Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат_Пример.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
200.7 Кб
Скачать

1.3. Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детей. «Отношение детей к куклу интерпретировалось как знак судьбы: «не играет в куклы – не будит детей, плохая мать будет.»»10 Куклы делились на сшивные и свёрнутые. Свёрнутые делались без иголки и нитки. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла – «полено». Представляла она собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла «Барыня». Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки.

Была распространена игровая тряпичная кукла «Малышок-голышек». Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. «Малышок» был и очень сильным оберегом. Надо отметить, что «Малышок-голышек», изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

2. Магический образ куклы в русском фольклоре

Связь между игрушкой и древними представлениями прослеживается и в произведениях русского народного творчества. В русском фольклоре существует несколько сказок, в которых присутствует магический образ куклы. Кукла кого-то спасает, кому-то покровительствует, охраняет общественную мораль, нравственность. За это ее нужно кормить, как живое существо, беречь, почитать.

Автор данной работы для интерпретации выбрала сказку «Василиса Прекрасная», так как в ней этот образ показан наиболее всесторонне.

2.1 Интерпретация русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

В русских сказках довольно часто мать своей дочери помогает из могилы. Маленькая куколка, подаренная Василисе умирающей матерью, волшебный помощник девушки. А ведь вплоть до начала двадцатого века идолами были и тряпичные куклы, в которых женщины на Руси держали личных духов хранителей. Чаще всего это были сделанные и подаренные матерями куклы, хранимые со времен детства – «матушкино благословение».11 И в язычестве, и в христианстве родительскому благословению придавалось большое значение, ведь 4-ая заповедь в библии гласит «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе»12. Та дочь благословенна, которая послушна, следует заветам отца и матери и в результате получает защиту не только родительскую, но и божественную. Вот и в сказке куколка предстаёт в виде родительского благословления, что в дальнейшем имеет большое значение – против благословления чары Бабы-Яги бессильны. Баба – прародительница, изначально положительное божество славянского пантеона, хранительница рода и традиций. Но, так как «в период христианства всем языческим богам, в том числе и берегиням, придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера»13, не избежала этого и Баба-Яга. Поэтому «Баба-Яга описывается, как злая, старая и мощная колдунья или волшебница со страшным видом, которая не столько в аде живёт, сколько на этом свете»14. Так как Баба-Яга была представительницей тёмных сил, её соответственно пугало и ей было неприятно светлое благословение, что таилось в куколке, и, услышав о нём, она сразу выгнала Василису со словами: «Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных!»15.

Этот дар нужно беречь от чужих глаз, чтобы не потерял силу. «Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета.»16 Известно, что славяне имели в своих домах много маленьких идолов. «Как правило, они были спрятаны – стояли или лежали в укромном месте, либо в красном углу, чтобы чужие «не сглазили» и обереги не потеряли свою силу».17

У куклы нет имени, Василиса так и зовёт её – «куколка». В народе куклам не давали имени собственного. «Табуирование кукольного имени связано с магическим пониманием слова как телесной материи. Озвучивание имени могло нарушить охраняемую целостность куклы.»18

Сберечь куколку надо на случай горя, несчастья. Она помогает, делает наложенную мачехой работу за Василису. «Василисе помогала её куколка. Без этого, где бы девочке сладить со всею работою!»19 Куколка представляет собой умершего, её нужно кормить, и только тогда умерший, инкарнированный в этой куколке, будет оказывать помощь. «Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек..»20 В сказке переплетаются христианские и языческие традиции – кукла предстаёт и как родительское благословение, и как идол, ведь в кормлении куколки видно самое настоящее жертвоприношение.

Куколка подсказывает героине, что делать в трудную минуту, бывает порой просто хорошей слушательницей, выступает совсем не как игрушка, а как подруга, покровительница, которая больше знает о жизни, помогает Василисе в работе, печётся о ней. «..и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчевает её, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?»»21

Именно благодаря помощи куколки, Василиса легко проходит все испытания в доме Бабы-Яги и решается её дальнейшая судьба – счастливое замужество девушки. «– Не бойся, Василисушка! – сказала она. – Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе. При мне ничего не станется с тобой у Бабы-Яги.»22 Сказка заканчивается счастливо для всех положительных персонажей, и куколка проживает с Василисой всю жизнь, как и родовой оберег в крестьянских семьях со своей хозяйкой проживает целую жизнь, бывает с ней в радостях и в горе. «Старушку Василиса взяла к себе, а куколку по конец жизни своей всегда носила в кармане.»23

Также автор данной работы ознакомилась с интерпретацией этой сказки и образа куклы с совершенно другой точки зрения в работе Клариссы Пинколы Эстес «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях». Здесь этот образ рассматривается более с психологической стороны. Автор книги считает эту сказку историей об инициации женщины. «О постижении того, что большинство вещей не такие, какими кажутся и, чтобы это разнюхать, мы, женщины, призываем на помощь интуицию и инстинкты. Эта сказка рисует извечную психическую картину введения в глубинный мир первозданной богини. Она посвящена наделению земной женщины главной инстинктивной способностью Дикой Женщины – интуицией.»24

«Василисина куколка – из запасов Старой Дикой Матери. Куклы – одно из символических сокровищ инстинктуальной природы. В случае с Василисой кукла символизирует la vidacita, маленькую инстинктивную силу жизни, которая одновременно является и яростной, и терпеливой. В какую бы ситуацию мы ни вляпались, она проживает в нас свою скрытую жизнь.»25

В выше указанном источнике кукла толкуется, как символический гомункул, маленькая жизнь. Это символ того нуминозного, что скрыто в людях. Это уменьшенная сияющая копия изначальной Самости. С виду это просто кукла, но внутренне она олицетворяет частицу души, в которой сосредоточено все знание более широкой души – Самости. В кукле в миниатюре заключен голос старой La Que Sabe – Той, Что Знает.

Таким образом, кукла выражает внутренний женский дух, голос внутреннего разума, внутреннее знание и сознание. Нет большего благословения, которое может дать дочери мать, чем надежное ощущение, что её интуиция верна.

Кукла служит талисманом. Талисманы – это напоминания о том, что мы чувствуем, но не видим, о том, что присутствует, но не явно. Божество – талисман в образе куклы напоминает нам, подсказывает, видит раньше нас.

Кормление куколки – важный цикл архетипа Первозданной Женщины, хранительницы потаенных сокровищ. Василиса кормит куколку двумя способами: во‑первых, крошками хлеба – крошками жизни для нового душевного предприятия, и во‑вторых, тем, что находит путь к Старой Дикой Матери – к Бабе Яге. Она слушает куколку на каждом повороте, на каждой развилке дороги, и та показывает, в какой стороне «дом».

Связь между куколкой и Василисой символизирует некую эмпатическую магию между женщиной и её интуицией. Именно она должна передаваться от женщины к женщине – это благословенное усвоение, испытание и кормление интуиции.

Автор данной работы соглашается и с этой интерпретацией, что образ куклы в сказке можно толковать, как символ женской интуиции. Ведь и психологи, и философы не могут точно объяснить, что такое женская интуиция. Автор данной работы предполагает, что, возможно, интуиция и есть некий комплекс знаний, опыта, которые на генетическом уровне передаются от матери к дочери и который мы инстинктивно чувствуем в себе, а кукла была посредником, связью между этим «наследством» и человеком.