Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История отечественного права и государства УМК.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
04.12.2018
Размер:
1.31 Mб
Скачать

§ 16. Политика «военного коммунизма»

Внутренняя политика Советского правительства летом 1918 г. – в начале 1921 г. получила название политики военного коммунизма. Предпосылки для ее реализации был заложены широкой национализацией промышленности, созданием централизованного государственного аппарата, введением продовольственной диктатуры (созданием продотрядов, комбедов).

Политика «военного коммунизма» была вызвана представлением части руководства РКП (б) о возможности быстрого построения безрыночного социализма. Она явилась вынужденной политикой, обусловленной необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в Гражданской войне.

Политика «военного коммунизма» включала следующий комплекс мероприятий, затрагивающих экономическую и социально-политическую основы страны:

  • национализацию всех средств производства,

  • внедрение централизованного планирования и управления народным хозяйством (так называемая система главкизма),

  • уравнительное распределение продуктов,

  • принудительный труд,

  • политическую диктатуру большевистской партии,

  • красный террор,

  • пренебрежение законностью.

Все эти мероприятия не только не смогли вывести страну из экономического кризиса, но и усугубили его. Однако централизация управления страной позволила большевикам мобилизовать все ресурсы страны, превратить ее в единый военный лагерь, победить в гражданской войне, отразить иностранную интервенцию и удержать власть.

17. Эволюция права в период Гражданской войны

Вносимые в законодательство изменения определялись в значительной мере политикой военного коммунизма. Декрет о суде № 3 полностью запретил ссылки на законодательство свергнутых правительств. Как временное исключение в мусульманских районах страны допускалось применение мусульманского права (в известных пределах и под контролем государственных органов).

Восполняя пробелы в праве, по-прежнему приходилось применять революционное правосознание, которое трудно было отличить от произвола. Для реализации уже принятых законов и ограничения произвола, поскольку местные советы отдавали предпочтение не законодательству и законности, а руководствовались в своих практических действиях революционной целесообразностью, 8 ноября 1918 г. VI Всероссийским съездом Советом было принято специальное Постановление «О точном исполнении законов»53.

В годы Гражданской войны была произведена некоторая систематизация права. Советское государство избрало метод оформления правовых норм, свойственный ещё дореволюционному российскому праву – кодификацию законодательства. Уже во второй половине 1918 г. были изданы два первых кодекса: в сентябре – Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, в декабре – Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ 1918 г.). В декабре 1919 г. были приняты в качестве Постановления Наркомюста «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР». Кратко характеризуя систему социалистического права, стоит отметить, что в период Гражданской войны происходит укрепление правовой системы страны, «выкристаллизовываются» отрасли отечественного права.

Что касается гражданского права, то именно на этой отрасли в большей мере отразилась политика военного коммунизма. Имущественные отношения все больше начинают регулироваться административными нормами. Меняется статус частной собственности, она становится менее защищенной законом (реквизиции; контрибуции). Декрет ВЦИК от 24 августа 1918 г. отменил право частной собственности на недвижимость в городах, которая переходила в собственность государства54. 25 мая 1920 г. СНК принял Декрет о принудительном подселении в квартиры, в которых имелись излишки жилой площади.

Постепенное введение монополии государства на все рыночные отношения и замена их продуктообменом, подчинение управления промышленностью единому центру и отказ от договорных связей, предоставление бесплатных жилищно-коммунальных и транспортных услуг, все это в конечном итоге привело к постепенному исчезновению норм обязательственного права. Однако полностью отказаться от договорных отношений на практике оказалось невозможным, и в ограниченных рамках они все же применялись (договоры подряда, поставки, комиссии). В то же время договор дарения фактически был запрещен, договор купли-продажи, в основном, применялся в быту и постепенно подменялся договором мены из-за увеличения ничем не обеспеченной денежной эмиссии.

Становление советского семейного права шло вразрез с церковными взглядами на брак и искаженной в ряде мест семейно-правовой политикой, провозглашенной первыми декретами о семье. Все это требовало кодификации законодательства в области семейного права. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. (КЗАГС 1918 г.), как и Декреты «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака», указывал, что государство признает лишь гражданский (светский) брак. КЗАГС 1918 г. приравнивал церковный брак55 к зарегистрированному лишь в том случае, если он был заключен до 20 декабря 1917 г. Закон содержал детальные правила, определяющие саму процедуру заключения брака, устанавливал органы, на которые возлагалось заключение и расторжение браков, а также закреплял права и обязанности супругов. В особой главе рассматривался вопрос о недействительности браков. Отцовство и материнство определялись в книге записей рождений, а при отсутствии такой записи – доказывалось в судебном порядке. Что касалось прав и обязанностей родителей в отношении детей, то в Кодексе была предусмотрена их реализация исключительно в интересах детей, и если этого не делалось, суду предоставлялось право лишить родителей прав на ребенка. Закон впервые закрепил принцип, по которому внебрачные дети приравнивались к рожденным в браке. Лишение родительских прав и передача детей органам опеки и попечительства не освобождали родителей от обязанности содержать детей. Кодекс возложил обязанность по взаимному содержанию не только в отношении родителей и детей, но и других родственников по восходящей и нисходящей линиям, а также на братьев и сестер. Был установлен запрет на усыновление, за исключением всех тех, кто был усыновлен до опубликования нового закона (они оставались приравненными к родственникам в полном объеме), так как закон обратной силы не имел. КЗАГС 1918 г. был первым советским кодексом не только в своей отрасли, но и первым семейный кодексом в истории России.

Как и Семейный кодекс, КЗоТ 1918 г. обобщил сравнительно небольшой законодательный и практический опыт в области регулирования трудовых отношений, накопленный за первый год существования Советской власти. Трудовое право регулировало отношения, возникающие на основе всеобщей трудовой повинности, лиц от 16 до 50 лет на всех производствах, за исключением крестьянских хозяйств. В КЗоТе закреплялись также нормы труда и отдыха (отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин. Кодекс заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства). Однако в условиях войны нормы КЗоТа постоянно нарушались. Сверхурочные работы были повсеместным явлением, уход с работы по собственному желанию был затруднен. Условия военного времени диктовали необходимость введения милитаризованных форм организации труда работников. Получила распространение практика призвания на действительную военную службу с оставлением на прежнем месте работы рабочих и служащих предприятий отдельных отраслей. С момента объявления предприятия милитаризованным все его работники лишались права оставлять работу по собственному желанию и могли быть уволены только с согласия соответствующих органов управления. Самовольное оставление службы каралось как дезертирство по законам военного времени.

Военная обстановка наложила определенный отпечаток на методы привлечения к трудовой повинности. С целью укрепления дисциплинарной ответственности Декретом СНК от 14 ноября 1919 г. были введены рабочие дисциплинарные суды. В 1920 г. был принят Декрет «О борьбе с прогулами»56, предусматривающий обязательное возмещение прогульщиком пропущенного рабочего времени.

Под влиянием военной обстановки в данный период делаются шаги к разработке норм общей части уголовного права и его кодификации.

Во избежание произвола при применении революционного правосознания, в декабре 1919 г. Наркомюст принял «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР», ставшие первой попыткой обобщения сложившейся практики судов и трибуналов. Согласно получившей широкое распространение в этот период теории «социальных функций права», новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности. В законодательном корпусе появились тенденции к отказу от особенной части. Предполагалось, что суды будут решать дела на основе лишь норм общей (декларативной) части. Этот акт содержал нормы общей части уголовного права и впоследствии явился основой Общей части Уголовного кодекса, принятого в 1922 г. Во вводной части давалась характеристика и излагались основные принципы советского уголовного права. <QUEST2< FONT>Преступление классифицировалось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемых законом. Данная трактовка давала весьма широкое понятие преступления. В целом в уголовном праве господствовали принципы этатизма Происходило усиление принципа объективного вменения, когда степень наказания связывалась с результатом преступления, а не с его мотивами. Наказание определялось как мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает сохранение общественного порядка от нарушителей. Для объективного определения меры наказания суд должен был оценивать степень и характер опасности для общества как самого преступника57, так и совершенного им деяния. К смягчающим обстоятельствам относилось принадлежность к неимущим классам, состояние голода, нужды, невежество и несознательность. К уголовной ответственности привлекали с 14 лет. Содержались положения о необходимой обороне, субъективной стороне, составе преступления, деянии, совершенного в состоянии душевного заболевания. Применялся принцип аналогии: при отсутствии конкретной нормы в законе, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить аналогичную норму. Инструкцией предусматривалось 16 видов наказания, начиная с расстрела и объявления вне закона и заканчивая внушением и общественным порицанием. Объявление вне закона применялось и к отдельным лицам, и к целым организациям58. Что касается Особенной части, то в большей части она была посвящена контрреволюционным преступлениям. Деяния, направленные против существовавшего строя и порядка управления, классифицировались как контрреволюционные. К ним относились заговоры и мятежи, антисоветские выступления в печати, присвоение иными организациями функций Советской власти, измена Родине – вступление в контрреволюционные войска, шпионаж, диверсия, вредительство, теракты, саботаж. Особо опасными преступлениями также признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Предусматривалась ответственность и за должностные преступления – взяточничество, волокиту и прочее. Другое важное направление в развитии уголовного права связано с воинскими преступлениями. Из воинских преступлений наиболее тяжким видом признавалась измена военных специалистов. Уголовная ответственность предусматривалась и в случаях хищения или растраты военного имущества, мародерства, дезертирства и т. д. В декабре 1919 г. СНК РСФСР установил уголовную ответственность за незаконное производство спиртных напитков и появление в общественных местах в нетрезвом виде