Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История отечественного права и государства УМК.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
04.12.2018
Размер:
1.31 Mб
Скачать

§ 33. Особенности правового регулирования в годы Великой Отечественной войны

Война наложила свою печать и на правотворческую деятельность Советского государства. Причем это касается не только ее содержания, но и формы. Во-первых, из-за затруднительности созыва сессий Советов депутатов трудящихся активизировалась правотворческая деятельность президиумов верховных советов СССР, союзных и автономных республик, а также исполкомов местных советов. При этом они нередко принимают соответствующие нормативные акты по вопросам, которые в мирное время рассматривались бы на сессиях советов. Во-вторых, в годы войны значительно увеличивается непосредственное участие партийных органов в правотворческой деятельности Советского государства. Доказательством этого являются многочисленные совместные постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б), а также совнаркомов и центральных комитетов партии союзных республик. В-третьих, расширяется круг субъектов правотворчества. Свидетельство тому – правотворческая деятельность ГКО и военного командования в местностях, объявленных на военном положении.

Война продиктовала не только необходимость первостепенного внимания к нуждам Советской Армии и получившему по призыву Коммунистической партии широкий размах на всех временно оккупированных врагом территориях партизанскому движению. Она потребовала также перестройки всей хозяйственной жизни страны на рельсы военной экономики.

В целях полного удовлетворения потребностей Советской Армии в вооружении, боевой технике и боеприпасах в годы войны осуществляются определенные изменения в организации государственной промышленности СССР. В частности, создаются наркоматы танковой промышленности, минометного вооружения и боеприпасов. В целях обеспечения военной промышленности постоянными кадрами Президиум Верховного Совета СССР принимает 26 декабря 1942 г. Указ «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий»72. Согласно этому Указу все рабочие и служащие предприятий военной промышленности считаются на период войны мобилизованными и закрепленными для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают. Самовольный уход с этих предприятий должен был рассматриваться как дезертирство, влекущее за собой суровое наказание. Поскольку у предприятий и строек военной промышленности, равно как и других отраслей народного хозяйства, работающих на нужды обороны, все более и более увеличивались потребности в рабочей силе, Президиум Верховного Совета СССР принял 13 февраля 1942 г. Указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве»73. Этим Указом было положено начало трудовой повинности как одной из форм привлечения взрослого трудоспособного населения по месту жительства для работы в промышленности и строительстве.

Война породила большие трудности в сельском хозяйстве. В колхозах, совхозах и МТС дает себя знать острый недостаток рабочих рук, живой тягловой силы и техники, поглощенных войной. Все это усугубляется тем, что вследствие неудач Советской Армии в первые месяцы войны ряд важнейших сельскохозяйственных районов страны оказываются временно оккупированными врагом. Поэтому необходимо было принять срочные меры по максимально эффективному использованию всех материальных, организационно-правовых и моральных средств для того, чтобы колхозы, совхозы и МТС тыловых районов продолжали бесперебойно и во всевозрастающих размерах снабжать армию и население продовольствием, а промышленность – сырьем.

Среди таких мер следует, прежде всего, указать на создание в начале войны по решению ЦК ВКП (б) политотделов МТС и совхозов74, которые просуществовали до 1943 г., а затем были ликвидированы75.

В годы Великой Отечественной войны особое значение приобретает максимально рациональное использование всех пригодных для сельского хозяйства земель. Поэтому Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) принимают весной 1942 г. ряд постановлений, которыми колхозам, совхозам, промышленным предприятиям, учреждениям и войсковым частям разрешается использовать необрабатываемые земли смежных колхозов и совхозов для расширения посевных площадей, организации подсобных хозяйств, а также под индивидуальные огороды рабочих и служащих76.

Война причинила огромный ущерб колхозному и совхозному животноводству, в продуктах которого страна испытывала большую нужду. Учитывая это, Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) намечают конкретные меры не только по сохранению, но и увеличению поголовья скота, находящегося как в общественных стадах, так и в личной собственности колхозников, рабочих и служащих77.

Во время войны вносится ряд изменений в правовое регулирование трудовых отношений в колхозах. Так, 13 апреля 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) принимают постановление «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней»78. Но так как усилий тружеников села для решения стоящих перед сельским хозяйством задач было все же недостаточно, то СНК СССР и ЦК ВКП (б) принимают 13 апреля 1942 г. постановление «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей»79.

Перестройка народного хозяйства СССР на военный лад в основном была завершена к середине 1942 г. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт стали почти полностью удовлетворять потребности фронта в вооружении, снаряжении и продовольствии.

Так как оккупанты не ограничивались захватом и уничтожением материальных ценностей, а стремились также ликвидировать советские порядки, то уже в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 г. указывалось на необходимость незамедлительного и полного восстановления на освобожденной от врага территории всех советских порядков. Особенно большую работу в этом направлении пришлось проделать Прибалтийским республикам.

Военная обстановка внесла коррективы и в право. Все изменения в праве были направлены на обеспечение победы и на восстановление разрушенного хозяйства. Поэтому они касаются преимущественно отдельных отраслей, правовых институтов и норм закона.

Законы действовали на всей территории, даже временно оккупированной. Поэтому гражданско-правовые сделки, совершенные на территории за время ее оккупации, если они не соответствовали советским законам, признавались недействительными. Широко использовались такие правовые институты как военное и осадное положения. Под последним понимался более строгий, чем военный, правовой режим и устанавливался он тогда, когда возникала угроза захвата той или иной территории противником.

Основным принципом гражданского права был принцип единства государственной собственности, как главной формы собственности. Поэтому в обязательственном праве четко прослеживалась тенденция к расширению применения административно-правовых, плановых заданий и к сокращению гражданско-правовых договорных отношений. Плановые задания служили основанием для возникновения обязательств, даже если договор не был заключен.

Законодательство охраняло интересы граждан. Так, ограниченно применялась реквизиция некоторых объектов личной собственности, а также брошенного имущества, собственники которого неизвестны, и присвоенного во время оккупации имущества (Постановление СНК и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 г.).

В особом порядке охранялись жилищные права военнослужащих и их семей, наследственное право.

Указом Пленума Верховного Суда СССР от 23 июня 1941 г. были приостановлены все дела по искам о выселении из жилых помещений военнослужащих и членов их семей. Постановлением СНК СССР от 5 августа 1941 г. за военнослужащими сохранялась их жилая площадь, которая освобождалась от квартирной платы, а плата за площадь, занимаемую членами семей военнослужащих, взималась на льготных условиях. Постановлением СНК СССР от 16 февраля 1942 г. эвакуированные рабочие и служащие получали жилплощадь на новом месте жительства, а их квартиры поступали в распоряжение исполкомов местных советов и предоставлялись в первую очередь рабочим и служащим оборонных предприятий, остававшихся в данном городе. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 12 ноября 1942 г. граждане, возвращавшиеся из эвакуации, могли в судебном порядке требовать освобождения своей жилплощади при условии, если их эвакуация была в свое время оформлена, квартирная плата аккуратно ими вносилась, а лица, поселившиеся на их площади, получили ее хотя и в установленном порядке, но не ввиду разрушения того дома, где они жили. В тех условиях соблюдение этих правил было делом непростым.

 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. «О наследниках по закону и по завещанию» <QUEST7< FONT>предоставил право наследования трудоспособным родителям, братьям и сестрам. Были установлены следующие очереди наследования по закону:

  • в первую очередь – дети, супруг, нетрудоспособные лица, находящиеся на иждивении,

  • во вторую очередь – трудоспособные родители,

  • в третью очередь – братья и сестры.

Наследство делилось между наследниками соответствующей очереди на равные доли.

Каждый гражданин мог по завещанию оставить все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам из числа упомянутых в Указе, а также государственным органам или общественным организациям. Однако завещатель не мог лишить своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. При отсутствии лиц, указанных в законе, имущество можно было завещать любому лицу.

У руководства страны появилось новое понимание значения семейных отношений. Предпринимаются меры, способствовавшие увеличению рождаемости, укреплению института брака. С 1 октября 1941 г. ввели налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 г. были приняты нормативные акты о патронировании, опеке и усыновлении.

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. <QUEST8< FONT>устанавливалось, что только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов; фактические брачные отношения потеряли юридическую силу; лица, фактически состоявшие в брачных отношениях до издания Указа, могли оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни.

Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Устанавливалось также, что при регистрации в органах записи актов гражданского состояния рождения ребенка от матери, не состоявшей в зарегистрированном браке, он записывался по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери.

Развод производился только в суде. Причем судебный процесс о разводе состоял из двух стадий. В народном суде принимались меры к примирению супругов, а расторгать брак имел право лишь вышестоящий суд.

В 1948 г. были запрещены браки с иностранцами, рассматривавшиеся как антипатриотичные.

Для обеспечения рабочей силы предприятий и строек военной промышленности других отраслей народного хозяйства вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда вышеперечисленных работ.

Указ от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»80 предоставлял право директорам предприятий и учреждений с разрешения СНК СССР устанавливать обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день для лиц, не достигших 16 лет, не более 2 часов в день. Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере. Были отменены очередные и дополнительные отпуска и заменены денежной компенсацией (за исключением работников, не достигших 16 лет, в случае болезни, по беременности и родам).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. признавалась необходимой мобилизация трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и в строительстве (мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, женщины – от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях). От мобилизации освобождались лица в возрасте от 16 до 18 лет, которые подлежали призыву в школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища, по нормам, устанавливаемым СНК СССР, а также женщины, имевшие грудных детей или детей в возрасте до 8 лет, учащиеся высших и средних учебных заведений. Уклонение от мобилизации влекло за собой уголовное наказание – принудительные работы по месту жительства на срок до 1 года. Самовольный уход с работы приравнивали к дезертирству и наказывали лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.

Постановлением СНК СССР от 10 августа 1942 г. № 1353 «О порядке привлечения граждан к трудовой повинности в военное время»81 предусматривалась возможность привлечения граждан к трудовой повинности для оборонных работ на срок до двух месяцев.

В целях обеспечения достаточным количеством продовольствия для нужд страны СНК СССР и ЦК ВКП (б) постановлением от 13 апреля 1942 г. по списку Наркомзема СССР, либо по решению СНК союзных и автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам был повышен обязательный минимум трудодней в году в зависимости от региона, а также дано право привлекать в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ в порядке мобилизации на работу в МТС, колхозы и совхозы трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, а также часть служащих учреждений, учащихся 6–10-х классов, студентов техникумов и вузов. Их труд также оценивался в трудоднях.

За уклонение от минимальной выработки колхозники привлекались к уголовной ответственности – исправительные работы в колхозе до 6 месяцев.

Таким образом, в колхозном праве во время войны были введены и действовали чрезвычайные нормы.

В условиях военной обстановки ужесточилось и уголовное право. Наряду с довоенными нормами уголовного права действовали новые нормы, вызванные военной обстановкой. Шире стали применяться принципы аналогии и возмездия как методы наказания.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. гласил, что за разглашение государственной тайны или утрату документов, содержавших государственную тайну, виновные должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица – до 3 лет.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. вводил уголовную ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.

Широко применялся Закон от 7 августа 1932 г. даже при сравнительно небольших хищениях социалистической собственности. Пленум Верховного Суда СССР от 8 января 1942 г. разъяснил, что кражу личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т. п.) необходимо приравнивать к бандитизму.

Осуществлялась борьба со спекуляцией, со злоупотреблениями в торговле. В декабре 1942 г. расширяется состав такого преступления как спекуляция (в нее включаются продажа махорки и самогона в больших количествах).

Появился ряд новых составов: уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.), несдачу трофейного оружия (январь 1942 г.).

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. ввел новые виды наказаний в советском уголовном праве – смертную казнь через повешение и ссылку на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении специальных субъектов уголовного права («фашистских преступников и их пособников»)

Широко применялась в это время отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания и с них снимались судимости. По Указу Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. была объявлена амнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от 26 декабря 1941 г. за нарушение трудовой дисциплины.

Вместе с оправданными жесткими социальными мерами продолжались незаконные аресты граждан, хотя их размер стал значительно меньше.