идеи нервизма. Ему принадлежат фундаментальные исследования по обмену веществ (учение об авитаминозе) и газообмену (учение о гипоксии), пищеварению и деятельности желез внутренней секреции. В. В. Пашутин впервые определил патологическую физиологию как «философию медицины». Его двухтомное руководство «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)» (1878, 1891) долгое время оставались основным учебником по патологической физиологии.

В конце XIX — начале XX в. большой вклад в развитие патологической физиологии внесли И. И. Мечников (см. с. 248), Г. П. Сахаров, А. А. Богомолец.

***************************************************************************

Школа патофизиологов-патологов медицинского факультета Императорского московского университета (ИМУ) - 1 МГУ - 1 ММИ – ММА – Первого МГМУ имени И.М. Сеченова уже с этапа предпосылок ее зарождения отличалась клинической направленностью. Так, проф. С.Г. Зыбелин, читавший с 1765 года в ИМУ курс теоретической медицины, включал в него как вопросы физиологии и патологии, так и разделы терапии и диетики. 

     Созданная в 1804 году (наряду с другими пятью) кафедра патологии, терапии и клиники возглавлялась известными патологами и врачами Ф.Г. Политковским, Ф.И. Барсук-Моисеевым, М.Я. Мудровым и др.. При этом, М.Я. Мудров подчеркивал, что преподаватель этой кафедры «экзаменует больного, объясняет причины» и показывает признаки болезни.  Именно с учетом клинической востребуемости сведений по патологии, естественной связи ее с клиникой в 1846 году заведующим кафедрой патологической анатомии и патологической физиологии был назначен врач-адъюнкт терапевтической клиники Ю. Дитрих. Однако в 1847 году он скоропостижно умер. В следующем году в конкурсе на заведование кафедрой патологической анатомии и патологической физиологии участвовало четыре претендента: все - сотрудники клинических (терапевтических) кафедр медицинского факультета ИМУ.      По конкурсу заведующим кафедрой был избран 29-летний адъюнкт госпитальной терапевтической клиники А.И. Полунин (1820-1888 г.г.). Профессор А.И. Полунин читал курс лекций, состоящий из 4-х разделов: общего учения о болезни; учения о путях её распространения; учения об общих механизмах развития болезней; учения об отдельных болезненных процессах.

     В эти же годы сотрудником кафедры (и центральной научной лаборатории при ней) С.И. Чечулиным разрабатывались проблемы патологии системы пищеварения. Результатами этих работ живо интересовался академик И.П. Павлов. С 1943 года на кафедре проводил разработку методов оживления организма ассистент В.А. Неговский (начата им эта работа была в институте нейрохирургии Наркомздрава СССР под руководством профессора Н.Н. Бурденко). Позднее В.А. Неговский руководил работой бригады Главного военно-санитарного управления и Наркомздрава СССР. В военные годы, в течение короткого срока В.А. Неговским и его коллегами были разработаны эффективные методы восстановления жизнедеятельности организма человека, а по материалам исследований была опубликована книга «Опыт терапии состояния агонии и клинической смерти в войсковом районе» (1945). Через несколько лет проф. В.А. Неговским был организован первый в стране институт реаниматологии.

     Существенный вклад в клиническую медицину внесли результаты научных исследований профессоров С.М. Павленко (разработавшего концепции саногенеза, предболезни, сенсибилизации организма, патогенеза постгемотрансфузионного шока и др.), Н.И. Лосева (сформулировавшего положения о закономерностях регуляции внешнего дыхания в экстремальных состояниях), А.Х. Когана (выявившего и описавшего ключевые звенья патогенеза артериальных гипертензий, новообразований, атерогенеза, инфаркта миокарда, язвенной болезни желудка, бронхиальной астмы и многих других патологических состояний и процессов).      С 2008 года коллектив кафедры начал преподавать учебную дисциплину “Патология” (включающую в себя патофизиологию, элементы патоморфологии и патобиохимии) в системе послевузовского профессионального образования врачей (клиническим интернам, клиническим ординаторам, аспирантам, преподавателям и врачам всех направлений специализации). 

     Сотрудники кафедры патофизиологии совместно с клиницистами плодотворно разрабатывают научную проблемy:  “Механизмы развития, принципы профилактики и патогенетической терапии болезней человека” - коронарной и сердечной недостаточности, атеросклероза, бронхиальной астмы, наркоманий, иммунопатологических болезней и др.

    Вопрос: как общая патология влияла и влияет на состояние клинической медицины? Естественно, что на протяжении последнего полутора столетия, т. е. со времени создания первых кафедр общей патологии и до наших дней, содержание общей патологии эволюционировало. Первый руководитель кафедры патологической анатомии, а затем и создатель первой кафедры общей патологии в Московском университете А. И. Полунин в 50-е годы прошлого столетия (19 век) считал, что "патология не должна быть ни преимущественно анатомическою, ни преимущественно химическою, ни преимущественно физиологическою; анатомия, химия и физиология в равной степени должны содействовать разъяснению болезненных явлений" [10]. В. В. Пашутин - ученик И. М. Сеченова ( по словам И. П. Павлова, лучший патолог России ) - спустя два десятилетия скажет, что в "общей патологии должно сконцентрироваться все, что выработано различными медицинскими науками и что может служить к уяснению патологических процессов во всей их полноте, ... причем с целями более философскими..." [8].

Билет№7(2)

Туберкулёз (от лат. tuberculum — бугорок) — широко распространённое в мире инфекционное заболевание человека и животных, вызываемое различными видами микобактерий, как правило, Mycobacterium tuberculosis.[1] Туберкулёз обычно поражает лёгкие, реже затрагивая другие органы и системы. Mycobacterium tuberculosis передаётся воздушно-капельным путём при разговоре, кашле и чихании больного.[2] Чаще всего после инфицирования микобактериями, заболевание протекает в бессимптомной, скрытой форме (тубинфицированность), но примерно один из десяти[источник не указан 22 дня] скрытых инфекций в конце концов переходит в активную форму.

Туберкулез - инфекционное заболевание человека и животных, вызываемое микобакте-риями туберкулеза и характеризующееся развитием ответного специфического для ТБ воспаления с наклонностью к хроническому рецидивирующему течению. Этиология: Mycobacterium tuberculosis (до 98%), М. bovis (4-20%), M. avium и M. intracellulare (для человека непатогенны) Пути заражения: 1) аэрогенный 2) контактный 3) алиментарный 4) трансплацентарный

Классические симптомы туберкулёза лёгких — длительный кашель с мокротой, иногда с кровохарканьем, появляющимся на более поздних стадиях, лихорадка, слабость, ночная потливость и значительное похудение. Диагностика основана на флюорографии и рентгенографии поражённых органов и систем, микробиологическом исследовании различного биологического материала, кожной туберкулиновой пробе (реакции Манту), а также методе молекулярно-генетического анализа (метод ПЦР) и др. Лечение сложное и длительное, требующее приёма препаратов в течение минимум шести месяцев. Лиц, контактировавших с больным, обследуют флюорографически или с помощью реакции Манту, с возможностью назначения профилактического лечения противотуберкулёзными препаратами.

Заметные сложности в лечении туберкулёза возникают при наличии устойчивости возбудителя к противотуберкулёзным препаратам основного и, реже, резервного ряда, которая может быть выявлена только при микробиологическом исследовании. Устойчивость к изониазиду и рифампицину также может быть установлена методом ПЦР. Профилактика туберкулёза основана на скрининговых программах, профосмотрах, а также на вакцинации детей вакциной БЦЖ или БЦЖ-М.

Туберкулёз, вызванный различными видами микобактерий, достаточно сильно различается между собой .-Mycobacterium africanum, Mycobacterium bovis BCG (БЦЖ-штамм бычьего вида), Mycobacterium microti, Mycobacterium canettii. В последнее время к нему отнесены Mycobacterium pinnipedii, Mycobacterium caprae, филогенетически имеющие отношение к Mycobacterium microti и Mycobacterium bovis.

Основной видовой признак микобактерии туберкулёза (МБТ) — патогенность, которая проявляется в вирулентности. Вирулентность может существенно изменяться в зависимости от факторов внешней среды и по-разному проявляться в зависимости от состояния макроорганизма, который подвергается бактериальной агрессии.