Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция Биол основы потр.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.11.2018
Размер:
121.34 Кб
Скачать

5.1. Индивидуальные потребности

Любые социальные группы и общество в целом складываются из индивидов. В обыденной жизни кажется, что большие социальные группы являются первичными, главными, определяющими по отношению к индивиду. Ведь повседневный опыт показывает нам, что человек родился, а та большая социальная группа, в которую он войдет, когда вырастет, получит образование и станет специалистом в определенной профессии, уже существует. Но если поставить вопрос иначе: как возникает любая большая социальная группа? То ответ на него приведет к противоположному выводу. Действительно, возникновение любой (малой или большой) социальной группы начинается с того, что появляется один человек, который начинает, к примеру, добывать себе средства существования таким способом, каким в данном обществе не пользовался никто – вымогательством (рэкетом). Успех на этом поприще одного индивида вдохновил другого, третьего на такую же деятельность. И когда в обществе много людей соорганизуясь начинают добывать себе средства существования таким способом, тогда и возникает новая социальная группа – рэкетиров (организованная преступность). Таким образом, первичным, определяющим выступает не социальная группа, а индивид, точнее говоря, множество индивидов, действующих однотипными способами и в одном направлении. Так возникают любые социальные группы.

К деятельности индивид побуждается, прежде всего, потребностями. Поэтому индивидуальные потребности являются не только источником возникновения групповых и общественных потребностей, но и их фундаментальной основой.

Ведь любая группа существует в конечном счете для удовлетворения каких-то общих потребностей, возникающих у ряда индивидов. Как только индивиды утрачивают эти потребности в силу тех или иных обстоятельств, группа тотчас распадается, исчезает.

Все потребности индивида в той или иной мере имеют социальный характер, ибо все они социально обусловлены. И эта социальная обусловленность выражается как в культурно-историческом, так и в актуальном воздействии на процесс развития индивида совокупности социальных условий его жизни. В то же время у индивида есть потребности, в которых биологический характер преобладает над социальным, является ведущим. Такие потребности называются биологическими (физиологическими).

У каждого индивида в процессе его жизнедеятельности возникает множество самых различных потребностей. Однако все они как показывают научные исследования, основываются на определенной системе потребностей, которая имеется у каждого индивида. Эта система основных и наиболее общих потребностей индивида называется базовой. Она определяется всеобщей биосоциальной сущностью индивидов.

Наиболее глубокую разработку системы базовых потребностей индивида осуществил известный американский психолог А.Г. Маслоу. Он представил классификацию базовых потребностей в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические (биологические) потребности, а далее следуют более высокие человеческие потребности. Причем удовлетворение высших потребностей имеет своей предпосылкой удовлетворение низших потребностей. Действительно, о каком достоинстве, уважении и самоуважении человека как высших потребностей можно говорить, если этот человек нищ, ему голодно и холодно?

Исходной базовой потребностью индивида, по Маслоу, является потребность в самой жизни, т.е. совокупность физиологических потребностей – в еде, питье, одежде и т.д. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа.

Потребность в социальной защищенности – следующая по восходящей значимости базовая потребность индивида. Сюда входят гарантии будущего удовлетворения физиологических потребностей (наличие хорошо оплачиваемой работы, счета в банке, страхового полиса и т.д.), заинтересованность в таких общественных порядках, которые защищают индивида, обеспечивают его права и свободы, в предсказуемости действий государственной власти, отсутствии тревоги за личную безопасность и т.д. Одним из проявлений этой потребности является стремление иметь религию или философию, которая бы упорядочивала воззрения на мир и определяла место человека в нем.

Потребность в общности – третья базовая потребность. Она выражается в симпатии, дружбе, любви, в простом человеческом участии, в надежде на то, что не только успехи, радости, победы индивида, но и его страдания, горе, несчастье будут разделены с другими. Индикатором неудовлетворенности данной потребности является чувство одиночества, заброшенности, ненужности. Удовлетворение потребности в общности очень важно для полноценной человеческой жизни. Отсутствие любви и дружбы отрицательно сказывается не только на самочувствии индивида, но и на общем состоянии его психики.

Потребность в уважении и самоуважении – четвертая базовая потребность индивида. Человек нуждается в том, чтобы его ценили, – например, за мастерство, компетентность, ответственность и т.п., чтобы признавали его заслуги, его незаменимость и т.д. Но признания со стороны других еще не достаточно. Индивиду очень важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свою единственность; знать, что занят нужным и полезным делом, что занимаешь достойное место в жизни. Уважение и самоуважение – это также забота о своей репутации, о своем престиже. Свидетельствовам неудовлетворения данной потребности человека являются разочарованность, беспомощность, чувство слабости.

Завершающая, по Маслоу, базовая потребность – самореализация. Эта потребность реализуется через проявление всех способностей, задатков и талантов индивида. Человек на этом уровне стремится стать всем тем, чем он может и по своей внутренней, свободной мотивации должен стать. Работа человека над самим собой – главный механизм удовлетворения потребности самореализации.

Классификация индивидуальных потребностей по Маслоу, конечно, не обладает исчерпывающей полнотой. Достаточно сказать, что Маслоу выделял еще такие базовые потребности, как потребность в знании и понимании, в красоте и эстетическом наслаждении. Но так и не вписал их в свою пятичленную систему. Видимо, количество базовых потребностей может быть и другим, гораздо большим. И вместе с тем классификация Маслоу привлекательна тем, что охватывает все жизненно важный для индивида потребности и выстраивает их в определенной субординации, которая имеет место в жизни. Удовлетворение низших потребностей является необходимой предпосылкой для удовлетворения высших. Эта закономерность, отмеченная Маслоу, имеет важное значение для понимания связи между материальными и духовными потребностями. Последние как истинно человеческие потребности могут быть удовлетворены только после удовлетворения материальных (физиологических) потребностей. В соответствии с этой закономерностью первые четыре базовые потребности Маслоу считает потребностями недостатка, определенной нужды. Таланты же и способности, составляющие комплекс самореализации человека, рассматривает как потребности роста индивида.

Теория базовых потребностей индивида, по Маслоу, не накладывает никаких (кроме моральных) ограничений на многообразие путей, форм и методов их удовлетворения. Это хорошо согласуется с отсутствием принципиально непреодолимых барьеров на пути исторического развития общества. Не ставит она каких-либо препятствий и на пути развития индивида. Свободный индивид способен при его желании к бесконечному саморазвитию, самосовершенствованию. В этом плане теория потребностей Маслоу выглядит даже слишком оптимистичной. Ибо человек в реальной жизни не только занимается саморазвитием, но и делает частенько то, что ведет его к разрушению, деградации. Человек впадает в заблуждения, творит зло, совершает преступления. Как объяснить это с помощью теории потребностей Маслоу?

А.Г. Маслоу не отрицает: да, зло играло и продолжает играть существенную роль в человеческой жизни и историческом развитии общества. Но он отказывается принимать зло в качестве базовой характеристики индивида. Считая сущность человека в целом доброй, американский психолог склонен рассматривать садизм, жестокость, злобу и т.п. не как нечто внутренне присущее человеку, а скорее как защитную реакцию на подавление его подлинных потребностей, эмоций, способностей. Дурные поступки людей в сущности своей реактивны, а не инстинктивны – таково глубокое убеждение Маслоу.

Думается, что Маслоу в этом вопросе односторонне подходит к человеку и его потребностям. Также односторонним (хотя и несколько отличным от Маслоу) является подход и отечественного философа П.К. Гречко, который пишет: «Злое начало становится со временем таким же внутренним формированием (привычной реакцией, предрасположенностью) человека, как и доброе. Зло, видимо, следует квалифицировать как обобщенную форму интериоризации (перехода извне внутрь – В.Ч.) каких-то издержек в социализации человека, напряжений и антагонизмов в его общественном бытии. Вторичность же этой структуры в рамках человеческой природы указывает на небеспочвенность тысячелетней гуманистической мечты человечества о справедливом и свободном устройстве общественной жизни» (Человек как философская проблема : Восток – Запад. – М. : Изд-во УДН, 1991. – С. 175).

Односторонность позиции и Маслоу, и Гречко состоит в том, что потребность индивида они рассматривают как качественно однородное – положительное в этическом плане явление. Отрицательные же этические характеристики считают чем-то случайным, внешним исключительным для потребностей по их сути. Думается, что это не так. На самом деле потребности индивида как побудители его деятельности могут быть наполнены разным по качеству содержанием.

Поскольку индивид не может существовать в одиночестве, он всегда входит в те или иные малые и большие социальные группы, общество в целом. И эти всевозможные группы выступают по отношению к индивиду не просто внешними факторами, а в разной степени противоположностями. Более того, отношения между индивидом и разными противоположностями развиваются и в какой – то момент превращаются в противоречия. Эти противоречия в самом общем виде могут быть определены, как противоречие между индивидуализацией и социализацией. Индивидуализация воплощает индивидуальное своеобразие, самобытность каждого человека, а социализация – специфику конкретно-исторического существования общества, усвоенную индивидом. Специфика общества существует и как внешний по отношению к индивиду фактор, и как некоторая часть его, которая перешла в процессе воспитания и образования индивида в его внутренний мир. И уже во внутреннем мире индивида, в его потребностях и интересах образует противоречие с его индивидуальностью. Поэтому внутренний мир индивида (и в том числе его потребности и интересы) глубоко противоречив. Каждый элемент его, каждая потребность индивида может иметь разное качественное содержание. Например, потребность в общении может иметь самую разную направленность: дружелюбную и агрессивную; бескорыстно добрую и небескорыстно добрую; агрессивность, направленную на врагов общества (герой) и агрессивность, направленную на своих (хулиган) и т.д.

Разрешение разных противоречий внутреннего мира индивида, разных его потребностей может осуществляться по-разному. Одни разрешаются стабильно в пользу выработанной ценностной ориентации (например, потребность в одежде удовлетворяется в связи с ценностной ориентацией на один какой-то избранный раз и навсегда стиль – часто на стиль, господствовавший во времена молодости индивида). Другие разрешаются в связи с конкретно-исторической ситуацией (например, после падения господства КПСС в российском обществе у многих появилась потребность в религиозном мировоззрении, которое усиленно поддерживается новой властью). Третьи противоречия разрешаются в зависимости от обстоятельств складывающихся в данный момент для индивида, его понимания этих обстоятельств, его сиюминутного настроения и т.д. Поэтому одни и те же потребности индивида могут быть наполнены разным содержанием в разное время и удовлетворять их индивид может по-разному. Иначе говоря, качество содержания потребностей может быть различным.

Все это свидетельствует о внутренней противоречивости потребностей индивида, о возможности разного разрешения этих противоречий и поэтому о возможном многообразии качественного содержания потребностей индивида. Отсюда и подход к потребностям индивида не может быть односторонним. Он должен учитывать обе противоположности, присутствующие в каждой потребности индивида, противоречивости отношений между ними и возможность разного разрешения этих противоречий.

Человечество по мере своего развития стремится к такому разрешению внутренних противоречий в потребностях индивида, которое способствует наилучшему развитию прежде всего общества. Однако современный уровень развития передового человечества таков, что успешное развитие общества невозможно уже без наиболее полной реализации индивидуальности каждого человека. Поэтому и разрешение противоречий внутреннего мира современного индивида должно быть ориентировано, прежде всего, на развитие и реализацию его индивидуальности.

Базовые потребности индивида, систематизированные Маслоу, имеют значение не только как характеристика современного уровня развития человека, но и как ориентир на будущее. Причем этот ориентир бесконечен. «В самом деле, - справедливо замечает П.К. Гречко, - разве можно будет, когда–нибудь сказать: все, хватит – материальных благ, социальной защищенности, уважения, самоутверждения и т.д. Допустима поэтому градация. В отношении потребностей нужды или недостатка, как их обозначил А.Г. Маслоу, можно, видимо, говорить о каком-то минимуме. Хотя бы по аналогии с прожиточным минимумом – статистическим, но вполне реальным индексом нашей жизни. Применительно же к потребностям роста такого минимума просто нет – он исключается логикой совершенствования человека. Процесс самосовершенствования воодушевляется всегда максимумом, а не минимумом» (Человек как философская проблема: Восток – Запад. – М., 1991. – С.176).

Перед каждым индивидом базовые потребности выступают в виде задач, ждущих своего решения, или возможностей, требующих своей реализации. Таким образом, базовые потребности индивида составляют не только основные направления его развития, но и критерии (измерители) уровня его развития. Более того, базовые потребности индивида могут быть и должны быть критериями развития и общественной жизни. Чтобы обосновать этот важный тезис, необходимо рассмотреть природу групповых и общественных потребностей, их взаимодействие с индивидуальными потребностями.